Инвестиционный контроль подразделяется на следующие типы:
- контроль на соответствие;
- контроль финансовой отчетности;
- контроль эффективности 1 .
--------------------------------
1 См.: Терехова Е.В. Правовые аспекты государственного финансового контроля в области приоритетных инвестиционных направлений // Финансовая система и финансовое право современной России: Сб. тезисов и докладов по материалам Междунар. круглого стола (14 декабря 2009 г.). М., 2010. Ч. I. С. 50 - 57.
Инвестиционный контроль на соответствие - оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям инвестиционного, бюджетного и иного законодательства Российской Федерации.
Инвестиционный контроль финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля.
Инвестиционный контроль эффективности - оценка, проводимая в том числе на основе контроля на соответствие и финансовой отчетности, достижения государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, реализации государственных и бюджетных программ, оказываемых государственных услуг, использования связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, поручительств и активов государства.
В зависимости от совокупности мероприятий, составляющих предмет инвестиционного контроля, а также органов, осуществляющих контроль, выделяются такие виды инвестиционного контроля, как комплексный, тематический, встречный и совместный контроль.
Инвестиционный комплексный контроль - проверка и оценка деятельности объектов контроля по всем вопросам за конкретный период.
Инвестиционный тематический контроль - проверка и оценка деятельности объектов контроля по отдельным вопросам за конкретный период.
Инвестиционный встречный контроль - контроль третьих лиц, который проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом контроля в рамках проверяемого контроля.
Инвестиционный совместный контроль - контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами.
Подчеркнем, что инвестиционный контроль в сфере финансов активно изменяется от проверки правильности, целесообразности и законности инвестируемых государственных финансовых ресурсов к контролю с позиции эффективного, результативного и экономического использования государственных ресурсов.
Объектами инвестиционного контроля могут выступать инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, инвестиционные проекты, государственные программы и др. С учетом публичного аспекта объектами инвестиционного контроля будут выступать бюджетные инвестиции, государственная инвестиционная деятельность, государственные инвестиционные проекты и др.
На основании Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 г. (разработан Минэкономразвития России) общее снижение объемов финансирования приоритетов социально-экономической политики по сравнению с ранее запланированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. цифрами, с одной стороны, означает необходимость переноса акцента с мер финансовой поддержки на меры по совершенствованию институциональных условий экономической деятельности. С другой стороны, это означает необходимость кардинального повышения эффективности расходования бюджетных средств, необходимых для достижения целей политики. Для этого в том числе будут реализовываться меры, предусмотренные указанной Концепцией, в частности ключевая мера - переход начиная с 2012 г. к формированию бюджета на программной основе. Государственные программы охватывают все ключевые цели и задачи социально-экономической политики и одновременно включают большую часть (до 90%) расходов федерального бюджета (в том числе расходы на инвестиционную деятельность).
Эффективность расходования бюджетных средств является одной из характеристик эффективности реализации программы и ее мероприятий и мерой соотношения полученных результатов и бюджетных расходов. Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями с формированием абсолютных и относительных отклонений.
Согласно программным документам каждая целевая программа содержит раздел, касающийся оценки эффективности расходования бюджетных средств, методику оценки. К примеру, Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. N 239, закрепляет, что целевая программа ведомства содержит оценку эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации; методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" раздел VI целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации целевой программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Терехова Е.В., доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности РГУП, канд. юрид. наук.
расходование бюджетный средство, эффективность расходование бюджетный, оценка эффективность расходование, социально экономический политик, деятельность объектовый контроль, оценка деятельность объектовый, программа необходимость реализация, государственный финансовый контроль, конкретный период инвестиционный, объект инвестиционный контроль, эффективность расходование бюджетный средство, оценка эффективность расходование бюджетный, контроль проверка оценка деятельность, проверка оценка деятельность объектовый, этап течение срок реализация, объект инвестиционный контроль выступать, оценка деятельность объектовый контроль, ключевой цель задача социально, охватывать ключевой цель задача, программа охватывать ключевой цель,