Государственное участие в инвестиционном процессе проявляется многогранно и в рамках системы инвестиционной модели.
Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ), муниципальные образования выступают субъектами инвестиционного права, обладая компетенциями в области инвестиционной деятельности.
Участие государства в инвестиционных отношениях связано с целым рядом особенностей, одним из которых является социальное назначение государства. В связи с этим выделяемые государством инвестиции в любом случае должны быть направлены на решение социально полезных задач (даже если они связаны с получением прибыли). При этом для инвестиционных правоотношений с участием государства характерен гораздо больший удельный вес административно-правовых и финансово-правовых норм, чем для обычных инвестиционных правоотношений.
В принципе такая же ситуация имеет место и с публичными инвестиционными правоотношениями, функции инвестора в которых осуществляют муниципальные образования. Однако последние наделены гораздо меньшими, по сравнению с государством, возможностями определять "правила игры" для конкретных инвестиционных проектов, создавать специальные инвестиционно-правовые нормы, определяющие особенности инвестирования "под конкретный случай", и т.п. В силу этого, хотя, как указывалось выше, публичные инвестиционные правоотношения с участием муниципальных образований также охватываются предметом финансового права, частноправовые начала в них присутствуют в большем объеме, чем в публичных инвестиционных правоотношениях с участием Российской Федерации или субъектов РФ.
Государство выступает в качестве собственника имущества. В соответствии со ст. 214 ГК РФ казна является государственной собственностью. Следовательно, государство выступает собственником казны. В свою очередь, в состав казны входит бюджет. Право Российской Федерации на собственный бюджет есть одновременно и право государственной собственности. Вместе с тем в рамках бюджетной дисциплины происходит планирование, формирование инвестиционных расходов.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится федеральный бюджет. На основании БК РФ (ст. 84, 69, 96.6, 96.10, 131 - 133) к бюджетным правам Российской Федерации относятся: право на собственный бюджет; право на получение бюджетных доходов и зачисление их в данный бюджет; право на использование бюджетных средств; право на образование и использование в рамках бюджета специальных фондов.
Аналогично федеральному уровню субъекты РФ являются субъектами инвестиционного права и обладают бюджетным правом на рассмотрение и утверждение бюджетов.
Помимо Российской Федерации и субъектов РФ исходя из признаков публично-правового образования в качестве субъектов инвестиционного права выступают муниципальные образования.
В зависимости от уровня бюджетной системы публично-правовое образование имеет право самостоятельно планировать инвестиционные расходы в рамках запланированных лимитов бюджетных ассигнований, формируя государственные инвестиционные программы.
Терехова Е.В., доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности РГУП, канд. юрид. наук.
публичный инвестиционный правоотношение, инвестиционный правоотношение участие, публично правовой образование, субъект инвестиционный обладать, российский федерация относиться, российский федерация субъект, формирование инвестиционный расход, планирование формирование инвестиционный, инвестиционный расход соответствие, соответствие конституция ведение, публичный инвестиционный правоотношение участие, инвестиционный расход соответствие конституция, формирование инвестиционный расход соответствие, расход соответствие конституция ведение, соответствие конституция ведение российский, конституция ведение российский федерация, планирование формирование инвестиционный расход, происходить планирование формирование инвестиционный, вместе рамка бюджетный дисциплина, собственность вместе рамка бюджетный,