5. В пункте 3 резолютивной части Постановления КС РФ N 1-П/2010 устанавливалась обязанность законодателя в шестимесячный срок внести изменения и дополнения в нормы АПК РФ, закрепляющие возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, основанного на правовой норме, практика применения которой после вступления данного судебного акта в законную силу определена (изменена) Постановлением Пленума или Президиума ВАС РФ, вынесенным по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора с учетом сформировавшейся практики, в том числе исходя из правовых позиций, сформулированных Пленумом ВАС РФ.
Во исполнение данного Постановления ВАС РФ был разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - проект изменений АПК РФ), который впоследствии был принят Государственной Думой практически без изменений и доработок (ср.: редакция проекта, размещенная на сайте ВАС РФ 1 , и Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальных кодекс Российской Федерации", далее - Закон N 379-ФЗ).
В пояснительной записке к проекту изменений АПК РФ (далее - пояснительная записка) указывалось следующее: правовые позиции, формируемые ВАС РФ, могут являться основанием для пересмотра в порядке надзора вступившего в законную силу судебного акта, что, как специально подчеркивалось в пояснительной записке, обязывает Президиум ВАС РФ пересматривать в порядке надзора судебные акты, если они основаны на положениях законодательства, практика применения которых была определена либо изменена в постановлении Пленума или Президиума ВАС РФ. Необходимость подобного пересмотра в несколько раз увеличивает количество рассматриваемых в порядке надзора однотипных дел и, по мнению разработчиков проекта изменений АПК РФ, противоречит природе надзорного производства как исключительного порядка пересмотра судебных актов.
С учетом изложенного в проекте изменений АПК РФ была предложено "модифицировать институт пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" в соответствии с мнением, выраженным в Постановлении КС РФ N 1-П/2010. В обоснование необходимости такого шага в пояснительной записке указывалось на положения, касающиеся возобновления производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ). Предлагаемая модификация, по мнению разработчиков проекта, с одной стороны, должна повысить эффективность института пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, освобождая Президиум ВАС РФ от рассмотрения дел, разрешение которых должно быть основано на выработанной ВАС РФ правовой позиции, а с другой стороны - расширить для лиц, участвующих в деле, возможность, обращаясь к данному ВАС РФ толкованию норм права, добиться защиты своего права или законного интереса в других арбитражных судах.
Реализовать указанную "модификацию" удалось достаточно легко. Вот как описывает ее итог Н.А. Громошина: "Сопоставление действующей редакции ст. 311 АПК с предыдущей редакцией показывает, что все семь оснований для пересмотра, закрепленные ранее, также, причем практически без изменений, нашли свое закрепление и в новой редакции данной статьи. Только три из них по-прежнему называются вновь открывшимися обстоятельствами, а четыре стали называться новыми обстоятельствами.
Подлинная новизна присутствует в появлении восьмого по счету основания, обозначенного в п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК, а именно: определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства (прототипом этого основания стал п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 17/2007. - Прим. М.Р.).
Итак, пока в АПК РФ не было этого последнего основания (п. 5 ч. 3 ст. 311), все семь оснований, по разумению законодателя, вполне вписывались в рамки вновь открывшихся обстоятельств, однако с появлением нового (восьмого) основания законодатель счел более правильным назвать часть из них новыми обстоятельствами..." 1 .
--------------------------------
1 Громошина Н.А. О независимости судей и новых основаниях пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 10.
В целях настоящего очерка следует подробнее разобрать предложенную в пояснительной записке аргументацию.
Прежде всего, нельзя не отметить сомнительность обоснования введения в арбитражно-процессуальное законодательство нового понятия ссылками на уголовно-процессуальное законодательство, где такое понятие имеет несколько другое значение и содержание 1 .
--------------------------------
1 Понятие "новое обстоятельство" было введено в отечественный арбитражный процесс в 2010 г. (см. ст. 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"). Аналогичные положения в тот же период были внесены в гражданское процессуальное законодательство (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"). В Уголовном процессуальном законе понятие "новое обстоятельство" появилось еще в 2001 г., когда был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ.
М.А. РОЖКОВА, М.Е. ГЛАЗКОВА, М.А. САВИНА
вновь открыться обстоятельство, проект изменение апк, пересмотр судебный актовый, процессуальный кодекс российский, кодекс российский федерация, суд российский федерация, арбитражный суд российский, закон декабрь 2010, федеральный закон декабрь, внесение изменение арбитражный, процессуальный кодекс российский федерация, арбитражный суд российский федерация, высокий арбитражный суд российский, федеральный закон декабрь 2010, внесение изменение арбитражный процессуальный, арбитражный процессуальный кодекс российский, изменение арбитражный процессуальный кодекс, декабрь 2010 379 внесение, 2010 379 внесение изменение, изменить постановление пленум президиум,