Как уже было отмечено в предыдущих очерках, положения гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства, регулирующие правила осуществления искового производства (как основной формы гражданского судопроизводства), используются в качестве общих положений для регулирования иных видов производства и судопроизводства (в частности, административного).
Определяя порядок разбирательства дел особого производства (к примеру, об установлении фактов, имеющих юридическое значение), дел о принудительном исполнении решений третейских судов, о признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, процессуальное законодательство как бы "накладывает" особенности процессуального порядка рассмотрения этих дел на единую основу исковой процессуальной формы (за исключением тех ее атрибутов, которые не применимы в иных видах судебного производства).
В иных случаях специальные правила осуществления производства по делу обусловлены не спецификой спорных материальных правоотношений, а задачей ускорения судебного процесса (в частности, упрощенная форма производства в арбитражном процессе, судебный приказ и заочное производство в гражданском процессе).
В связи с этим представляет интерес исследование правовой природы ускоренных форм судопроизводства и связанных с этим проблем унификации процессуального законодательства.
Международные организации неоднократно указывали на необходимость введения в судопроизводство европейских государств механизмов, позволяющих ускорить отправление правосудия.
Так, Комитет министров Совета Европы в Рекомендации R (84) 5 "О принципах гражданского судопроизводства, направленных на усовершенствование судебной системы" 1 признал, что судопроизводство нередко носит настолько сложный, длительный и дорогостоящий характер, что частные лица, особенно находящиеся в экономически неблагоприятном положении, испытывают трудности в осуществлении своих прав. Необходимо принять меры по упрощению процедуры рассмотрения дел во всех возможных случаях в целях обеспечения доступа к правосудию при одновременном соблюдении должного порядка его отправления. С этой целью Комитет министров предлагает использовать: упрощенные методы начала разбирательства; проведение судебного разбирательства без заседаний, или проведение только одного заседания, или, в зависимости от обстоятельств, проведение предварительного подготовительного заседания; проведение исключительно письменного или устного судопроизводства, в зависимости от обстоятельств; запрет или ограничение некоторых возражений и объяснений; более гибкие правила дачи показаний и др.
--------------------------------
1 Рекомендация N R (84) 5 Комитета министров Совета Европы "О принципах гражданского судопроизводства, направленных на усовершенствование судебной системы", принята 28 февраля 1984 г. на 367-м заседании представителей министров // Совет Европы и Россия: Сборник документов. М., 2004. С. 681 - 684.
В свою очередь, Европейский Парламент и Совет Европейского союза в ст. 5 Регламента N 861/2007 "Об учреждении европейской процедуры урегулирования споров с небольшой суммой иска" 1 определил, что форма проведения европейской процедуры по делам с малой ценой иска является письменной. Суд или трибунал проводит устное слушание, если решит, что это необходимо, либо по ходатайству сторон. Суд или трибунал может отказать в таком ходатайстве, если посчитает, что по обстоятельствам дела нет явной необходимости в устном слушании для вынесения справедливого решения по делу.
--------------------------------
1 Регламент N 861/2007 Европейского Парламента и Совета Европейского союза "Об учреждении европейской процедуры урегулирования споров с небольшой суммой иска", принят в г. Страсбурге 11 июля 2007 г. // СПС " КонсультантПлюс".
В отечественной юридической литературе отсутствует единообразный подход к вопросу о том, что следует понимать под упрощенными производствами. Так, М.З. Шварц полагает, что упрощение порядка рассмотрения дел представляет собой освобождение от процессуальных обязанностей суда с одновременным возложением дополнительных процессуальных обязанностей и риска совершения или несовершения процессуальных действий на стороны, в сравнении с объемом процессуальных обязанностей и бремени, установленных для участников гражданского судопроизводства 1 .
--------------------------------
1 См.: Шварц М.З. Систематизация арбитражного процессуального законодательства (проблемы теории и практики применения): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 17.
Н.А. Громошина считает, что упрощение - это модель процедуры осуществления правосудия, которая при ее идеальном функционировании в сопоставлении с обычной (общей, ординарной) также идеально функционирующей моделью позволяет при меньшем объеме процессуальных действий с меньшими финансовыми затратами и скорее достичь целей судопроизводства 1 .
--------------------------------
1 См.: Громошина Н.А. Дифференциация, унификация и упрощение в гражданском судопроизводстве. М., 2010. С. 199.
А.П. Вершинин указывает на то, что упрощение судопроизводства не всегда связано с уменьшением количества процессуальных правил, а требует детальной гибкой регламентации законодательства и строгого выполнения процессуальных формальностей 1 .
--------------------------------
1 См.: Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. СПб., 1997. С. 38.
Таким образом, в качестве синонимов упрощенного производства нередко используются понятия "способы ускорения рассмотрения дел", "упрощенное судебное разбирательство", "упрощенная процедура", "меры упрощения процесса". Следует согласиться с мнением Н.В. Сивака, который указывает, что, несмотря на общую цель, данные понятия отнюдь не тождественны по своему содержанию. Так, способы ускорения рассмотрения дел и меры упрощения процесса могут подразумевать некоторые незначительные элементы упрощения и при этом относиться ко всему процессу в целом. Тогда как упрощенное производство и упрощенная процедура, напротив, вполне могут охватывать в том числе и процедуры рассмотрения спора вне суда 1 .
--------------------------------
1 См.: Сивак Н.В. Упрощенное производство в арбитражном процессе: Монография. М., 2011.
Помимо этого, в научной литературе было высказано мнение о необходимости отличать упрощенные производства от ускоренных производств, под которыми понимается форма отправления правосудия по отдельным категориям гражданских дел, для вынесения решения по которым достаточным является наличие сокращенного состава юридических фактов и обязательных процессуальных действий 1 .
--------------------------------
1 См.: Папулова З.А. Теоретические основы ускорения гражданского судопроизводства // Lex russica. 2013. N 2. С. 168 - 180.
Для систематизации мнений о правовой природе и характеристике упрощенных производств Н.В. Сивак предлагает выделить их признаки:
1) упрощенные методы начала разбирательства;
2) проведение судебного разбирательства без заседаний, или проведение только одного заседания, или, в зависимости от обстоятельств, проведение предварительного подготовительного заседания;
3) проведение исключительно письменного судопроизводства;
4) запрет или ограничение некоторых возражений и объяснений - запрет на использование определенных средств доказывания;
5) активное участие суда в ведении дела;
6) специфика порядка обжалования;
7) упрощенные методы ведения самого заседания, протокола, а также формы вынесения решения (постановления) 1 .
--------------------------------
1 См.: Сивак Н.В. Указ. соч.
Несмотря на наличие в юридической литературе различных точек зрения по вопросу о формах упрощенного производства, большинство авторов сходятся в том, что в гражданском процессе к ним относятся заочное и приказное производства, а в арбитражном процессе - упрощенное производство.
Исходя из вышеизложенного в цивилистическом процессе можно выделить три формы ускоренного производства - заочное, приказное и упрощенное. Каждая из названных форм отличается правовой природой и имеет процессуальные особенности.
Первой ускоренной формой является заочное производство, которое заключается в разрешении искового дела в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания ответчика в случае его неявки в судебное заседание, при отсутствии сообщения об уважительных причинах неявки и просьбы о рассмотрении дела в его отсутствие (гл. 22 ГПК РФ).
Обязательным основанием для рассмотрения дела в порядке заочного производства является полученное в судебном заседании согласие истца (ч. 3 ст. 233 ГПК РФ). При этом согласие истца на заочное производство должно быть выражено в письменном ходатайстве либо занесено в протокол судебного заседания и подписано истцом.
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание по общим правилам искового производства.
Следует согласиться с мнением И.В. Решетниковой, которая отмечает, что заочное производство в судах общей юрисдикции можно рассматривать в качестве процессуальной меры относительно недобросовестного ответчика, который не явился в судебное заседание без уважительной причины. Заочный характер рассматриваемого производства можно назвать усеченным, так как он распространяется лишь на ответчика, не явившегося в судебное заседание. Для остальных лиц, участвующих в деле, это обычная процедура с некоторыми исключениями в распорядительных действиях 1 .
--------------------------------
1 См.: Решетникова И.В. Упрощенное производство. Концептуальный подход // Закон. 2013. N 4. С. 93 - 98.
Пожалуй, главной особенностью заочного производства является двойной порядок обжалования принятого решения до вступления его в законную силу, предоставляющий ответчику возможность подачи в суд как заявления об отмене заочного решения, так и апелляционной жалобы. При отмене заочного решения суд возобновляет рассмотрение дела по существу в обычном порядке (ст. 237 ГПК РФ).
Второй формой ускоренного производства является приказное. Приказное производство - это специфическая форма защиты прав взыскателя с помощью письменных доказательств против стороны-должника, не выполняющей свои обязательства 1 .
--------------------------------
1 Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2012.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 ГПК РФ судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. Перечень оснований для выдачи судебного приказа является закрытым и включает в себя требования взыскателя, направленные на истребование только денег или движимого имущества.
Приказное производство возбуждается путем подачи мировому судье установленного по форме и содержанию заявления о выдаче судебного приказа (ст. 123 ГПК РФ). В отличие от заочного производства рассмотрение дела в порядке приказного производства производится единолично судьей на основе документов, представленных взыскателем, без проведения судебного заседания. Судебный приказ составляется в двух экземплярах, один из которых остается в суде, а второй направляется должнику.
ГПК РФ предусматривает особый порядок обжалования судебного приказа. Должник, получивший копию судебного приказа в течение десяти дней со дня его получения, имеет право представить в суд письменное заявление с возражениями относительно его исполнения ( ст. 128 ГПК РФ). При этом гражданское процессуальное законодательство не устанавливает обязательных требований к содержанию заявления об отмене судебного приказа.
Так как судебный приказ является одновременно и исполнительным документом (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ), в случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению ( ст. 130 ГПК РФ).
Третьей формой ускоренных производств является урегулированное нормами АПК РФ упрощенное производство.
Как отмечается в юридической литературе, ускоренный характер современного упрощенного производства в арбитражном процессе заключается в отсутствии судебных заседаний для рассмотрения дела целиком и отдельных ходатайств, в ограничении исследования доказательств (не заслушиваются объяснения участников дела, показания свидетелей, экспертные заключения специалистов, не проводятся судебные экспертизы) 1 .
--------------------------------
1 Решетникова И.В. Указ. соч.
Кроме того, для упрощенного производства в арбитражном процессе характерны следующие признаки:
- рассмотрение дела производится с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о начавшемся процессе, но без извещения их о времени и месте судебного заседания (заседание, таким образом, проводится заочно);
- обязательными условиями для применимости данного порядка являются бесспорность (неопровергаемость ответчиком) требований либо (или в совокупности) незначительный размер исковых требований;
- в рамках данного производства может быть рассмотрено только то дело, по которому помимо наличия внешних признаков (бесспорность или незначительный размер требований) отсутствуют возражения истца или ответчика на рассмотрение дела в таком порядке либо возражения ответчика по существу спора;
- максимально сокращенный срок направления решения - не позднее следующего дня после его изготовления.
Ранее уже отмечалось, что начавшийся в связи с реформированием высшей судебной инстанции процесс сближения гражданского процессуального и арбитражного процессуального права привел к необходимости унификации цивилистического процесса, в том числе и норм об упрощенных производствах. Для этого целесообразно учитывать как положительный, так негативный опыт использования форм упрощенного производства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Если положительный опыт применения упрощенного производства для всех трех форм одинаков и сводится к повышению уровня доступности правосудия и оперативности защиты нарушенных прав участников цивилистического процесса, то негативный опыт имеет отличия и нуждается в дополнительном изучении.
Как уже было ранее установлено, одним из оснований для рассмотрения дела в порядке заочного производства является неявка в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие (ст. 233 ГПК РФ). Однако в ГПК РФ предусмотрены нормы, в соответствии с которыми при неявке в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие ( ст. 167 ГПК РФ). В связи с этим возникает вопрос о целесообразности уточнения (дублирования) общих норм искового производства специальными нормами о заочном производстве, если возможность рассмотрения дела в отсутствие ответчика суду уже предоставлена.
Еще одной чертой заочного производства, скорее не упрощающей, а, наоборот, усложняющей процесс, является порядок двойного обжалования заочного решения, предусмотренный ст. 237 ГПК РФ. Следует согласиться с позицией И. Зайцева и М. Фокиной, указывающих на частое злоупотребление ответчиком своими процессуальными правами в заочном производстве. Так, в практике нередки случаи, когда ответчик, несмотря на вызовы, в суд не является, но, как только получает из суда копию заочного решения, сразу направляет заявление о том, что он не получал судебной повестки и не имел, таким образом, возможности защищаться против заявленного требования. И хотя он в большинстве случаев не представляет никаких доказательств, судьи безоговорочно отменяют заочное решение 1 .
--------------------------------
1 См.: Зайцев И., Фокина М. Отрицательные факты в гражданских делах // Российская юстиция. 2000. N 3.
Рассматривая негативный опыт применения норм о судебном приказе, отметим, что, на наш взгляд, весьма спорной с точки зрения законности является возможность вынесения в отношении лица, не извещенного надлежащим образом о возбуждении производства по делу против него, судебного акта, пусть и не вступившего в законную силу.
Исходя из вышеизложенного полагаем, что унификация ускоренных форм разбирательства в цивилистическом процессе должна пойти по пути замены заочного и приказного производств упрощенным производством. Вместе с тем упрощенное производство должно претерпеть некоторые изменения, а именно: с учетом более низкого уровня развития системы электронного правосудия в судах общей юрисдикции следует помимо размещения определения о принятии искового заявления, заявления к производству на официальном сайте суда в сети Интернет направлять его бумажную копию сторонам; с учетом дифференциации гражданского процессуального и арбитражного процессуального права для судов общей юрисдикции необходимо пересмотреть перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства.
М.А. РОЖКОВА, М.Е. ГЛАЗКОВА, М.А. САВИНА
рассмотрение деть порядок, производство арбитражный процесс, суд общий юрисдикция, упрощенный производство арбитражный, известить временить судебный, деть порядок заочный, порядок заочный производство, судебный заседание ответчик, министр совет европа, форма ускоренный производство, упрощенный производство арбитражный процесс, гражданский процессуальный арбитражный процессуальный, деть порядок заочный производство, рассмотрение деть порядок заочный, гражданский судопроизводство направить усовершенствование, направить усовершенствование судебный система, принцип гражданский судопроизводство направить, судопроизводство направить усовершенствование судебный, запрет ограничение некоторый возражение, разбирательство заседание проведение заседание,