СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 37 Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса


1. Часть 1 комментируемой статьи описывает случаи, когда концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса.

Первый случай предусмотрен ч. 6 ст. 29 комментируемого Закона. То есть если конкурс был объявлен не состоявшимся в связи с тем, что на конкурс было представлено менее двух заявок, то концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку. При этом , если заявитель и представленная им заявка соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения. По результатам рассмотрения представленного предложения концедент может принять решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем.

Второй случай предусмотрен ч. 7 ст. 32 комментируемого Закона. Если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений, то конкурс по решению концедента объявляется несостоявшимся. В этом случае концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения.

Третий случай описан в ч. 2 комментируемой статьи. То есть концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно условий, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи. При этом такое концессионное соглашение должно удовлетворять требованиям, указанным в ч. 3 комментируемой статьи. Отметим, что рассматриваемое положение изначально появилось в комментируемой статье в связи с внесением в Закон поправок Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. С 1 февраля 2015 г. перечень случаев заключения концессионного соглашения без конкурса расширился в связи со вступлением в силу ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ.

Так, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, также возможно заключение концессионного соглашения в бесконкурсном порядке (четвертый случай). При этом концессионное соглашение заключается с лицом, у которого права владения и пользования таким имуществом возникли на основании нескольких договоров аренды, при соблюдении одновременно условий, указанных в ч. 2.1, введенной ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ. Данная норма может быть применена для заключения концессионного соглашения без конкурса в отношении объектов ЖКХ на основании уже существующих арендных отношений.

Так, И. Долгих, Е. Зусман по этому поводу указывают, что, как показывает судебная практика, инвестиционные соглашения, заключенные между юридическими лицами и муниципалитетами и направленные на реконструкцию и (или) создание объектов коммунального хозяйства, наиболее часто подлежат переквалификации в концессионное соглашение. Это происходит ввиду совпадения предмета регулирования. Часто упомянутые инвестиционные соглашения в дальнейшем признаются недействительными, например, по причине нарушения порядка заключения или несоответствия их условий требованиям концессионного законодательства (см.: URL: http://www.vegaslex.ru/text/75263). То есть согласно ч. 2.1 комментируемой статьи теперь заключенные договоры аренды с инвестиционными условиями в отношении объектов ЖКХ могут быть переоформлены в концессионные соглашения. При этом должны выполняться условия, перечисленные в ч. 2.1.

Из содержания ч. 2.2 комментируемой статьи следует, что концедентом по концессионному соглашению, заключенному на основании нескольких договоров аренды, может быть только одно публично-правовое образование. Благодаря этой норме исключается объединение нескольких договоров аренды с разными арендодателями в рамках одного концессионного соглашения. Кроме того, как и в случае, указанном в ч. 2 комментируемой статьи, здесь должны соблюдаться условия, перечисленные в ч. 3, которая также претерпела изменения в связи со вступлением в силу ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ. А именно дата окончания срока действия такого концессионного соглашения устанавливается соглашением сторон и не может наступить позднее даты окончания срока действия договора аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения - наиболее поздняя из дат окончания срока действия договора аренды.

ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ предусмотрел еще один, пятый, случай, указанный в новой ч. 4.10 комментируемой статьи. Данная норма вступила в силу с 1 мая 2015 г. С указанного срока концессионное соглашение может быть заключено без конкурса с лицом, выступившим с инициативой в заключении такого соглашения, при отсутствии в установленный в ч. 4.10 комментируемой статьи срок заявок от иных лиц.

3. В соответствии с ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ в комментируемую статью были внесены новые положения ( ч. ч. 4, 5). В силу ч. 4 концессионеру могут быть переданы права владения и (или) пользования на обнаружившиеся бесхозяйные объекты тепло- и водоснабжения, балансовая стоимость которых в совокупности не превышает 10 процентов от балансовой стоимости объекта концессионного соглашения, определенной на дату заключения концессионного соглашения, без проведения торгов. При этом указанные объекты передаются концессионеру лишь при условии, что они технологически связаны с объектом концессионного соглашения системами теплоснабжения, системами водоснабжения и (или) водоотведения.

4. С 1 мая 2015 г. вступили в силу поправки в комментируемый Закон в соответствии с ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ. В частности, будут применяться новые положения Закона, содержащиеся в ч. ч. 4.1 - 4.12 комментируемой статьи. Речь идет о том, что появится возможность заключения концессионных соглашений в силу частной инициативы, т.е. по инициативе потенциального концессионера. По мнению И. Долгих, Е. Зусман, данная законодательная новелла создает правовые рамки для взаимодействия и переговоров концедента и потенциального концессионера в отношении реализации концессионного проекта с момента возникновения инициативы. Нововведение также может быть оценено позитивно и в контексте повышения эффективности расходования бюджетных средств, поскольку предынвестиционную проработку проекта производит не государство, а сам потенциальный частный партнер. Следует отметить, что соответствующие нормы сформулированы при строгом соблюдении конкурентных начал организации и проведения концессионных конкурсов (см. URL: http://www.vegaslex.ru/text/75263).

Заключить концессионное соглашение в порядке частной инициативы возможно только на условиях, перечисленных в ч. ч. 4.2 - 4.12 комментируемой статьи. Рассмотрим эти положения подробнее.

Нормы не содержат серьезных требований к содержанию предложения о заключении концессионного соглашения. В ч. 4.2 лишь указывается, что к предложению необходимо приложить проект концессионного соглашения, который должен содержать:

- все его существенные условия (см. ст. 10 Закона);

- иные не противоречащие законодательству РФ условия.

В силу ч. 4.3 комментируемой статьи в предложении также указываются следующие сведения:

- сведения о соответствии инициатора установленным требованиям (см. ч. 4.11 комментируемой статьи);

- сведения, подтверждающие соответствие инициативы этого лица программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам РФ, субъектов РФ, муниципальным программам.

Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2015 г. N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения").

Необходимо учитывать, что законодатель установил ряд требований к лицам, которые имеют право выступить с инициативой заключения концессионного соглашения. Указанные требования перечислены в ч. 4.11 комментируемой статьи.

Частями 4.4, 4.5 комментируемой статьи установлен порядок рассмотрения предложения уполномоченными органами. Часть 4.6 содержит перечень случаев, когда в заключени и концессионного соглашения по частной инициативе может быть отказано.

В том случае, если уполномоченный орган принимает решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях, то он в десятидневный срок размещает предложение о заключении концессионного соглашения на официальном сайте (об официальном сайте см. ч. 3 ст. 21 Закона и комментарий к ней). Кроме этого, соответствующие органы исполнительной власти вправе предложить заключить концессионное соглашение на иных условиях. Тогда стороны проводят переговоры, по результатам которых инициатор предложения корректирует его и повторно выносит на рассмотрение уполномоченного органа. Такие переговоры стороны также вправе провести до направления предложения о заключении концессионного соглашения в силу ч. 4.12 комментируемой статьи.

Таким образом, заключение концессионного соглашения по частной инициативе осуществляется на конкурсной основе в том случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте предложения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе от иных лиц. Если же таких заявок не поступило, т.е. если инициатор проекта фактически окажется единственным желающим заключить его на предложенных им и утвержденных концедентом условиях, то концессионное соглашение заключается без проведения конкурса с инициатором предложения. При этом учитываются нюансы, перечисленные в ч. 4.10 комментируемой статьи.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи если концессионер обладает статусом единой теплоснабжающей организации или гарантирующей организации, то указанное в ч. 4 комментируемой статьи требование о стоимости бесхозяйных объектов, которые могут быть без проведения торгов переданы концессионеру, может не учитываться. Данная норма применяется с 1 января 2014 г. в соответствии с ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ.


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ