1. Статьей 32 комментируемого Закона устанавливается порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений.
Установление четкого и прозрачного механизма рассмотрения конкурсных предложений и их оценки является гарантией объективности подведения итогов конкурса. Чем четче прописаны все конкурсные процедуры, тем проще выявить их несоблюдение и, при необходимости, обжаловать принятые конкурсной комиссией решения.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи рассмотрение и оценка конкурсных предложений, представленных участниками конкурса, осуществляются в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией. Рассмотрению и оценке подлежат все конкурсные предложения, представленные участниками конкурса в конкурсную комиссию до истечения срока представления конкурсных предложений, при условии соблюдения соответствующими участниками конкурса установленных конкурсной документацией порядка, размера и (или) срока внесения задатков.
Рассмотрение и оценка конкурсных предложений представляют собой комплекс процедур, позволяющих выявить победителя конкурса. По сути, рассмотрение конкурсных предложений и оценка конкурсных предложений представляют собой две различные процедуры, выполняемые последовательно.
Произведя вскрытие конвертов, содержащих конкурсные предложения, члены конкурсной комиссии, прежде всего, должны осуществить процедуру рассмотрения конкурсных предложений, которая представляет собой исследование состава и содержания документов, входящих в конкурсное предложение, с целью выявления соответствия или несоответствия конкурсного предложения требованиям конкурсной документации.
После того как члены конкурсной комиссии подтверждают соответствие конкурсного предложения требованиям конкурсной документации, производится оценка конкурсного предложения. Оценка конкурсного предложения предполагает сопоставление значений критериев, установленных решением о заключении концессионного соглашения и конкурсной документацией, со значениями, содержащимися в конкурсном предложении, а также сравнительный анализ значений критериев, содержащихся во всех конкурсных предложениях, с целью выявления наиболее привлекательного конкурсного предложения и определения победителя конкурса.
2. По результатам рассмотрения конкурсных предложений в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи конкурсная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации.
При этом ч. 3 комментируемой статьи устанавливается исчерпывающий перечень оснований признания конкурсного предложения не соответствующим требованиям конкурсной документации.
В частности, решение о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации принимается конкурсной комиссией в случае, если:
1) участником конкурса не представлены документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие конкурсного предложения требованиям, установленным конкурсной документацией, и подтверждающие информацию, содержащуюся в конкурсном предложении. Установление данного основания обусловлено тем, что отсутствие всех необходимых документов препятствует дальнейшей оценке конкурсного предложения.
Согласно ст. 23 комментируемого Закона исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса должны содержаться в конкурсной документации. Если участником конкурса представлены все документы и материалы, перечисленные в конкурсной документации, то решение о признании конкурсного предложения не соответствующим требованиям конкурсной документации по данному основанию конкурсной комиссией принято быть не может;
2) условие, содержащееся в конкурсном предложении, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса и (или) предельным значениям критериев конкурса.
Например, решение о признании конкурсного предложения не соответствующим требованиям конкурсной документации по данному основанию может быть принято конкурсной комиссией в случае:
- отсутствия в конкурсном предложении значения какого-либо критерия;
- установления в конкурсном предложении значения критерия, выходящего за рамки установленных параметров критерия;
- изменения в конкурсном предложении значения критерия в недопустимых пределах. В частности, конкурсной документацией может быть установлен срок реконструкции объекта концессионного соглашения - 6 месяцев, который может быть уменьшен. В случае если конкурсное предложение содержат срок реконструкции объекта 7 месяцев, то такое конкурсное предложение признается не соответствующим установленным параметрам критериев конкурса.
В связи с принятием ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 года решение о признании конкурсного предложения не соответствующим требованиям конкурсной документации принимается также в случае, если условие, содержащееся в конкурсном предложении, не будет соответствовать предельным значениям критериев конкурса;
3) представленные участником конкурса документы и материалы недостоверны. В соответствии с ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона конкурсная комиссия вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных участниками конкурса документах и материалах, а также, в случае необходимости, запрашивать и получать у соответствующих органов и организаций информацию для проверки достоверности представленных заявителями, участниками конкурса сведений. В случае выявления в ходе осуществления указанных действий недостоверных сведений в представленных документах и материалах, конкурсная комиссия принимает решение о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации по данному основанию.
3. Частью 4 комментируемой статьи участникам конкурса на право заключения концессионного соглашения предоставлено право обжаловать решение о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации. Обжалование указанного решения может осуществляться в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ (рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц) или гл. 25 ГПК РФ (производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).
4. Частью 5 комментируемой статьи устанавливается общий порядок оценки конкурсных предложений, а также порядок оценки конкурсных предложений, применяемый в случае, если условием концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или плата концедента по концессионному соглашению.
Так, в случае, если для критерия конкурса установлено увеличение его начального значения, выполняется следующая последовательность процедур:
1) вычисляется разница значения содержащегося в конкурсном предложении условия и наименьшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий (число 1);
2) вычисляется разница наибольшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий и наименьшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий (число 2);
3) вычисляется отношение числа 1 к числу 2 (число 3);
4) число 3 умножается на коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.
В случае, если для критерия конкурса установлено уменьшение его начального значения, выполняется следующая последовательность процедур:
1) вычисляется разность наибольшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий и значения содержащегося в конкурсном предложении условия (число 1);
2) вычисляется разность наибольшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий и наименьшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий (число 2);
3) вычисляется отношение числа 1 к числу 2 (число 3);
4) число 3 умножается на коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.
Указанные процедуры должны выполняться по всем критериям. Все полученные значения суммируются, и определяется итоговая величина для конкретного конкурсного предложения.
Невыполнение указанной процедуры по какому-либо критерию или критериям влечет за собой признание конкурса недействительным (подробнее см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2010 г. по делу N А75-13304/2009).
Выполнение установленной последовательности действий при оценке конкурсных предложений позволяет исключить субъективное отношение к их оценке, в т.ч. выражающееся в виде выставления одинакового оценочного значения по критерию конкурсным предложениям, содержащим различные значения данного критерия.
5. Частью 5.1 комментируемой статьи устанавливается порядок оценки конкурсных предложений по критерию "обязательства, принимаемые на себя концессионером в случаях недополучения запланированных доходов от использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения", а также в случае, если условием концессионного соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения.
В указанных случаях для оценки конкурсного предложения выполняются следующие процедуры:
1) конкурсному предложению (критерию) присваиваются баллы - от одного до десяти баллов. Полагаем, на данном этапе велика вероятность субъективного подхода к проставлению баллов;
2) вычисляется отношение проставленных конкурсному предложению баллов к десяти (число 1);
3) число 1 умножается на коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.
В случае если указанная процедура производится по отношению к критерию "обязательства, принимаемые на себя концессионером в случаях недополучения запланированных доходов от использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения", то полученное значение суммируется со значениями, полученными при оценке иных критериев, и определяется итоговая величина.
В случае если условием концессионного соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения, то полученное в результате выполнения указанной процедуры значение будет являться значением данного конкурсного предложения.
6. В связи с принятием ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 года комментируемая статья дополнена ч. ч. 5.2 - 5.7, устанавливающими порядок оценки конкурсных предложений в случае, если объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В этом случае оценка конкурсных предложений в соответствии с критериями конкурса осуществляется конкурсной комиссией посредством сравнения содержащихся в конкурсных предложениях условий.
Наилучшие содержащиеся в конкурсных предложениях условия соответствуют:
1) дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, в случае, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, более чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки;
2) наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших плановых значений показателей деятельности концессионера по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях иных участников конкурса, дисконтированные выручки которых превышают менее чем на два процента минимальное значение дисконтированной выручки, определенное на основании всех конкурсных предложений, или равны ему, в случае если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, менее чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки или равное ему.
Известно, что денежные суммы, относящиеся к различным моментам времени (разновременные), имеют различную ценность. Неравноценность разновременных стоимостных величин может быть связана с тем, что:
- получение дохода сегодня считается более предпочтительным, чем получение в будущем;
- расходы сегодня - менее предпочтительны, чем расходы завтра;
- происходит обесценивание денег (снижение их меновой стоимости);
- существует риск наступления неблагоприятных событий, сокращающих стоимостную величину, и т.д.
Расчетный период потоков платежей может охватывать большой промежуток времени, поэтому для расчета интегральных (суммарных) показателей потоков используется специальный метод, позволяющий приводить элементы данных потоков к сопоставимому виду. Этот метод называется дисконтированием 25 .
Дисконтированием денежных потоков называется приведение их разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения. Момент приведения может не совпадать с базовым моментом. Дисконтирование применяется к денежным потокам, выраженным в текущих или дефлированных ценах и в единой валюте ( п. 2.7 Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. N ВК 477).
Применительно к концессионным соглашениям можно сделать вывод, что метод дисконтирования - это расчет, позволяющий ответить на вопрос о том, какую сумму нужно вложить сегодня, чтобы через определенное количество лет получить ту, которую инвестор заранее для себя определил как цель 26 .
--------------------------------
26 URL: http://dtkt.com.ua/show/1cid13563.html.
Применение метода дисконтирования, полагаем, обусловлено особенностями использования объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а именно длительностью их использования и многокомпонентностью затрат на такое использование.
При вычислении дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектами которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, используются следующие величины:
1) необходимая валовая выручка от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения, которая рассчитывается в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов), утвержденными Федеральной службой по тарифам в соответствующей сфере (см., например, Приказ ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", Приказ ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения"). При этом при расчете необходимой валовой выручки должны быть использованы цены, величины, значения, параметры, содержащиеся в конкурсном предложении и установленные конкурсной документацией.
Следует особо обратить внимание на установленное законодателем ограничение, в силу которого в случае, если при оценке конкурсных предложений предполагаемое изменение необходимой валовой выручки участника конкурса, определяемой на каждый год предполагаемого срока действия концессионного соглашения, в каком-либо году по отношению к предыдущему году превысит установленный конкурсной документацией предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, участник конкурса отстраняется от участия в конкурсе. Вероятно, такое резкое увеличение необходимой валовой выручки может свидетельствовать об ущемлении интересов концедента с целью извлечения максимальной выгоды или о злоупотреблениях концессионера;
2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, на каждый год срока действия концессионного соглашения;
3) расходы концессионера, подлежащие возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенные ему на дату окончания срока действия концессионного соглашения;
4) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта;
5) плата концедента (если она предусмотрена).
Данные величины рассчитываются в ценах первого года срока действия концессионного соглашения с применением коэффициента дисконтирования, который принимается равным норме доходности инвестированного капитала, устанавливаемой Федеральной службой по тарифам в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, а затем суммируются.
В целях обеспечения доступности информации, открытости и прозрачности для определения дисконтированной выручки участника конкурса применяется вычислительная программа, размещенная на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Требования к форме и содержанию этой программы установлены Приказом Минэкономразвития России от 1 октября 2013 г. N 563 "О требованиях к форме и содержанию вычислительной программы по определению дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В частности, вычислительная программа оформляется в виде электронной таблицы в формате Microsoft Excel и состоит из следующих блоков, представляющих собой листы электронной таблицы:
1) блок входных данных, который предназначен для ввода организатором конкурса цен, величин, значений, параметров, необходимых для расчета дисконтированной выручки участника конкурса;
2) блок расчета, который должен содержать расчет (дисконтирование) установленных показателей. Расчетные показатели должны быть представлены в миллионах рублей;
3) блок результатов расчета, который должен содержать следующие показатели, выраженные в миллионах рублей:
- необходимая валовая выручка от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения (договора аренды) по годам срока действия концессионного соглашения (договора аренды);
- финансовые обязательства концедента (арендодателя) по годам срока действия концессионного соглашения (договора аренды);
- расходы концессионера, подлежащие возмещению по годам срока действия концессионного соглашения;
- дисконтированная выручка участника конкурса по годам срока действия концессионного соглашения (договора аренды);
- среднее значение дисконтированной выручки участника конкурса за весь срок действия концессионного соглашения (договора аренды).
Обязанность по установлению порядка дисконтирования величин возложена на Правительство РФ. Во исполнение данного требования было принято Постановление Правительства РФ от 3 июня 2014 г. N 510 "Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
7. Частью 6 комментируемой статьи устанавливается порядок определения итоговой оценки конкурсных предложений.
В частности, итоговая оценка конкурсного предложения определяется конкурсной комиссией путем суммирования итоговой величины, полученной по результатам оценки критериев конкурсного предложения, и величины, определенной по критерию "обязательства, принимаемые на себя концессионером в случаях недополучения запланированных доходов от использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения", а также в случае, если условием концессионного соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения.
Затем итоговые оценки каждого конкурсного предложения сравниваются между собой и выбирается победитель, получивший наивысшую оценку.
В связи принятием ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 года комментируемая норма дополнена положением, устанавливающим порядок оценки конкурсных предложений в случае, если объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Как уже отмечалось, оценка конкурсных предложений в данном случае осуществляется конкурсной комиссией посредством сравнения содержащихся в конкурсных предложениях условий с применением метода дисконтирования.
8. Частью 7 комментируемой статьи устанавливаются основания признания конкурса на право заключения концессионного соглашения несостоявшимся и правовые последствия принятия такого решения.
Конкурс по решению концедента объявляется несостоявшимся в следующих случаях:
1) в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений;
2) конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений. В данном случае представлено может быть и более двух конкурсных предложений, которые, однако, не соответствовали требованиям конкурсной документации, в связи с чем не могли быть допущены к участию в конкурсе.
Концеденту предоставляется право рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении.
Как видно из конструкции нормы, концедент самостоятельно должен принять решение о рассмотрении или нерассмотрении единственного конкурсного предложения, о заключении концессионного соглашения или об отказе от заключения концессионного соглашения. В случае же, если концедент принимает решение о заключении концессионного соглашения с единственным участником конкурса, то такое концессионное соглашение заключается на условиях участника конкурса, изложенных в конкурсном предложении, даже в случае, если данные условия отличаются от начальных условий, заявленных концедентом. Таким образом, принимая решение о заключении с единственным участником конкурса концессионного соглашения, предполагается, что концедент автоматически принимает условия конкурсного предложения.
Решение о заключении с единственным участником конкурса концессионного соглашения должно быть принято в тридцатидневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся.
Однако по итогам рассмотрения конкурсного предложения концедент может определить, что заявленное конкурсное предложение по своим условиям не устраивает его, и не принять решение о заключении концессионного соглашения с единственным участником конкурса. В данном случае задаток, внесенный этим участником конкурса, возвращается ему в пятнадцатидневный срок со дня истечения указанного тридцатидневного срока.
Правовым последствием принятия концедентом решения о признании конкурса несостоявшимся либо отказа от заключения концессионного соглашения с единственным участником конкурса является необходимость отмены решения о заключении концессионного соглашения или внесения в него изменений в части срока передачи концессионеру объекта концессионного соглашения и при необходимости в части иных условий концессионного соглашения.
Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".
оценка конкурсный предложение, объект концессионный соглашение, содержаться конкурсный предложение, требование конкурсный документация, конкурсный предложение условие, заключение концессионный соглашение, действие концессионный соглашение, срок действие концессионный, выручка участник конкурс, дисконтированный выручка участник, срок действие концессионный соглашение, содержаться конкурсный предложение условие, дисконтированный выручка участник конкурс, значение содержаться конкурсный предложение, эксплуатация объект концессионный соглашение, использование эксплуатация объект концессионный, концессионный соглашение договор аренда, предложение требование конкурсный документация, конкурсный предложение требование конкурсный, реконструкция объект концессионный соглашение,