СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 24 Критерии конкурса


1. Статьей 24 комментируемого Закона определяется порядок установления и применения критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи критерии конкурса устанавливаются решением о заключении концессионного соглашения.

Критериями конкурса на право заключения концессионного соглашения являются оценочные показатели, позволяющие ранжировать заявки на участие в конкурсе по их привлекательности для целей концессионного соглашения.

Критерии конкурса повышают открытость и прозрачность конкурсной процедуры. Каждый участник конкурса, подавая заявку, заранее знает, по каким критериям ее будут оценивать. Наличие критериев оценки позволяет, в случае необходимости, оспаривать результаты конкурса.

Отсутствие установленных в решении о заключении концессионного соглашения критериев конкурса влечет за собой отмену результатов конкурса.

2. Частью 2 комментируемой статьи устанавливается перечень возможных критериев, которые могут быть использовании при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В частности, в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:

1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Данный критерий является одним из самых используемых, т.к. концедент всегда заинтересован в строительстве и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Вместе с тем для того, чтобы скорость строительства и (или) реконструкции указанного объекта не влияла на качество работ, данный критерий следует рассматривать в совокупности с критерием "технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения";

2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям. В данный критерий, полагаем, также закладывается возможность разумного сочетания времени, необходимого для реализации концессионного соглашения, и качества его реализации;

3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения. Данный показатель позволяет оценить технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения с точки зрения их соответствия требованиям и условиям концессионного соглашения;

4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением. Чем короче указанный период, тем длиннее период окупаемости объекта концессионного соглашения в пределах срока, установленного концессионным соглашением;

6) размер концессионной платы. Чем выше концессионная плата, тем больше доход соответствующего бюджета от заключенного концессионного соглашения;

7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;

8) обязательства, принимаемые на себя концессионером в случаях недополучения запланированных доходов от использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Указанный критерий, полагаем, является самым сложным. Полагаем, что по данному критерию оценка будет тем выше, чем меньше финансовой и организационной нагрузки в указанных случаях ляжет на концедента.

В соответствии с ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 года вышеуказанные положения не распространяются на отношения, возникающие при заключении концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Для указанных случаев будет установлен отдельный перечень критериев конкурса.

3. Частями 2.1 и 2.2 комментируемой статьи установлены особенности при определении критериев отдельных концессионных соглашений.

Так, в случае, если условием концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или плата концедента по концессионному соглашению, размер части таких расходов концедента и плата концедента по концессионному соглашению должны быть установлены в качестве критериев конкурса.

Можно предположить, что чем выше доля расходов концедента и плата концедента, тем менее привлекательной является заявка.

В случае если условием концессионного соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения, в качестве критерия конкурса может устанавливаться качественная характеристика архитектурного, функционально-технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Можно согласиться с законодателем в том, что качественные характеристики проектной документации могут оказать значительное влияние на дальнейшие строительство и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и его эксплуатацию.

Установление законодателем коэффициента, учитывающего значимость такого критерия, в размере не более чем две десятых не в полной мере отражает значимость качества проектной документации. Практика же показывает, что экономия финансовых средств и времени в ущерб качеству не всегда приводит к положительным результатам, особенно если это касается долгосрочных перспектив использования объектов концессионного соглашения. Вместе с тем установление коэффициента в указанном размере может быть обусловлено тем, что оценка данного критерия может быть весьма субъективной. Например, оценка архитектурного решения объекта концессионного соглашения прежде всего будет оцениваться исходя из архитектурных предпочтений членов конкурсной комиссии.

4. В связи с принятием ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 года комментируемая статья дополнена новыми ч. ч. 2.3, 2.4, регулирующими особенности установления критериев конкурса в случае, если объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В частности, при принятии решений о заключении концессионных соглашений, объектами которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в качестве критериев конкурса устанавливаются:

1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения. Данный критерий позволяет предотвратить неоправданное "раздувание" проектной стоимости строительства и (или) реконструкции указанных объектов;

2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта. Можно предположить, что в данном случае концедент заинтересован в установлении меньшего объема данных расходов;

3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) данного объекта. Данный критерий необходим в случае предоставления субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с невозможностью установления экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение затрат на содержание объектов энергетики и коммунальной сферы;

4) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, к которым относятся:

- базовый уровень операционных расходов;

- показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

- норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала или метод доходности инвестированного капитала;

- нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов или метод индексации.

Данный критерий, полагаем, обусловлен значимостью указанных объектов концессионного соглашения, а также долгосрочным их использованием в социально значимых целях;

5) плановые значения показателей деятельности концессионера;

6) плата концедента в случае, если в качестве критериев конкурса не установлены вышеуказанные объемы расходов, финансируемых за счет средств концедента, и если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрена плата концедента.

Следует отметить, что в данном случае конструкция нормы предполагает обязанность концедента установить все указанные в норме критерии.

5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи для каждого критерия конкурса устанавливаются следующие параметры:

1) начальное условие в виде числового значения. Фактически данное числовое значение отражает представление концедента об оптимальном числовом значении критерия оценки.

Следует обратить внимание, что допускается указывать начальное числовое значение в виде интервала чисел, а не числа. При этом, по мнению судебных органов, установление начальных значений критериев конкурса в виде интервала чисел не препятствует участникам конкурса соответственно увеличивать значения капитальных затрат и уменьшать срок реконструкции объекта и не ограничивает максимальные значения сумм капитальных затрат и минимального значения срока реконструкции объекта (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 января 2011 г. по делу N А66-12967/2009);

2) уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в конкурсном предложении. Конкурсное предложение отражает видение значения критерия участником конкурса. Например, начальное значение критерия "сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения" может устанавливаться в значении 7 месяцев, а конкурсное предложение может содержать значение 6 месяцев или 9 месяцев;

3) коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса, который отражает удельный вес критерия в совокупности баллов при оценке конкурсных предложений. Данные коэффициенты определяются исходя из приоритетов концедента. Например, в одном случае концеденту более важен срок строительства и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, а в другом - размер концессионной платы.

Следует обратить внимание, что вышеуказанные параметры критериев не распространяются на случаи, если условием концессионного соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения или если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

6. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи значения коэффициентов, учитывающих значимость критерия конкурса, могут изменяться от нуля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице. Такие значения критериев облегчают подсчеты, т.к. не используются большие числовые значения.

Для критериев конкурса, установленных для концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, вышеуказанные параметры критериев конкурса не устанавливаются.

7. Согласно ч. 5 комментируемой статьи в случае, если условием концессионного соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения и в качестве критерия конкурса установлена качественная характеристика архитектурного, функционально-технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, оценка конкурсных предложений, представленных в соответствии с таким критерием, осуществляется в баллах путем проставления конкурсному предложению от одного до десяти баллов, определением отношения данного балла к десяти и умножением полученного числа на коэффициент значимости критерия (который не может быть более 0,2).

8. Частью 6 комментируемой статьи устанавливается запрет на использование критериев конкурса, не предусмотренных настоящей статьей. Концедент вправе устанавливать или не устанавливать те или иные критерии конкурса, предусмотренные комментируемой статьей, однако не может использовать какие-либо иные критерии для оценки конкурсных предложений.


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ