1. Комментируемая статья устанавливает требования к конкурсной документации.
Сразу отметим, что данная статья была существенно изменена ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ. Все поправки вступили в силу с 1 января 2014 года. Остановимся на них подробнее.
Так, статья в новой редакции предусматривает новые требования к содержанию конкурсной документации. В ней должны быть дополнительно определены:
- критерии конкурса и установленные в соответствии с ч. ч. 2.2, 3 и 4 ст. 24 комментируемого Закона параметры критериев конкурса;
- указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты тепло- и водоснабжения, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными ч. ч. 4 и 4.1 ст. 10 комментируемого Закона, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере.
Кроме того, в конкурсной документации в силу ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ должны закрепляться положения о следующих методах:
- обеспечения доходности инвестированного капитала;
- доходности инвестированного капитала;
- индексации установленных тарифов;
- индексации.
Более того, с 1 февраля 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 комментируемой статьи в соответствии с ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ. Конкурсная документация теперь также должна содержать:
- порядок предоставления концедентом информации об объекте концессионного соглашения;
- порядок доступа на объект концессионного соглашения (см. дополнительно комментарий к ч. 5 ст. 21 Закона).
2. В комментируемую статью ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ была введена часть 1.2, которая устанавливает дополнительный перечень того, что должно быть включено в конкурсную документацию в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты тепло- и водоснабжения. Например, требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения основных мероприятий, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик таких мероприятий; объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя или объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия концессионного соглашения; цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, и прогноз цен на энергетические ресурсы на срок действия концессионного соглашения и др.
Часть 1.4 комментируемой статьи определяет долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, которые устанавливаются в конкурсной документации по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Частью 7 комментируемой статьи, также введенной ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ, установлены последствия поступления к концеденту или в конкурсную комиссию предложений об изменении конкурсной документации, в т.ч. об изменении проекта концессионного соглашения в случае, когда объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. То есть концедент или конкурсная комиссия размещают на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо направляют всем лицам, которым направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе, информацию о принятии или об отклонении представленных предложений с указанием причин их принятия или отклонения. Данная обязанность должна быть исполнена в течение трех рабочих дней со дня поступления предложений.
Обращаем внимание на то, что в случае несоответствия конкурсной документации требованиям комментируемого Закона конкурс в судебном порядке может быть признан недействительным.
Рассмотрим примеры из судебной практики.
Пример 1. В суд было направлено требование о признании недействительными открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по передаче и распределению электрической энергии, и договора аренды. Суд удовлетворил указанное требование в части признания недействительным договора аренды, поскольку было установлено, что в конкурсную документацию были включены не предусмотренные законом требования к участникам конкурса (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 февраля 2012 г. по делу N А26-4739/2010).
Пример 2. В суд было направлено требование о признании недействительными отказа в допуске общества к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, итогов конкурса и соглашения. Суд удовлетворил требования, поскольку включение администрацией района в конкурсную документацию требований к опыту работы конкурсанта необоснованно ограничивает конкуренцию и доступ к участию в этом конкурсе тех потенциальных участников, которые таким субъективным требованиям не соответствуют (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 августа 2011 г. по делу N А13-12057/2010).
Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".
объект концессионный соглашение, действие концессионный соглашение, мая 2013 103, концессионный соглашение являться, соглашение являться объект, случай объект концессионный, фас северо западный, постановление фас северо, доходность инвестированный капитал, требование признание недействительный, случай объект концессионный соглашение, объект концессионный соглашение являться, концессионный соглашение являться объект, соглашение случай объект концессионный, концессионный соглашение случай объект, объем отпуск вод водоотведение, действие концессионный соглашение прогноз, предшествовать действие концессионный соглашение, исполнение обязательство концессионный соглашение, соглашение являться объект тепло,