СТАТЬИ АРБИР
 

  2023

  Май
  Июнь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 22 Решение о заключении концессионного соглашения


1. Статьей 22 комментируемого Закона регулируются отношения, связанные с принятием решения о заключении концессионного соглашения.

Решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством РФ.

Частью 1 комментируемой статьи определяется субъект, наделенный правом выступать концедентом и принимать решение о заключении концессионного соглашения.

В частности, в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат Российской Федерации, за исключением объектов концессионного соглашения, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, решение о заключении концессионного соглашения уполномочено принимать Правительство РФ, осуществляющее управление федеральной собственностью в соответствии со ст. 14 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Вместе с тем в отношении объектов концессионного соглашения, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, указанное решение Правительство РФ уполномочено принимать только по поручению Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ.

Соответственно в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат субъекту РФ, решение о заключении концессионного соглашение уполномочен принимать орган государственной власти субъекта РФ. В соответствии с ч. "д" ч. 2 ст. 21 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, который и должен принимать решение о заключении концессионного соглашения.

Например, см. Постановление Правительства Мурманской области от 22 августа 2011 г. N 414-ПП "О заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области"; Постановление Правительства Ульяновской области от 29 февраля 2012 г. N 95-П "О заключении концессионного соглашения о создании и эксплуатации имущественного комплекса, состоящего из крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащенного имуществом и оборудованием", Постановление Правительства Саратовской области от 3 августа 2012 г. N 464-П "О заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Саратовской области".

В отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается органом местного самоуправления.

Например, см. Постановление Администрации города Хабаровска от 22 октября 2009 г. N 3812 "О заключении концессионного соглашения в отношении недвижимого имущества - 30/1000 доли здания МОУ СОШ N 27 (бассейн) по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, 246", Постановление Администрации города Бийска от 18 июля 2014 г. N 1891 "О заключении концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, необходимого для оказания бытовых услуг на территории муниципального образования город Бийск", Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 26 декабря 2014 г. N 4293 "О заключении концессионного соглашения в отношении объектов переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов - мусоросортировочного комплекса, полигонов для размещения твердых бытовых отходов", Постановление мэрии города Новосибирска от 28 января 2015 г. N 537 "О заключении концессионного соглашения в отношении зданий, расположенных по адресу: город Новосибирск, Октябрьский район, ул. Зыряновская, 119/1".

При этом следует учитывать положение п. 6 ст. 78 БК РФ, в соответствии с которым заключение концессионных соглашений от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (например, на срок более трех лет), осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

2. Частью 2 комментируемой статьи устанавливаются требования к содержанию решения о заключении концессионного соглашения.

Решением о заключении концессионного соглашения должны быть установлены:

1) условия концессионного соглашения - существенные условия и иные условия концессионного соглашения, перечень которых установлен ст. 10 комментируемого Закона. Помимо перечисленных в указанной норме решение о заключении концессионного соглашения может содержать и иные дополнительные условия;

2) критерии конкурса и параметры критериев конкурса. К критериям конкурса могут относиться, например, сроки строительства или реконструкции объекта концессионного соглашения, срок окупаемости объекта и т.д. Параметры критериев конкурса отражают прежде всего их возможное изменение в процессе реализации концессионного соглашения (подробнее см. комментарий к ст. 24);

3) вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс);

4) перечень лиц, которым направляются приглашения принять участие в конкурсе, - в случае проведения закрытого конкурса. В связи с особенностями проведения закрытого конкурса, а также с тем, что в закрытом конкурсе может принимать участие весьма ограниченный круг лиц, концедент обязан в решении о заключении концессионного соглашения самостоятельно определить круг лиц, которые могут участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения;

5) срок опубликования в официальном издании, размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о проведении открытого конкурса или в случае проведения закрытого конкурса срок направления сообщения о проведении закрытого конкурса с приглашением принять участие в закрытом конкурсе определенным решением о заключении концессионного соглашения лицам. В связи с тем что конкурсная документация должна быть доступна потенциальным участникам конкурса одновременно с решением о заключении концессионного соглашения, вышеуказанный срок должен быть рассчитан с учетом срока, необходимого для подготовки конкурсной документации;

6) орган, уполномоченный концедентом на:

- утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения положений конкурсной документации;

- создание конкурсной комиссии по проведению конкурса, утверждение персонального состава конкурсной комиссии.

Это может быть, например, отраслевой орган исполнительной власти.

3. Согласно ч. 2.1 комментируемой статьи в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), могут устанавливаться долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера.

Данные долгосрочные параметры включаются в решение о заключении концессионного соглашения после предварительного согласования с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов). Следует отметить, что в связи с принятием ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 г. обязанность установить порядок согласования долгосрочных параметров возложена на Правительство РФ.

4. Частью 2.2 комментируемой статьи установлено требование, согласно которому при необходимости передачи концессионеру автомобильных дорог или участков автомобильных дорог, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожные сооружений, производственных объектов, то есть объектов, используемых при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов, предназначенных для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объектов дорожного сервиса при условии их вхождения в состав объекта концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, которое на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения принадлежит государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, решением о заключении концессионного соглашения должен быть предусмотрен срок принятия уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в соответствующей сфере деятельности, решения о прекращении права оперативного управления такого учреждения на указанное имущество.

Фактически имущество, которое планируется передать концессионеру, должно быть изъято из оперативного управления государственного бюджетного учреждения. Данное имущество изымается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного государственного бюджетного учреждения.

Решение о прекращении права оперативного управления такого учреждения на указанное имущество принимается при условии, что в отношении государственного бюджетного учреждения принято решение о его реорганизации или ликвидации до заключения концессионного соглашения, объектом которого является такое имущество, либо при условии, что в результате передачи недвижимого имущества по концессионному соглашению это учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. В случае если одно из вышеуказанных условий не выполняется, передача имущества, находящегося в оперативном ведении государственного бюджетного учреждения, по концессионному соглашению не допускается.

5. В связи с принятием ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 года вступили в силу нормы, устанавливающие дополнительные требования к содержанию решения о заключении концессионного соглашения.

В частности, предусмотрено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, то решением концедента о заключении концессионного соглашения также должны быть установлены:

1) задание и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера.

При этом указанное задание должно будет формироваться на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод.

Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

При этом запрещается устанавливать в задании требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

Установление задания повысит прозрачность концессионного соглашения, позволит потенциальным участникам конкурса на право заключения концессионного соглашения соотнести свои возможности и рассчитать возможную экономическую выгоду от участия в концессионном соглашении.

Вместе с тем, полагаем, злоупотребления при применении данной нормы могут выразиться в том, что задания могут формироваться таким образом, чтобы выполнить их могла только "своя" организация;

2) требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий. Требование об указании мероприятий направлено на обеспечение осуществления контроля за выполнением показателей.

6. Частью 3 комментируемой статьи предусматривается возможность заключения концессионного соглашения без проведения конкурса.

Концессионное соглашение может заключаться без проведения конкурса в случаях, установленных ст. 37 комментируемого Закона, а также в случаях, если такая возможность предусмотрена федеральными законами. Представляется, что федеральным законом возможность заключения концессионного соглашения без проведения конкурса может устанавливаться в силу каких-либо особенностей конкретного концессионного соглашения. Однако концессионное соглашение, как правило, должно заключаться с помощью конкурсных процедур, которые повышают открытость, доступность и эффективность данного процесса.

В случае если предполагается заключение концессионного соглашения без проведения конкурса, применяются упрощенные требования к содержанию решения о заключении концессионного соглашения. В нем должны быть установлены только условия концессионного соглашения, порядок заключения концессионного соглашения и требования к концессионеру.

Частью 4 комментируемой статьи закреплено право обжалования решения о заключении концессионного соглашения. Решение обжалуется в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ