СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 20 Гарантии прав концессионера


1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает гарантии прав концессионера. Обратим внимание, что в данную норму были внесены существенные поправки в связи со вступлением в силу с 1 февраля 2015 г. ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ. Ранее гарантии, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, были предусмотрены лишь на тот случай, если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством РФ, субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления установлены нормы, ухудшающие положение концессионера. При этом ухудшение должно было выражаться в том, что концессионер в значительной степени лишался того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения. Тогда стороны концессионного соглашения обязаны были изменить условия соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания концессионного соглашения. Данное положение основывалось на положениях ст. 451 ГК РФ.

Руководствуясь ч. 1 комментируемой статьи (до внесения в нее поправок ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ), Е.Г. Седлецкая в своей работе отмечала, что комментируемая статья "предусматривает только возможность изменения сторонами условий концессионного соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день заключения соглашения. Закон к тому же не устанавливает обязательность изменения условий договора и не определяет, насколько должны быть обеспечены имущественные интересы концессионера. Если сторонами не достигнуто взаимовыгодное соглашение, то концессионер вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В связи с этим представляется разумным внесение соответствующих изменений в комментируемую статью. Так, стабильность для концессионера, осуществляющего концессионную деятельность, должна гарантироваться с учетом сроков окупаемости концессионного проекта. Дифференциация сроков окупаемости концессионных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном РФ" 24 .

--------------------------------

24 Седлецкая Е.Г. Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования концессионных обязательств // Юридический мир. 2012. N 5.

И вот теперь ч. 1 комментируемой статьи в редакции ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ содержит значительно более широкий объем гарантий, который предоставляется концессионеру в период действия концессионного соглашения. Это очень важные изменения, на наш взгляд, поскольку при принятии решения об участии в концессионном проекте инвесторы обращают внимание на механизмы, гарантирующие возвратность их вложений. Соглашаясь с мнением И. Долгих, Е. Зусман, подчеркнем, что в силу длительного характера реализации проектов по концессионной модели они должны обладать высокой степенью защиты не только от изменений законодательства, но и от иных факторов, значительным образом влияющих на условия реализации концессионного соглашения (например, инфляция, изменение процентных ставок, курсов валют, наступление обстоятельств непреодолимой силы и т.д.), так как стороны концессионного соглашения не обладают механизмами контроля, позволяющими предотвратить наступление таких событий (см.: URL: http://www.vegaslex.ru/text/75263).

Итак, анализ действующей в редакции ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ комментируемой статьи позволяет прийти к выводу о том, что на концедента возлагаются обязанности, предусмотренные в ч. 1 комментируемой статьи, по обеспечению гарантий прав концессионера, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления:

- приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера (раньше риск изменения налоговой нагрузки нес концессионер);

- приводят к ухудшению положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения;

- устанавливают режим запретов и ограничений в отношении концессионера, ухудшающих его положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Рассмотрим способы обеспечения интересов концессионера концедентом, предусмотренные ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ. Это:

- принятие концедентом мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, изначально определенного концессионным соглашением;

- обеспечение внесения соответствующих изменений в концессионное соглашение.

Законодатель называет конкретные меры, которые могут быть приняты концедентно. Это:

- увеличение размера платы концедента по концессионному соглашению;

- увеличение срока концессионного соглашения с согласия концессионера;

- увеличение размера принимаемых на себя концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;

- предоставление концессионеру дополнительных государственных или муниципальных гарантий.

Думается, что здесь целесообразно выделить еще ряд новых гарантий для концессионера, предусмотренных ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ. Так, согласно ч. 3.4 ст. 13 комментируемого Закона на концедента возлагается обязанность рассмотреть требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения. Отметим, что ранее Закон разрешал изменение существенных условий концессионного соглашения только по соглашению сторон или по соглашению сторон и на основании решения высшего органа исполнительной власти соответствующего публично-правового образования. С 1 февраля 2015 г. концедент обязан рассмотреть требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашениях в следующих случаях:

- если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

- в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения;

- в случае если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязатель ств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц (см. ст. 13 Закона).

По мнению И. Долгих, Е. Зусман, несмотря на проведенную значительную работу по совершенствованию положений концессионного законодательства, внесение поправок в комментируемый Закон не устраняет необходимость принятия проекта Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации", в ожидании принятия которого ряд субъектов РФ приостановил реализацию проектов по региональным "ГЧП-законам", в связи с чем концессия остается единственной нормативно закрепленной формой реализации государственных частных проектов в России. Дальнейшая работа, как полагают указанные авторы, должна быть сосредоточена на формировании полноценной нормативной базы реализации проектов государственно-частного партнерства, а также на разработке подзаконных нормативных правовых актов и методологической основы для разграничения как проектов государственно-частного партнерства и иных проектов, реализуемых в схожих сферах, так и самих форм государственного частного партнерства (см. URL: http://www.vegaslex.ru/text/75263).

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит исключения из правила, установленного в ч. 1. Таким образом, положение ч. 1 не применяется, если:

- вносится изменение в технический регламент;

- вносится изменение в иной нормативный правовой акт РФ, регулирующий отношения по охране недр, окружающей среды, здоровья граждан.

Основными нормативными правовыми актами в сфере охраны недр являются:

- Закон РФ "О недрах";

- Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение";

- Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249 "О порядке и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации";

- Приказ Минприроды России от 25 июня 2012 г. N 162 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)".

Назовем несколько основных нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды:

- ФЗ "Об охране окружающей среды";

- ФЗ "О животном мире";

- Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей";

- Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 "О трансграничном перемещении отходов".

Основными нормативными правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан являются:

- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

3. Частью 3 комментируемой статьи установлены дополнительные гарантии для концессионера на тот случай, если концессионным соглашением будет предусмотрено предоставление потребителям товаров, работ, услуг по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам).

Частью 4 комментируемой статьи законодатель регулирует случаи изменения условий концессионного соглашения при предоставлении концессионером потребителям по условиям концессионного соглашения товаров, работ, услуг по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам).

4. В комментируемый Закон были внесены изменения ФЗ от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ, которые касаются механизмов передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности. В связи с этим в данную статью введены ч. ч. 5 - 7, устанавливающие гарантии прав концессионера в случае, когда объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в ч. 1.2 ст. 10 Закона.

Согласно ч. 5 комментируемой статьи в случае заключения концессионного соглашения в отношении упомянутых выше объектов инвестиционные программы концессионера должны предусматривать мероприятия, включенные в концессионное соглашение. При этом объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ концессионера, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В силу ч. 6 изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на товары, производимые и реализуемые (услуги, реализуемые) концессионером с помощью объектов тепло- и водоснабжения, осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, изменение правил регулирования цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги не влияет на установление, изменение, корректировку указанных регулируемых цен (тарифов).

Частью 7 комментируемой статьи предусмотрено, что установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются до конца срока действия концессионного соглашения по правилам, применимым на момент соответственно установления, изменения, корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Такой порядок устанавливается по соглашению сторон концессионного соглашения и по согласованию с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов). Критерии согласования определяются нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ утвердил аналогичные правила в ч. 12.3 ст. 10 ФЗ "О теплоснабжении".

Положения указанных частей комментируемой статьи вступили в силу с 1 января 2014 года.

Глава 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ