СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 16 Ответственность сторон концессионного соглашения


1. Часть 1 комментируемой статьи посвящена ответственности сторон концессионного соглашения.

Для точного анализа данного положения необходимо вспомнить, кто является сторонами концессионного соглашения. В силу ч. 1 ст. 5 комментируемого Закона это концедент и концессионер. Следует учитывать, что ст. 5 была изменена ФЗ от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ. До вступления в силу указанного Закона концедентами могли являться:

- Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

- субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ;

- муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

- государственная компания "Российские автомобильные дороги".

Кроме того, отдельные права и обязанности концедента осуществляли уполномоченные концедентом органы и юридические лица.

Но дело в том, что часть имущества, в отношении которого может быть заключено концессионное соглашение, находится в ведении государственных или муниципальных предприятий или учреждений на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. В связи с этим указанные организации заключали соглашения, которые суды впоследствии отказывались квалифицировать как концессионные. Например, такие выводы содержатся в Определении ВАС РФ от 22 сентября 2010 г. N ВАС-12196/10 по делу N А50-27205/2009, Постановлении ФАС Московского округа от 5 октября 2011 г. по делу N А40-108759/10-16-997.

Федеральный закон от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ дополнил ст. 5 новой ч. 1.2, благодаря чему изменились правила в отношении концессионных соглашений, объектами которых являются:

- автомобильные дороги или участки автомобильных дорог;

- защитные дорожные сооружения;

- искусственные дорожные сооружения;

- производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

- элементы обустройства автомобильных дорог;

- объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы);

- объекты дорожного сервиса.

Итак, в силу нормы, содержащейся в ч. 1.2 ст. 5 Закона, если объектом концессионного соглашения является имущество, перечисленное выше и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, то такое учреждение также может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.

Согласно ч. 1.1 ст. 5 в редакции ФЗ от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ в том случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, о котором мы говорили выше, а также системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, то такое предприятие также вправе участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению.

Второй стороной в концессионном соглашении выступает концессионер, которым может являться:

- индивидуальный предприниматель (физическое лицо - гражданин);

- российское или иностранное юридическое лицо;

- действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Из смысла ч. 1 комментируемой статьи следует, что стороны концессионного соглашения несут взаимную имущественную ответственность в случае нарушения условий концессионного соглашения. При этом ответственность может быть предусмотрена:

- комментируемым Законом;

- концессионным соглашением;

- другими федеральными законами.

Под "другими федеральными законами" здесь следует понимать прежде всего ГК РФ, а также иные федеральные законы, в которых говорится о концессионных соглашениях, например:

- ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

- ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

- ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.

В силу ч. 1 комментируемой статьи концедент и концессионер несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению. Обязанности концессионера и концедента регламентированы прежде всего в ст. 8 комментируемого Закона. Так концессионер обязан:

- осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);

- использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

- осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента (исключение из этого правила составляет случай, указанный в ч. 3.7 ст. 13 комментируемого Закона);

- обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;

- предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

- поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

В п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона концессионеру предоставляется право передавать с согласия концедента объект концессионного соглашения в пользование третьим лицам. При этом на концессионера возлагается ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные.

В той же ст. 8 законодатель закрепляет за концедентом лишь одну обязанность - он обязан передать в установленный концессионным соглашением срок концессионеру объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество.

Кроме того, об обязанностях концедента и концессионера упомянуто в ст. 10 Закона. Статья 7 устанавливает обязанность за концессионером по внесению платы по концессионному соглашению. Статья 12 комментируемого Закона также полностью посвящена ответственности концессионера за качество объекта концессионного соглашения. В ст. 15 перечислены нарушения условий концессионного соглашения, которые можно считать существенными. Этой же статьей предусмотрено, что концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной.

Итак, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной концессионного соглашения своего обязательства по концессионному соглашению другая сторона обязана направить ей предупреждение в письменной форме о необходимости исполнения такого обязательства в разумный срок. Если в указанный срок такое обязательство не будет исполнено, то требование об изменении или о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд.

2. В силу ст. 396 ГК РФ уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании указанного положения в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что сторона концессионного соглашения обязана исполнить свое обязательство по этому соглашению в натуре даже в том случае, если она возместила другой стороне убытки и уплатила неустойку в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства по концессионному соглашению.

Понятия "неустойка" и "убытки" раскрываются в ГК РФ. В силу ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В соответствии со ст. 394 ГК РФ если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Кроме того, соглашением между сторонами могут быть предусмотрены следующие случаи:

- когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков;

- когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки;

- когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

При расчете размера убытков и неустойки необходимо следовать рекомендациям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Согласно этому документу при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. При этом размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.

Согласно ст. 10 комментируемого Закона условия об имущественной ответственности не являются существенными условиями такого соглашения, но они могут быть в нем прописаны по желанию сторон.


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ