СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 13 Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения


Поскольку концессионное соглашение является договором о предоставлении во владение и пользование государственного либо муниципального имущества, предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи правило соответствует общему принципу, установленному ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому предоставление во владение и пользование государственного и муниципального имущества осуществляется по результатам торгов.

В соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ конкурсом является разновидность торгов, победителем в которых выступает лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения подробно регламентируется гл. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. ст. 21 - 38).

Однако комментируемая статья устанавливает также исключения из вышерассмотренного правила заключения концессионного соглашения. Без проведения конкурсов концессионные соглашения могут быть заключены в случаях, установленных в ст. 37 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 37).

Таким образом, обязательство по концессионному соглашению возникает из сложного юридического состава с последовательным порядком накопления юридических фактов:

- принятие решения публичным образованием о создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

- заключение концессионного соглашения с конкретным инвестором (концессионером).

В качестве примера, иллюстрирующего порядок заключения концессионного соглашения, можно привести концессионное соглашение от 26 мая 2011 г. N 1, заключенное между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (далее - Комитет) и обществом с ограниченной ответственностью "Экология города", г. Санкт-Петербург, в лице его обособленного подразделения, которое судебные инстанции признали заключенным на законных основаниях. При рассмотрении дела судами установлено, что в декабре 2009 года в хозяйственное ведение МУП "Специализированное автохозяйство" из муниципальной казны была передана мусороперегрузочная станция и полигон для захоронения твердых бытовых отходов. Администрацией издано Постановление от 9 августа 2010 г. N 1957 "Об утверждении плана мероприятий по достижению показателей, предусмотренных ст. 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", предусматривающее передачу коммерческой организации коммунального комплекса мусороперегрузочной станции по договору аренды или концессионному соглашению в срок до 1 декабря 2010 г. (п. 1.3), и его исполнение было возложено на Комитет. Во исполнение данного Постановления Комитет объявил конкурс, победителем которого явилось указанное общество. Между Комитетом и обществом было заключено концессионное соглашение от 26 мая 2011 г. N 1. Переданное обществу имущество являлось собственностью муниципального образования ( концедента), и в соответствии с его целевым назначением общество обязано было осуществить предусмотренную указанным соглашением деятельность, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный упомянутым соглашением, права владения и пользования предметом соглашения. Распоряжением Комитета от 30 июня 2011 г. N 72 поступившие в муниципальную казну объекты, на которые у муниципального предприятия было прекращено право хозяйственного ведения, были переданы обществу для осуществления деятельности по упомянутому соглашению (см. подробнее Определение ВАС РФ от 10 декабря 2012 г. N ВАС-15802/12).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными ч. 4 ст. 10 комментируемого Закона. Примерные концессионные соглашения в отношении отдельных объектов концессионного соглашения утверждаются Правительством РФ. По состоянию на сегодняшний день Правительством РФ утверждены более 10 примерных концессионных соглашений в отношении следующих объектов:

- аэродромов, зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

- объектов железнодорожного транспорта;

- морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов;

- морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков;

- гидротехнических сооружений;

- систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения;

- объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения;

- объектов образования;

- объектов трубопроводного транспорта;

- объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

- объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения;

- метрополитена и другого транспорта общего пользования;

- автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств.

Комментируемой статьей установлены требования к содержанию таких концессионных соглашений. Примерное концессионное соглашение должно включать в себя существенные условия, предусмотренные комментируемым Законом и другими федеральными законами.

Перечень существенных условий, которые обязательно должны быть включены в концессионное соглашение, определен в ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона. При этом указанный перечень является открытым. Стороны вправе включать в концессионные соглашения дополнительные условия, не противоречащие законодательству РФ и конкурсной документации, по своему усмотрению. Это право сторон также закреплено в каждом из примерных концессионных соглашений, утвержденных Правительством РФ.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи концессионное соглашение может быть изменено по соглашению его сторон ( концедента и концессионера). Данное правило корреспондирует с п. 1 ст. 450 ГК РФ, в соответствии с которой изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Вместе с тем комментируемая статья устанавливает дополнительные требования к возможности изменения по соглашению сторон условий концессионного соглашения, которые были определенны на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса.

Эти условия могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения в следующих случаях:

- на основании соответствующего решения концедента. Для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация, решение принимается Правительством РФ. Если концедентом является субъект РФ, то основанием для соответствующих изменений является решение органа государственной власти субъекта РФ. Если концедентом выступает муниципальное образование, то соответственно речь идет о решении органа местного самоуправления;

- если концессионное соглашение исполняется в рамках инвестиционного проекта, имеющего общегосударственное значение. Подробнее об условиях таких изменений говорится в ч. 3.1 комментируемой статьи;

- в случае замены лица по концессионному соглашению на основании данных о фактически исполненных концессионером к моменту проведения конкурса обязательствах по концессионному соглашению, а также с учетом предложений, представленных победителем конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и содержащих лучшие условия по сравнению с условиями концессионного соглашения (ч. 7 ст. 5 комментируемого Закона);

- если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения (ч. 1 ст. 20 комментируемого Закона);

- если в течение срока действия концессионного соглашения, в соответствии с которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам), устанавливаются нормы или вносятся изменения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 20 ( ч. 3 ст. 20 комментируемого Закона);

- если в течение срока действия концессионного соглашения, в соответствии с которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам), регулируемые цены (тарифы), надбавки к ценам (тарифам) устанавливаются с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением (ч. 4 ст. 20 комментируемого Закона);

- если решение о заключении концессионного соглашения по результатам открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона объекта концессионного соглашения принято Правительством РФ до 31 декабря 2008 г. ( ст. 38 комментируемого Закона).

В ч. 3.1 комментируемой статьи определен случай, когда условия концессионного соглашения могут быть изменены по соглашению сторон, если концессионное соглашение исполняется в рамках инвестиционного проекта, имеющего общегосударственное значение. Такие проекты включаются Правительством РФ в соответствующий перечень.

Возможность внесения изменений в условия концессионного соглашения по соглашению сторон в этом случае определена следующими условиями:

- концедентом являются Российская Федерация или субъект РФ;

- концессионным соглашением должны быть установлены обязательства концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения;

- условия должны быть определены на основании конкурсного предложения и устанавливать объем инвестиций и технические характеристики объекта концессионного соглашения;

- целью изменения таких условий является применение более эффективных технологических решений;

- наличие положительного заключения экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения.

Изменение условий концессионного соглашения сторонами в этом случае возможно при одновременном соблюдении следующих требований:

- расходы концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, размер платы концедента по концессионному соглашению могут быть снижены в случае снижения сметной стоимости объекта концессионного соглашения по предложению лица, с которым принято решение заключить концессионное соглашение;

- требования к качеству и потребительским свойствам объекта концессионного соглашения не подлежат изменению;

- иные условия концессионного соглашения, определенные на основании конкурсного предложения, не подлежат изменению.

Не допускается изменение условий проекта концессионного соглашения, не указанных в ч. 1 комментируемой статьи, но содержащихся в конкурсной документации, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсного предложения лица, с которым принято решение заключить концессионное соглашение, либо изменение существенных условий концессионного соглашения, предусмотренных проектом концессионного соглашения в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 10).

Так, например, изменения об увеличении срока реконструкции объекта противоречат п. 1 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона, т.к. обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции являются существенным условием соглашения, и будут являться основанием для признания судом таких изменений недействительными (см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2013 г. N Ф01-9482/13 по делу N А11-4423/2012).

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. ч. 3.2 и 3.3, касающимися особенностей изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и применяющимися с 1 января 2014 года.

В частности, ч. 3.2 комментируемой статьи предусматривает обязательное получение предварительного согласия антимонопольного органа - Федеральной антимонопольной службы в отношении указанных объектов в случаях:

- изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса;

- изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20 комментируемого Закона.

Указанное согласие не требуется для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных ч. 3.1 комментируемой статьи, ч. 7 ст. 5 и ст. 38 комментируемого Закона.

Порядок и условия получения предварительного согласия антимонопольного органа устанавливаются Правительством РФ.

Согласно ч. 3.3 комментируемой статьи для изменения условий, предусмотренных ч. ч. 1, 1.2 ст. 10 комментируемого Закона, требуется также получение предварительного согласия органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ комментируемая статья дополнена частями 3.4 - 3.9, которые вступили в силу с 1 февраля 2015 г. Эти дополнения касаются порядка изменения существенных условий концессионного соглашения по требованию концессионера.

Предоставляя такое право концессионеру, законодатель обязал концедента рассмотреть такое требование при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

- в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения;

- в случае если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязатель ств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

В ч. 3.5 комментируемой статьи установлен срок рассмотрения такого требования концедентом и принятия решения соответствующим государственным органом об изменении существенных условий концессионного соглашения - не позднее 30 календарных дней после поступления требований концессионера.

Последствия нарушения этого срока определены в ч. 3.7 комментируемой статьи, в которой говорится, что в случае бездействия со стороны концедента концессионер вправе приостановить исполнение концессионного соглашения до принятия концедентом решения об изменении существенных условий концессионного соглашения либо предоставления мотивированного отказа.

Если изменение существенных условий концессионного соглашения приведет к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ, то такое решение принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством РФ. В этом случае концедент в тот же срок - 30 календарных дней после поступления требований концессионера обязан уведомить концессионера о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) либо представить концессионеру мотивированный отказ (ч. 3.6 комментируемой статьи).

В других случаях, когда концедентом выступает субъект Российской Федерации или муниципальное образование, изменение существенных условий концессионного соглашения осуществляется только по согласованию с антимонопольным органом - Федеральной антимонопольной службой (ч. 3.8 комментируемой статьи).

Основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, определяются Правительством РФ (ч. 3.9 комментируемой статьи) (см. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2014 г. N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения").

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения ( концедента или концессионера) может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Данная норма носит отсылочный характер.

Соответственно, подлежит применению п. 2 ст. 450 ГК РФ, согласно которому по требованию одной из сторон договор может быть изменен (расторгнут) по решению суда только в следующих случаях:

- при существенном нарушении договора другой стороной;

- в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным нарушением договора признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. При этом сам факт наличия такого нарушения не служит основанием для изменения (расторжения) договора, если в разумный срок нарушение устранено.

Статья 451 ГК РФ предусматривает изменение (расторжение) договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Так, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения (расторжения), если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Понятие существенного изменения обстоятельств в комментируемом Законе не расшифровывается, а определяется также в п. 1 ст. 451 ГК РФ. Изменение обстоятель ств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Изменение (расторжение) договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, то по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 451 ГК РФ, договор может быть изменен (расторгнут) судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

- из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Примером существенного изменения обстоятельств является невозможность обеспечения условий и порядка компенсации расходов концессионера по предоставленным им потребителям льготам, установленным федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе по льготам по оплате товаров, работ и услуг в отношении объектов образования.

Порядок изменения (расторжения) договора регламентирован ст. 452 ГК РФ, согласно п. 1 которой соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона стороны вправе определить порядок внесения изменений в концессионное соглашение в самом соглашении, однако это условие не относится к числу обязательных условий концессионного соглашения.

В п. 2 ст. 452 ГК РФ установлено, что требование об изменении (расторжении) договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить (расторгнуть) договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В свою очередь судебная практика исходит из того, что спор об изменении (расторжении) договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных указанной нормой (см. п. 60 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах , связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

При изменении (расторжении) концессионного соглашения подлежат применению общие нормы ст. 453 ГК РФ о последствиях изменения (расторжения) договора:

1) при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде;

2) при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства;

3) в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора;

4) стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон;

5) в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства;

6) если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

5. В ч. 5 комментируемой статьи установлен перечень оснований прекращения концессионного соглашения. Концессионное соглашение прекращается:

- по истечении срока действия концессионного соглашения;

- по соглашению сторон;

- в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда;

- в предусмотренном концессионным соглашением случае его досрочное расторжение на основании решения соответствующего государственного органа, если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

Истечение срока действия концессионного соглашения влечет его прекращение, т.е. стороны не могут продлить его действие, так как срок концессионного соглашения относится к его существенным условиям и не может быть изменен сторонами (см. комментарий к ст. 6 Закона).

В то же время стороны вправе прекратить концессионное соглашение по обоюдному согласию или по требованию одной из сторон концессионного соглашения на основании решения суда.

В случае досрочного расторжения концессионного соглашения по соглашению сторон предполагается, что стороны не имеют друг к другу имущественных претензий и отсутствует какой-либо спор по концессионному соглашению.

Досрочное расторжение концессионного соглашения возможно также в судебном порядке по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения условий соглашения другой стороной, существенного изменения обстоятельств. Основания и порядок расторжения концессионного соглашения установлены ст. 15 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 15 Закона). Данные правила согласуются с положениями ст. ст. 450 и 451 ГК РФ.

В силу ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона концессионное соглашение является смешанным договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, поэтому к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона или существа концессионного соглашения. В связи с этим к отношениям сторон подлежат применению также общие положения о договорах.

До 1 июня 2015 г. п. 3 ст. 450 ГК РФ была предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично в случаях, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. С 1 июня 2015 г. действует норма п. 4 ст. 450 ГК РФ, согласно которой сторона, которой ГК РФ, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Обратим внимание также на то, что Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" в ГК РФ введена ст. 450.1, предусматривающая условия отказа от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору и вступившая в силу с 1 июня 2015 г. Так, в частности, нормами п. 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.

Сторона, которой ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случаях, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.

Если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, в случаях, когда сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность, при наступлении обстоятельств, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором и служащих основанием для осуществления определенного права по договору, заявляет отказ от осуществления этого права, в последующем осуществление этого права по тем же основаниям не допускается, за исключением случаев, когда аналогичные обстоятельства наступили вновь.

Последствия прекращения концессионного соглашения определены в ст. 14 комментируемого Закона. Вместе с тем указанная статья регламентирует только порядок передачи концессионером концеденту объекта концессионного соглашения, а также иного имущества, переданного концедентом концессионеру по концессионному соглашению. Соответственно при досрочном расторжении концессионного соглашения наряду с положениями данной статьи подлежат применению общие нормы ст. 453 ГК РФ о последствиях расторжения (изменения) договора.


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ