СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 11 Предоставление концессионеру и использование им земельного участка, лесного участка, водного объекта,


1. Указанная статья имеет важное практические значение, так как регулирует отношения по одному из ключевых вопросов концессионных соглашений - по предоставлению концессионеру и порядку использования им земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр.

Комментируемой статьей предусмотрены конкретные объекты, цели, для которых данные объекты предоставляются, а также порядок их использования концессионером.

Необходимо отметить, что с расширением практики заключения концессионных соглашений расширялся и указанный перечень объектов. Так, до июня 2008 года комментируемым Законом предусматривалась возможность предоставления только земельных участков и только в аренду (субаренду).

Итак, рассмотрим подробнее условия предоставления земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр.

Земельный участок. В соответствии с ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи ( ч. 3 ст. 6 ЗК РФ). При этом ЗК не содержит перечня таких характеристик. Напомним, что изменения в определение понятия земельного участка внесены ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ, которым внесены значительные изменения в порядок образования и предоставления земельных участков. В ранее действующей редакции ЗК РФ земельным участком признавалась часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами ( ст. 11.1 ЗК РФ, ныне утратившей силу).

Несмотря на то что в сегодняшнем определении земельного участка отсутствует ссылка на обязательность наличия границ земельного участка для того, чтобы признать его таковым, все же и на сегодняшний день границы земельного участка являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка ( п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Только определение границ земельного участка позволяет индивидуализировать земельный участок, то есть однозначно определить данный участок среди иных земельных участков.

Законом, устанавливающим порядок определения границ земельного участка, является ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно ст. ст. 38 и 39 которого местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае выполнения кадастровых работ.

Образование земельного участка может осуществляться несколькими способами:

а) в результате преобразования существующих земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка;

б) в результате образования нового земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

в) при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, концессионеру может быть предоставлен земельный участок, образованный в установленном порядке, чьи границы определены в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Земельный участок концессионеру может быть предоставлен в следующих случаях, установленных комментируемой статьей:

- земельный участок предоставляется для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

- предоставляется земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения.

Порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) являются существенными условиями концессионного соглашения.

Земельный участок предоставляется концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным законодательством. Это значит, что земельный участок концессионеру может быть предоставлен как на праве аренды (субаренды), так и на праве ограниченного пользования (сервитута), предусмотренном ст. ст. 22, 23 ЗК РФ, ст. 274 ГК РФ.

Значительным и очень ожидаемым изменением в ЗК РФ явилось изменение, касающееся порядка предоставления земельных участков лицу, с которым заключено концессионное соглашение. В частности, ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в перечень оснований для предоставления земельных участков без торгов, установленных статьей 39.6 ЗК РФ, включено предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение. Как уже отмечалось выше, в связи с отсутствием ранее такой нормы в ЗК РФ получалась парадоксальная ситуация: предоставление земельных участков в аренду для осуществления концессионной деятельности с концессионером, уже выигравшим конкурс на осуществление концессионной деятельности, должно было осуществляться на общих основаниях - на торгах. Следовательно, лицо, получившее право на осуществление деятельности на земельном участке, могло проиграть торги на приобретение прав на указанный земельный участок, т.е. концессионер, с которым уже заключено соглашение на право реализации концессионной деятельности на конкретном земельном участке, попросту мог не выиграть аукцион на приобретение прав на данный земельный участок. Введенные ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в ЗК РФ изменения наконец-то решили указанную проблему.

Лесной участок. Определение понятия "лесной участок" дается в ЛК РФ, в соответствии со ст. 7 которого лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Таким образом, определение понятия лесного участка, так же как и ранее земельного участка, осуществляется через указание на установление их границ. При этом определение границ лесных участков осуществляется в порядке, установленном ЛК РФ, и имеет свои особенности. Так, в соответствии с указанными нормами ЛК РФ, закрепление на местности местоположения границ лесных участков производится при проведении лесоустройства. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со ст. ст. 87 и 91 ЛК РФ.

Концессионеру может быть предоставлен следующий объект:

- лесной участок, необходимый для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

- лесной участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

При этом лесной участок предоставляется концессионеру только в случае, если концессионным соглашением предусмотрена деятельность по строительству гидротехнических сооружений и морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

В соответствии со ст. 92 ЛК РФ, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется аналогично государственному кадастровому учету земельных участков в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Таким образом, концессионеру может быть предоставлен лесной участок, чьи границы определены в соответствии с установленным ЛК РФ порядком.

В соответствии с комментируемой статьей, лесные участки могут быть предоставлены концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с лесным законодательством.

В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Таким образом, с учетом ограничений по субъектам получения права постоянного (бессрочного) пользования, а также безвозмездного срочного пользования, лесной участок, как и земельный участок, концессионеру может быть предоставлен на праве аренды (субаренды) или на праве ограниченного пользования (сервитута).

Отметим, что в настоящее время разработан проект Федерального закона, расширяющего перечень объектов концессионного соглашения, для строительства которых могут быть предоставлены лесные участки. Так, законопроектом N 611967-6 (URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=611967-6&02) предлагается включить в перечень объектов концессионного соглашения объекты, предназначенные для проживания военнослужащих и членов их семей, а также для обеспечения жизнедеятельности указанных лиц, в том числе объекты хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск. В целях обеспечения возможности заключения концессионных соглашений предлагается внести изменение в ЗК РФ и разрешить возможность предоставления лицу, с которым заключено концессионное соглашение, земельных участков, изъятых из оборота и предназначенных для размещения военных городков и инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование. С указанной целью предлагается внесение изменений в комментируемую статью в части возможности предоставления лесных участков для создания указанных объектов.

Водный объект. В соответствии с п. 4 ст. 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; при этом под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте ( п. 5 ст. 1 ВК РФ).

Водный объект может быть предоставлен концессионеру в следующих случаях:

- если водный объект необходим для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

- если водный объект необходим для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

В соответствии с комментируемой статьей водный объект предоставляется концессионеру, только если концессионным соглашением предусмотрена деятельность по строительству причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов, гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций, проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.

В соответствии с комментируемой статьей водные объекты могут быть предоставлены концессионеру в соответствии с водным законодательством. В соответствии со ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 ВК РФ.

Глава 3 ВК РФ устанавливает, что водные объекты могут быть предоставлены только на двух основаниях: по договору водопользования и на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования.

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

- забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

- использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

- использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Совсем иные основания установлены для предоставления водных объектов на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование. Так, по данному основанию водные объекты предоставляются в пользование для:

- обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

- строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

- создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

- строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

- подъема затонувших судов;

- сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

- забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

- организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Как видим, в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения либо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, допустимы оба варианта предоставления водного объекта, хотя наиболее очевидное предоставление водного объекта на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Участок недр. В соответствии с преамбулой Закона РФ "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Концессионеру может быть предоставлен участок недр:

- необходимый для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

- либо участок недр, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Участок недр предоставляется концессионеру, если концессионным соглашением предусмотрена деятельность по строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Отношения по недропользованию урегулированы Законом РФ "О недрах". В соответствии с указанным Законом недра могут предоставляться для различных целей, а именно:

- для регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

- для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

- для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Из всех указанных видов недропользования по концессионному соглашению участок недр может передаваться исключительно для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Указанная деятельность имеет свои особенности, установленные законодательством. В частности, необходимо иметь в виду, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, при этом участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, являются участками недр местного значения.

Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются на основании лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, при этом участок недр предоставляется концессионеру в пользование в виде горного отвода.

Законом РФ "О недрах" отдельно оговорено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров.

Таким образом, в случае, если в рамках концессионного соглашения осуществляется строительство объекта недвижимости с заглублением до 5 метров, предоставление участка недр концессионеру, а также выдача лицензии на недропользование не требуются.

2. Отдельно комментируемая статья останавливается на сроках. Так, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи земельный участок, лесной участок, водный объект, участок недр предоставляются на срок, который устанавливается концессионным соглашением в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах. Отметим, что ни земельное, ни лесное, ни водное законодательство, ни законодательство о недрах не содержат специальных норм, устанавливающих какие-либо специальные сроки предоставления данных объектов в рамках концессионных соглашений. Кроме того, комментируемая статья устанавливает, что срок предоставления данных объектов не может превышать срока действия концессионного соглашения.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если иные сроки не установлены конкурсной документацией либо ст. 38 комментируемого Закона. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона данный срок является существенным условием концессионного соглашения. При этом порядок предоставления иных объектов, перечисленных в комментируемой статье (лесных участков, водных объектов, участков недр), а также срок заключения договоров на пользование ими не являются существенными условиями концессионного соглашения. Следовательно, такие условия в отношении данных объектов могут содержаться в концессионном соглашении, а могут не предусматриваться концессионным соглашением.

Изъятия из установленного правила установлены самим Законом. В частности, в соответствии с ч. 1.1 рассматриваемой статьи, договор аренды (субаренды) земельного участка, указанного в п. 4 ч. 1 ст. 4 (морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур), должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней после проведения государственного кадастрового учета земельного участка. При этом сроки проведения кадастровых работ, необходимых для постановки указанного земельного участка на кадастровый учет, данной статьей не определены. Соответственно, государственный кадастровый учет такого земельного участка может быть завершен позже подписания концессионного соглашения, а срок для заключения договора аренды (субаренды) такого земельного участка начинает течь не с момента подписания концессионного соглашения (как это предусмотрено ч. 1 комментируемой статьи), а с момента завершения государственного кадастрового учета этого земельного участка. Представляется, что для исключения неопределенности в этом вопросе срок проведения кадастровых работ и обеспечения постановки на кадастровый учет может быть указан в концессионном соглашении.

3. Общее правило ЗК РФ устанавливает, что арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное ( ч. 6 ст. 22 ЗК РФ). Таким образом, по общему правилу в случае, если договор аренды не содержит запрета на передачу в субаренду земельного участка, арендатор может передавать его в субаренду.

Однако комментируемая статья содержит изъятия из этого правила: в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды (субаренды) земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка. Таким образом, в договор аренды земельного участка, передаваемого в рамках выполнения концессионного соглашения, должно быть включено условие о возможности передачи указанного земельного участка в субаренду либо о передаче своих прав по договору аренды, только в этом случае концессионер может сдавать его в субаренду. При этом необходимо обратить внимание на то, что в данной части речь идет только о земельных участках и только о предоставленных концессионеру на праве аренды (субаренды). На иные объекты, перечисленные в комментируемой статье (лесных участках, водных объектах, участках недр), а также на иные права на земельные участки (кроме аренды, субаренды) данное изъятие не распространяется, это значит, что в отношении иных объектов и прав действуют общие правила, установленные законодательством для данных объектов и прав на земельные участки.

4. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи, прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения предоставленных концессионеру прав в отношении земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр.

С учетом того что в соответствии с комментируемой статьей права в отношении земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр предоставляются концессионеру на срок, который не может превышать срок действия концессионного соглашения, речь в комментируемой части идет о досрочном прекращении концессионного соглашения (см. комментарий к ст. 13 Закона).


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ