СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 8 Права и обязанности концессионера и концедента


1. Комментируемая статья регулирует конкретные отношения сторон в рассматриваемой сфере, а именно: устанавливает права и обязанности как концессионера, так и концедента.

Интересным является тот факт, что ранее указанная статья устанавливала только права и обязанности концессионера, однако Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" она дополнена положениями о правах и обязанностях концедента как стороны концессионного соглашения.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает основные права концессионера при исполнении концессионного соглашения.

Отметим, что перечень прав концессионера является закрытым, однако это не означает, что никаких иных прав концессионер не имеет: в том случае, если комментируемый Закон в иных статьях содержит определенные права концессионера либо эти права вытекают из существа прав, установленных комментируемым Законом, и содержатся в концессионном соглашении, то концессионер их также может реализовать.

В соответствии с комментируемой статьей концессионер вправе передавать объект концессионного соглашения во временное пользование третьим лицам. Указанная передача возможна только с согласия концедента и в порядке, установленном федеральными законами и концессионным соглашением.

Таким образом, порядок передачи объекта концессионного соглашения третьим лицам, хоть и не относится к числу существенных условий концессионного соглашения, тем не менее должен быть в нем указан. Комментируемая статья устанавливает, что такая передача осуществляется на срок, не превышающий срока концессионного соглашения, и прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения права пользования третьих лиц объектом концессионного соглашения.

В случае если это предусмотрено концессионным соглашением, концессионер вправе привлекать третьих лиц. В данном случае в концессионном соглашении должны быть зафиксированы как право концессионера по привлечению к исполнению концессионного соглашения третьих лиц, так и условия такого привлечения. К таким условиям может быть отнесено, например, получение согласия концедента на привлечения третьих лиц, порядок и сроки получения такого согласия. При этом при определении любых условий привлечения третьих лиц к исполнению концессионного соглашения обязательным является условие о том, что концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные: данное условие предусмотрено комментируемым пунктом рассматриваемой статьи и не может быть изменено, отменено или исполняться с какими-либо условиями. В случае наступления такой ответственности концессионер вправе предъявить регрессные требования к указанным лицам в порядке ст. 1081 ГК РФ.

Концессионер имеет право пользоваться на безвозмездной основе исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению. Порядок и условия использования концессионером результатов интеллектуальной деятельности устанавливаются в концессионном соглашении; в обязательном порядке устанавливаются условия конфиденциальности.

В целом правоотношения в сфере возникновения прав на результаты интеллектуальной деятельности регулируются ГК РФ (часть 4).

Результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, носят название "интеллектуальная собственность" (ст. 1225 ГК РФ). Следует отметить, что к результатам интеллектуальной деятельности относится ограниченный круг объектов, обозначенный в ст. 1225.

На указанные результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Содержание исключительных прав установлено в ст. 1229 ГК РФ. В соответствии с указанной статьей гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом указанное лицо (правообладатель) может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Напомним, что в соответствии со ст. 3 Закона сами исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет концессионера при исполнении им концессионного соглашения, по общему правилу принадлежат концеденту. В соответствии с комментируемой статьей концессионер вправе лишь пользоваться ими на безвозмездной основе в порядке, установленном концессионным соглашением и при соблюдении условий конфиденциальности, установленных концессионным соглашением.

Что касается проекта Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации", то в нем явно права частного партнера не выделены (в отличие от обязательств). Вместе с тем анализ норм законопроекта N 238827-6 позволяет сделать вывод о наличии следующих прав частного партнера:

- право принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

- право на возмещение убытков в размере реального ущерба и упущенной выгоды, в том числе недополученного дохода, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в части исполнения обязательств публичного партнера в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.

Иные права частного партнера вытекают из существа договорных отношений и должны быть зафиксированы в соглашении о государственном частном партнерстве.

Аналогичным образом сконструированы и соответствующие нормы Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах": права партнера по соглашению не зафиксированы строго, а вытекают из существа самого соглашения и принятых обязательств.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основные обязанности концессионера. Данный перечень формально носит закрытый характер, т.е. не содержит формулировку "а также иные обязанности, предусмотренные законодательством". Однако данный вопрос регулируется ст. 13 комментируемого Закона, согласно которой концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными, должны включать в себя существенные условия, установленные комментируемым Законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.

Концессионер обязан соблюдать сроки создания, ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения и начала его эксплуатации. Такие сроки устанавливаются в концессионном соглашении. Необходимо отметить, что срок действия концессионного соглашения относится к существенным условиям концессионного соглашения; срок ввода в эксплуатацию относится к иным не противоречащим закону условиям концессионного соглашения. Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения относится к существенным нарушениям условий концессионного соглашения концессионером, что является важным при определении последствий такого нарушения: в соответствии с пунктом 1 статьи 15 комментируемого Закона в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения.

Концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением. Указанная обязанность корреспондирует с п. 6 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона, в соответствии с которым к существенным условиям концессионного соглашения относятся цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

В отношении цели использования объекта концессионного соглашения необходимо отметить следующее. Статья 4 комментируемого Закона устанавливает перечень объектов концессионного соглашения, определяя тем самым цели его использования исходя из функционального назначения. В соответствии со ст. 13 комментируемого Закона, концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон, при этом в отношении условий концессионного соглашения, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса (а в соответствии со ст. 22 с учетом ст. 10 комментируемого Закона цель использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения относится как раз к таким условиям), установлены определенные правила. В соответствии со ст. 13 комментируемого Закона указанные условия могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства РФ (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта РФ (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).

Концессионер обязан осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не имеет права приостанавливать эту деятельность без согласия концедента. Данная обязанность концессионера обусловлена особенностями объектов концессионного соглашения: с учетом значимости данных объектов для решения государственных, в том числе социальных, задач одностороннее приостановление эксплуатации таких объектов может повлечь существенные негативные последствия.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ установлено исключение из указанного правила, касающееся отношений по вопросу изменения существенных условий концессионного соглашения. В соответствии со ст. 13 Закона в случае, когда концессионер в силу разных причин обращается к концеденту с предложением об изменении существенных условий концессионного соглашения, концедент обязан рассмотреть указанное заявление и принять решение об изменении существенных условий либо подготовить мотивированный отказ. При этом в случае, если в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера концедент не принял решение об изменении существенных условий концессионного соглашения, либо не уведомил концессионера о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), либо не предоставил концессионеру мотивированный отказ, концессионер вправе приостановить исполнение концессионного соглашения до принятия концедентом решения об изменении существенных условий концессионного соглашения либо предоставления мотивированного отказа.

Концессионер обязан обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг, а также предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением.

Концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта. При этом указанная обязанность концессионера может быть изменена по соглашению сторон концессионного соглашения. Обязанность нести бремя содержания объекта концессионного соглашения может быть возложена на концедента или распределена между концессионером и концедентом в соотношении, установленном концессионным соглашением.

3. Что касается прав и обязанностей концедента, то в этом отношении комментируемая статья содержит весьма лаконичный перечень.

Так, в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи, концедент имеет право на осуществление контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения. При этом содержанию указанного права посвящена отдельная статья рассматриваемого Закона (см. комментарий к ст. 9 Закона).

Кроме указанных в ч. 3 комментируемой статьи прав, концедент, в соответствии с Законом, вправе также:

- принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (ч. 13 ст. 3 Закона);

- принимать на себя часть расходов на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения (ч. 13 ст. 3 Закона);

- предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 13 ст. 3 Закона);

- в случае, если объект концессионного соглашения и иное не принадлежащее концеденту имущество предназначены для использования их по общему назначению, обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концедент вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор, который определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица) ( ч. 2 ст. 4 Закона);

- в случае нарушения концессионером требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения, концедент вправе требовать от концессионера безвозмездного устранения такого нарушения в установленный концедентом разумный срок, а также требовать от концессионера возмещения причиненных убытков в случае, если нарушение указанных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок или является существенным ( ч. ч. 2, 3 ст. 12 Закона).

4. Основной обязанностью концедента в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи является передача концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в установленный концессионным соглашением срок.

Отметим, что указанная обязанность концедента следует из общего понятия отношений, возникающих в ходе реализации концессионного соглашения (см. комментарий к ст. 3 Закона). При этом при прекращении концессионного соглашения концессионер в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона обязан передать концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением и определяемое в соответствии с ч. 9 ст. 3 Закона имущество в срок, установленный концессионным соглашением.

Концессионным соглашением могут быть предусмотрены и иные обязанности концедента, вытекающие из существа отношений, возникающих в процессе реализации концессионного соглашения.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает особенности передачи некоторых видов имущества. Так, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в п. 1 ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона (речь идет об автомобильных дорогах или участках автомобильных дорог, защитных дорожных сооружениях, искусственных дорожных сооружениях, производственных объектах, элементах обустройства автомобильных дорог, объектах, предназначенных для взимания платы, объектах дорожного сервиса), которое принадлежит государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, то такое имущество может быть передано в установленном порядке концессионеру по концессионному соглашению только после прекращения права оперативного управления государственного бюджетного учреждения этим имуществом при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

1) в отношении государственного бюджетного учреждения принято решение о его реорганизации или ликвидации до заключения концессионного соглашения, объектом которого является такое имущество;

2) в результате передачи недвижимого имущества по концессионному соглашению это учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.

Указанная норма корреспондирует с нормой ч. 1.2 ст. 5 Закона, в соответствии с которой в случае, если объектом концессионного соглашения является вышеуказанное имущество, принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ