СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 7 Плата по концессионному соглашению


1. Комментируемый Закон устанавливает общее правило, в соответствии с которым концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Тем самым определяется возмездный характер данного договора: в соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

При применении ч. 1 комментируемой статьи необходимо учитывать следующее.

Во-первых, концессионная плата устанавливается концессионным соглашением. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6.2 ч. 1 ст. 10 Закона размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения являются существенным условием концессионного соглашения (за исключением случаев, когда в соответствии с комментируемой статьей концессионная плата может не устанавливаться вообще). Кроме того, в соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются в концессионном соглашении в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Таким образом, указанные параметры должны быть определены уже в решении о заключении концессионного соглашения.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона размер концессионной платы может являться одним из критериев конкурса.

Критерий конкурса - это характеристика условий концессионного соглашения, на основании которой осуществляется оценка конкурсного предложения. Критерии конкурса и их параметры в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона устанавливаются решением концедента о заключении концессионного соглашения.

Во-вторых, концессионная плата вносится концессионером концеденту.

Отметим, что ст. 3 Закона предусматривает также возможность включения в условия концессионного соглашения платы концедента по концессионному соглашению. Однако она не будет являться концессионной платой, ее порядок и условия выплаты определяются концессионным соглашением.

В-третьих, период внесения концессионной платы взаимоувязан с периодом использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Так, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Установление обязанности по внесению концессионной платы только в период эксплуатации объекта концессионного соглашения означает, что обязанность вносить плату за пользование объектом концессионного соглашения возникает у концессионера только после окончания работ по реконструкции или созданию объекта концессионного соглашения и ввода его в эксплуатацию.

Довольно интересно проследить статус концессионной платы с точки зрения бюджетных финансово-правовых отношений, т.е. определить правовой статус концессионной платы с точки зрения бюджетного законодательства, т.е. каким образом классифицируется концессионная плата, поступающая в доход бюджета.

БК РФ (ст. 41) выделяет следующие виды доходов бюджетов:

- налоговые доходы;

- безвозмездные поступления;

- неналоговые доходы.

Налоговые доходы бюджетов составляют доходы от предусмотренных НК РФ налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Поскольку перечень налогов, взимаемых на территории РФ, установлен НК РФ, при этом взимание концессионной платы указанным нормативным правовым актом не предусмотрено, отнесение платы за парковку к налоговым платежам невозможно.

Квалификация концессионной платы, не установленной НК РФ, но являющейся обязательной к уплате - так называемого "фискального сбора", - также невозможна.

В связи с тем, что в настоящее время на уровне федерального законодательства не установлена возможность взимания концессионной платы в качестве фискального сбора, основания для введения концессионной платы как неналогового обязательного платежа - фискального сбора на уровне субъекта РФ отсутствуют.

К безвозмездным поступлениям согласно требованиям БК РФ относятся:

- дотации;

- субсидии;

- субвенции;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

С учетом того, что концессионная плата вносится по соглашению за предоставленное право (использование, эксплуатация объекта концессионного соглашения) и, следовательно, носит возмездный характер, режим безвозмездных поступлений в бюджет неприменим к концессионной плате.

С учетом неприменимости двух описанных выше форм доходов для отражения доходов от сбора концессионной платы такая плата должна квалифицироваться в качестве неналогового дохода бюджета.

Для целей бюджетного законодательства в качестве неналогового дохода бюджета согласно статье 41 БК РФ концессионная плата должна рассматриваться в качестве доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.

2. Часть 1.1 комментируемой статьи претерпела значительные изменения в связи с принятием ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ.

Так, в редакции, действовавшей до принятия указанного Закона, комментируемая часть предусматривала исключения из общего правила об обязательности внесения платы по концессионному соглашению, в соответствии с которыми концессионная плата могла не взиматься в следующих случаях:

- реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

- принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.

В действующей редакции ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ ч. 1.1 комментируемой статьи также содержится исключение из общего правила определения концессионной платы, однако оно касается исключительных случаев установления размера концессионной платы в случае, если концессионным соглашением в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем предусматривается концессионная плата (напомним, что в указанных случаях может предусматриваться плата концедента, которая рассчитывается в соответствии с ч. 13.1 ст. 3 Закона). В данном случае размер концессионной платы не может превышать уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения.

Отметим, что проект Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" (законопроект N 238827-6) вообще не предусматривает такого понятия, как "плата по соглашению о государственно-частном партнерстве", устанавливая лишь обязательства публичного и частного партнера по отношению к объекту соглашения. В частности, предусматривается, что в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве частный партнер принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а также одно или более из следующих обязательств: разработка и согласование проектной документации; создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве; реконструкция объекта соглашения о государственно-частном партнерстве. Таким образом, "плата по соглашению", в случае ее наличия, может быть предусмотрена в обязательствах частного партнера по полному или частичному финансированию объекта соглашения.

Что касается действующего законодательства субъектов РФ в области государственно-частного партнерства, то здесь вопрос об установлении платы частного партнера решен следующим образом. Так, в частности, Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" предусмотрена возможность включения в соглашение "платы, подлежащей внесению за использование объекта соглашения, находящегося в собственности Санкт-Петербурга". Однако ни механизм ее исчисления, ни порядок, сроки выплаты указанным Законом Санкт-Петербурга не установлены. Иное дело в отношении выплат, осуществляемых публичным партнером - Санкт-Петербургом: Законом четко установлены виды возможных выплат частному партнеру. Это могут быть следующие выплаты:

- связанные с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) и реализацией партнером товаров (работ, услуг) по установленным Санкт-Петербургом тарифам;

- связанные с выполнением партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;

- связанные с обеспечением минимального дохода от деятельности партнера по эксплуатации объекта соглашения;

- в связи с расторжением соглашения в случаях, предусмотренных соглашением, в соответствии с действующим законодательством;

- иные формы выплат и их сочетания, предусмотренные действующим законодательством.

Кроме того, Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" установлены случаи, когда объем указанных выплат может изменяться, в частности:

- при изменении показателей инфляции или колебании валютных курсов;

- в связи с нарушением партнером обязательств по соглашению, в частности, в отношении качества объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и сроков создания (реконструкции) объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

При этом закреплено важное правило, обеспечивающее гарантии прав частного партнера, в соответствии с которым отсутствие или недостаточность средств в бюджете Санкт-Петербурга, предусмотренных в законе Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга для финансирования обязательств Санкт-Петербурга по соглашению, не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение.

3. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются в концессионном соглашении в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. При этом комментируемая статья устанавливает конкретные формы концессионной платы, которые могут применяться в каждом конкретном случае. Следует отметить, что данный перечень является закрытым, но при этом концессионная плата может предусматривать сочетание всех указанных форм.

Концессионная плата может состоять из:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно. В данном случае в концессионное соглашение включается определенная в рублях конкретная денежная сумма, а также устанавливается срок или сроки ее внесения;

2) установленной доли полученных в результате использования имущества продукции плодов или доходов. В данном случае речь идет о передаче концессионером концеденту определенных материальных ценностей либо денежных средств, которые концессионер получил в результате использования объекта концессионного соглашения. При этом в концессионном соглашении указывается вид материальных ценностей, подлежащих передаче концеденту в счет платы по концессионному соглашению, размер данной доли и сроки ее внесения.

Напомним, что в соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Комментируемая часть рассматриваемой статьи предусматривает основания для включения в концессионное соглашение таких - иных - условий получения концессионером доходов, вернее их части, так как оговоренная в соглашении часть доходов (продукции) поступает концеденту.

Указанный механизм распределения между концессионером и концедентом продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, определения их долей близок к процедуре раздела продукции, осуществляемой при исполнении такого вида договора, наиболее близкого к концессионному соглашению, как соглашение о разделе продукции. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" предусматривает две схемы раздела продукции - общую схему (с определением и передачей инвестору компенсационной продукции, уплатой налога на добычу полезных ископаемых и разделом между государством и инвестором прибыльной продукции) и схему прямого раздела произведенной продукции между государством и инвестором. Аналогичные схемы могут быть применены и в концессионном соглашении при определении размера доли полученных концессионером в результате использования имущества продукции или доходов либо при установлении в соглашении порядка их определения;

3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. При установлении концессионной платы по данной норме в качестве такой платы может выступать любое имущество, находящееся на праве собственности у концессионера.

4. Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность сочетания установленных в ч. 2 форм концессионной платы.


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ