1. Комментируемый Закон устанавливает общее правило, в соответствии с которым концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
Тем самым определяется возмездный характер данного договора: в соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
При применении ч. 1 комментируемой статьи необходимо учитывать следующее.
Во-первых, концессионная плата устанавливается концессионным соглашением. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6.2 ч. 1 ст. 10 Закона размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения являются существенным условием концессионного соглашения (за исключением случаев, когда в соответствии с комментируемой статьей концессионная плата может не устанавливаться вообще). Кроме того, в соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются в концессионном соглашении в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Таким образом, указанные параметры должны быть определены уже в решении о заключении концессионного соглашения.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона размер концессионной платы может являться одним из критериев конкурса.
Критерий конкурса - это характеристика условий концессионного соглашения, на основании которой осуществляется оценка конкурсного предложения. Критерии конкурса и их параметры в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона устанавливаются решением концедента о заключении концессионного соглашения.
Отметим, что ст. 3 Закона предусматривает также возможность включения в условия концессионного соглашения платы концедента по концессионному соглашению. Однако она не будет являться концессионной платой, ее порядок и условия выплаты определяются концессионным соглашением.
В-третьих, период внесения концессионной платы взаимоувязан с периодом использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Так, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Установление обязанности по внесению концессионной платы только в период эксплуатации объекта концессионного соглашения означает, что обязанность вносить плату за пользование объектом концессионного соглашения возникает у концессионера только после окончания работ по реконструкции или созданию объекта концессионного соглашения и ввода его в эксплуатацию.
Довольно интересно проследить статус концессионной платы с точки зрения бюджетных финансово-правовых отношений, т.е. определить правовой статус концессионной платы с точки зрения бюджетного законодательства, т.е. каким образом классифицируется концессионная плата, поступающая в доход бюджета.
БК РФ (ст. 41) выделяет следующие виды доходов бюджетов:
- налоговые доходы;
- безвозмездные поступления;
- неналоговые доходы.
Налоговые доходы бюджетов составляют доходы от предусмотренных НК РФ налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Поскольку перечень налогов, взимаемых на территории РФ, установлен НК РФ, при этом взимание концессионной платы указанным нормативным правовым актом не предусмотрено, отнесение платы за парковку к налоговым платежам невозможно.
Квалификация концессионной платы, не установленной НК РФ, но являющейся обязательной к уплате - так называемого "фискального сбора", - также невозможна.
В связи с тем, что в настоящее время на уровне федерального законодательства не установлена возможность взимания концессионной платы в качестве фискального сбора, основания для введения концессионной платы как неналогового обязательного платежа - фискального сбора на уровне субъекта РФ отсутствуют.
К безвозмездным поступлениям согласно требованиям БК РФ относятся:
- дотации;
- субсидии;
- субвенции;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
С учетом того, что концессионная плата вносится по соглашению за предоставленное право (использование, эксплуатация объекта концессионного соглашения) и, следовательно, носит возмездный характер, режим безвозмездных поступлений в бюджет неприменим к концессионной плате.
С учетом неприменимости двух описанных выше форм доходов для отражения доходов от сбора концессионной платы такая плата должна квалифицироваться в качестве неналогового дохода бюджета.
Для целей бюджетного законодательства в качестве неналогового дохода бюджета согласно статье 41 БК РФ концессионная плата должна рассматриваться в качестве доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.
2. Часть 1.1 комментируемой статьи претерпела значительные изменения в связи с принятием ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ.
Так, в редакции, действовавшей до принятия указанного Закона, комментируемая часть предусматривала исключения из общего правила об обязательности внесения платы по концессионному соглашению, в соответствии с которыми концессионная плата могла не взиматься в следующих случаях:
- реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);
- принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.
В действующей редакции ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ ч. 1.1 комментируемой статьи также содержится исключение из общего правила определения концессионной платы, однако оно касается исключительных случаев установления размера концессионной платы в случае, если концессионным соглашением в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем предусматривается концессионная плата (напомним, что в указанных случаях может предусматриваться плата концедента, которая рассчитывается в соответствии с ч. 13.1 ст. 3 Закона). В данном случае размер концессионной платы не может превышать уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения.
Отметим, что проект Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" (законопроект N 238827-6) вообще не предусматривает такого понятия, как "плата по соглашению о государственно-частном партнерстве", устанавливая лишь обязательства публичного и частного партнера по отношению к объекту соглашения. В частности, предусматривается, что в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве частный партнер принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а также одно или более из следующих обязательств: разработка и согласование проектной документации; создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве; реконструкция объекта соглашения о государственно-частном партнерстве. Таким образом, "плата по соглашению", в случае ее наличия, может быть предусмотрена в обязательствах частного партнера по полному или частичному финансированию объекта соглашения.
Что касается действующего законодательства субъектов РФ в области государственно-частного партнерства, то здесь вопрос об установлении платы частного партнера решен следующим образом. Так, в частности, Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" предусмотрена возможность включения в соглашение "платы, подлежащей внесению за использование объекта соглашения, находящегося в собственности Санкт-Петербурга". Однако ни механизм ее исчисления, ни порядок, сроки выплаты указанным Законом Санкт-Петербурга не установлены. Иное дело в отношении выплат, осуществляемых публичным партнером - Санкт-Петербургом: Законом четко установлены виды возможных выплат частному партнеру. Это могут быть следующие выплаты:
- связанные с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) и реализацией партнером товаров (работ, услуг) по установленным Санкт-Петербургом тарифам;
- связанные с выполнением партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;
- связанные с обеспечением минимального дохода от деятельности партнера по эксплуатации объекта соглашения;
- в связи с расторжением соглашения в случаях, предусмотренных соглашением, в соответствии с действующим законодательством;
- иные формы выплат и их сочетания, предусмотренные действующим законодательством.
Кроме того, Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" установлены случаи, когда объем указанных выплат может изменяться, в частности:
- при изменении показателей инфляции или колебании валютных курсов;
- в связи с нарушением партнером обязательств по соглашению, в частности, в отношении качества объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и сроков создания (реконструкции) объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.
При этом закреплено важное правило, обеспечивающее гарантии прав частного партнера, в соответствии с которым отсутствие или недостаточность средств в бюджете Санкт-Петербурга, предусмотренных в законе Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга для финансирования обязательств Санкт-Петербурга по соглашению, не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение.
3. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются в концессионном соглашении в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. При этом комментируемая статья устанавливает конкретные формы концессионной платы, которые могут применяться в каждом конкретном случае. Следует отметить, что данный перечень является закрытым, но при этом концессионная плата может предусматривать сочетание всех указанных форм.
Концессионная плата может состоять из:
1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно. В данном случае в концессионное соглашение включается определенная в рублях конкретная денежная сумма, а также устанавливается срок или сроки ее внесения;
2) установленной доли полученных в результате использования имущества продукции плодов или доходов. В данном случае речь идет о передаче концессионером концеденту определенных материальных ценностей либо денежных средств, которые концессионер получил в результате использования объекта концессионного соглашения. При этом в концессионном соглашении указывается вид материальных ценностей, подлежащих передаче концеденту в счет платы по концессионному соглашению, размер данной доли и сроки ее внесения.
Напомним, что в соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Комментируемая часть рассматриваемой статьи предусматривает основания для включения в концессионное соглашение таких - иных - условий получения концессионером доходов, вернее их части, так как оговоренная в соглашении часть доходов (продукции) поступает концеденту.
Указанный механизм распределения между концессионером и концедентом продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, определения их долей близок к процедуре раздела продукции, осуществляемой при исполнении такого вида договора, наиболее близкого к концессионному соглашению, как соглашение о разделе продукции. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" предусматривает две схемы раздела продукции - общую схему (с определением и передачей инвестору компенсационной продукции, уплатой налога на добычу полезных ископаемых и разделом между государством и инвестором прибыльной продукции) и схему прямого раздела произведенной продукции между государством и инвестором. Аналогичные схемы могут быть применены и в концессионном соглашении при определении размера доли полученных концессионером в результате использования имущества продукции или доходов либо при установлении в соглашении порядка их определения;
3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. При установлении концессионной платы по данной норме в качестве такой платы может выступать любое имущество, находящееся на праве собственности у концессионера.
4. Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность сочетания установленных в ч. 2 форм концессионной платы.
Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".
объект концессионный соглашение, государственный частный партнерство, эксплуатация объект концессионный, размер концессионный плат, использование эксплуатация объект, концессионный соглашение соответствие, соглашение государственный частный, закон санкт петербург, заключение концессионный соглашение, устанавливаться концессионный соглашение, эксплуатация объект концессионный соглашение, соглашение государственный частный партнерство, использование эксплуатация объект концессионный, объект соглашение государственный частный, концессионный плат форма порядок, форма порядок срок внесение, плат форма порядок срок, размер концессионный плат форма, решение заключение концессионный соглашение, срок внесение устанавливаться концессионный,