СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 6 Срок действия концессионного соглашения


1. В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона срок действия концессионного соглашения является одним из существенных условий данного соглашения.

Согласно ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из комментируемой статьи срок действия концессионного соглашения является существенным условием в силу требований рассматриваемого Закона, т.е. концессионное соглашение не может быть заключено на неопределенный срок либо без указания срока.

При этом сам комментируемый Закон не устанавливает срок, на который может быть заключено концессионное соглашение. Закон соотносит срок действия со сроком создания объекта концессионного соглашения либо иными обязательствами сторон:

- объемом инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и сроком окупаемости таких инвестиций. В данном случае срок рассчитывается путем деления общего объема инвестиций на объем средств, получаемых концессионером от эксплуатации объекта концессионного соглашения. Как правило, такой срок должен обеспечить получение концессионером определенной прибыли от эксплуатации объекта концессионного соглашения;

- сроком получения концессионером объема валовой выручки, определенной концессионным соглашением. Отметим, что в данном случае речь идет о валовой выручке от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам). Примечательно, что законодатель не стал увязывать срок концессионного соглашения со сроком получения дисконтированной выручки (сумма валовой выручки и расходов, указанных в ст. 32 комментируемого Закона, с применением коэффициента дисконтирования);

- иными обязательствами концессионера и (или) концедента. К таким обязательствам могут быть отнесены обязательства концессионера по предоставлению потребителям определенных законодательством льгот в течение согласованного сторонами периода времени.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, касающиеся продления срока действия концессионного соглашения, что является довольно существенным моментом с учетом длительности процесса создания объектов концессионного соглашения и непредсказуемости экономических, финансовых и иных факторов.

В редакции Закона, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ, конкретной нормы о возможности (и условиях) либо невозможности продления срока концессионного соглашения не существовало. Однако ч. 3 ст. 13 Закона содержала (и содержит в редакции ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ) норму о том, что концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Кроме того, отметим, что срок концессионного соглашения является существенным условием концессионного соглашения и определяется на основании решения о заключении концессионного соглашения (в силу ч. 2 ст. 22 Закона с учетом ст. 10 Закона). Для таких условий ст. 13 Закона содержит следующие требования: такие условия концессионного соглашения могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства РФ (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта РФ (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в некоторых других случаях (см. комментарий к ст. 13).

Таким образом, срок действия концессионного соглашения, наряду с иными существенными условиями, мог изменяться, но весьма произвольно.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ внес ясность в данный вопрос: в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в новой редакции срок действия концессионного соглашения может быть продлен по соглашению сторон, но не более чем на пять лет.

Основания для продления срока несколько отличаются от оснований изменения любых других существенных условий, установленных ст. 13 Закона (в частности, полностью исключен законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта и муниципального образования). Так, основанием для продления срока концессионного соглашения является, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, решение Правительства РФ (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо местной администрации муниципального образования (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).

2. Часть 2 комментируемой статьи введена ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ и, в сущности, дублирует норму ч. 3.8 ст. 13, устанавливающей общие правила изменения существенных условий концессионного соглашения и также введенной ФЗ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ. Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

Отметим, что в ранее действовавшей редакции ст. 13 Закона согласие антимонопольного органа требовалось только в ряде случаев, например при изменении условий концессионных соглашений, объектами которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

На сегодняшний день порядок получения согласия антимонопольного органа установлен Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2014 г. N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения" (в редакции Постановления Правительства от 28 апреля 2015 г. N 406).

Указанные Правила определяют основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, в том числе основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, в том числе продления срока действия концессионного соглашения, а также устанавливают порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случаях, предусмотренных ч. 3.2 ст. 13 комментируемого Закона.

Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований:

1) возникновение обстоятельств непреодолимой силы;

2) вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, в связи с которыми:

- стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства;

- ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера;

3) вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязатель ств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;

4) внесение в установленном порядке изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с которыми стороны оказываются неспособными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);

5) установление регулируемых цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), по которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги, с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением.

Если концедентом по концессионному соглашению является Российская Федерация и условия концессионного соглашения изменяются на основании акта Правительства РФ, проект такого акта согласовывается с Федеральной антимонопольной службой в порядке, установленном Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", и согласование изменений условий концессионного соглашения в соответствии с указанными Правилами не требуется.

Если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по этому концессионному соглашению является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, заявление о согласовании изменений условий концессионного соглашения подлежит рассмотрению в Федеральной антимонопольной службе (за отдельными исключениями).

Если концедентом по концессионному соглашению является субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, заявление подлежит рассмотрению в территориальном органе Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения концедента.

Для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган заявление и определенный пакет документов. Заявление с приложенными к нему документами подлежит регистрации в антимонопольном органе в установленном порядке.

Заявление и документы, поступившие в антимонопольный орган, рассматриваются в срок не более 30 дней со дня регистрации. Срок их рассмотрения может быть продлен руководителем антимонопольного органа не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения заявления антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

В целях рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольным органом могут направляться запросы, привлекаться эксперты, а также проводиться анализ состояния конкуренции на соответствующем рынке услуг.

По результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

а) о согласовании изменений условий концессионного соглашения;

б) об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа.

Как правило, антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения при установлении одного из следующих случаев:

а) если со дня заключения концессионного соглашения и до дня регистрации в антимонопольном органе заявления прошло менее одного года (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);

б) если представленные документы не подтверждают возникновение необходимых оснований;

в) если размер расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, определенный на основании конкурсного предложения концессионера и установленный в концессионном соглашении, подлежит уменьшению;

г) если объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения и (или) конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) этого объекта, подлежит увеличению (в случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения , холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);

д) если ухудшаются плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов.

Вынесенное антимонопольным органом решение может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Часть 3 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, устанавливающую необходимость принятия Правительством РФ нормативного правового акта, устанавливающего основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.

Действующий порядок получения согласования антимонопольного органа утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2014 г. N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения".


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ