СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 5 Стороны концессионного соглашения


1. Комментируемая статья дает определение сторон концессионного соглашения - концедента и концессионера, а также определяет их субъектный состав.

Согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи концедентом является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Необходимо отметить, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях через посредство своих органов или специально назначаемых представителей. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют интересы собственно Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, причем без какого-либо особого поручения.

Система и структура органов государственной власти устанавливается Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Так, в систему исполнительных органов власти входят федеральное министерство, федеральные службы, федеральные агентства.

От имени Российской Федерации при заключении концессионных соглашений выступает Правительство РФ или по его поручению иной федеральный орган исполнительной власти.

Правительство РФ, давая поручения федеральным органам исполнительной власти, руководствуется положениями ч. 4 ст. 12 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которыми Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти. Однако следует иметь в виду, что функции между федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 32 названного Закона распределяет Президент РФ.

Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом; в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат субъекту РФ, - органом государственной власти субъекта РФ.

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Так, структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ, что закреплено п. 4 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Концедентом в концессионном соглашении в отношении объектов, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, выступает орган местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях. В ст. 131 Конституции РФ определены субъекты местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ интересы публичных образований в сфере гражданского права могут выражать не только их органы, наделенные соответствующими полномочиями, но и иные лица, в частности государственные органы, органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица.

Необходимо отметить, что в ч. 1 комментируемой статьи законодатель исходит из выше рассмотренного положения, указывая на возможность осуществления отдельных прав и обязанностей концедента уполномоченным концедентом органом или юридическим лицом. Как правило, к таким юридическим лицам относятся государственные и муниципальные учреждения и муниципальные предприятия, за которыми закреплено государственное и муниципальное имущество.

На наш взгляд, речь идет об установлении отношений представительства, которое может основываться на нормативном или административном акте (в отношении государственных органов и органов местного самоуправления) или договоре (юридических лиц).

Пунктом 1 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность осуществления полномочий концедента государственной компанией "Российские автомобильные дороги". Данная компания создана Российской Федерацией и действует на основании ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Цели деятельности государственной компании "Российские автомобильные дороги" закреплены в ст. 4 названного Закона и состоят в следующем:

- оказание государственных услуг и выполнение иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления;

- поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог государственной компании, увеличение их пропускной способности, обеспечение движения по ним;

- повышение качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог государственной компании;

- развитие объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог государственной компании.

Осуществление полномочий концедента государственной компанией "Российские автомобильные дороги" более детально регламентировано в ст. 34 ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, государственная компания осуществляет от имени Российской Федерации полномочия концедента, в том числе полномочия концедента, связанные с проведением конкурсов, обеспечением заключения и исполнения концессионных соглашений, в отношении следующих автомобильных дорог федерального значения:

1) автомобильные дороги, деятельность по организации строительства или реконструкции которых осуществляется на основании концессионных соглашений, заключенных государственной компанией;

2) автомобильные дороги, которые переданы в доверительное управление государственной компании и в отношении которых Правительством РФ принято решение о заключении концессионного соглашения;

3) автомобильные дороги, в отношении которых до дня вступления в силу ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были приняты решения Правительства РФ о заключении концессионных соглашений и которые переданы в доверительное управление государственной компании.

Помимо этого, государственная компания осуществляет от имени Российской Федерации полномочия концедента, в том числе полномочия концедента, связанные с проведением конкурса, обеспечением заключения и исполнения концессионного соглашения, в отношении следующих защитных дорожных сооружений и искусственных дорожных сооружений:

1) защитные дорожные сооружения и искусственные дорожные сооружения, организация строительства или реконструкции которых осуществляется на основании концессионных соглашений, заключенных государственной компанией;

2) защитные дорожные сооружения и искусственные дорожные сооружения, которые переданы в доверительное управление государственной компании и в отношении которых Правительством РФ принято решение о заключении концессионного соглашения;

3) защитные дорожные сооружения и искусственные дорожные сооружения, в отношении которых до дня вступления в силу ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были приняты решения Правительства РФ о заключении концессионных соглашений и которые переданы в доверительное управление государственной компании.

Необходимо заметить, что полномочия концедента осуществляются государственной компанией с даты внесения изменений в решения Правительства РФ о заключении концессионных соглашений. При этом не требуется заключать соглашения о переуступке прав и обязанностей концедента, а также давать согласие концессионера и третьих лиц на переход прав и обязанностей концедента к государственной компании.

2. Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи устанавливает, что одной из сторон концессионного соглашения является концессионер. В качестве концессионера могут выступать:

1) индивидуальный предприниматель. Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации определен в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

2) российское юридическое лицо. Легальное определение юридического лица дано в п. 1 ст. 48 ГК РФ. Так, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

3) иностранное юридическое лицо. Необходимо отметить, что понятие иностранного юридического лица содержится лишь в ст. 11 НК РФ. Так, иностранным юридическим лицом признаются компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

4) несколько юридических лиц, действующих на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Статьей 1041 ГК РФ установлено, что по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Отличительными особенностями данного договора являются осуществление всеми участниками заключенного договора совместной деятельности, соединение своих вкладов, наличие для всех общей цели - извлечение прибыли или иной не противоречащей закону цели, достигаемой посредством ведения совместной деятельности.

Участниками договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только физические лица - индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участие физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в таких отношениях не допускается.

3. Частью 1.1 комментируемой статьи предусмотрено участие на стороне концедента государственного или муниципального унитарного предприятия.

Правовое положение унитарных предприятий регулируется ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Так, согласно ст. 2 указанного Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Что касается имущества унитарного предприятия, то оно принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, а самому унитарному предприятию имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.

Необходимо отметить, что вопросы создания унитарного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества решает только собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Унитарное предприятие лишено возможности распоряжения имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, то есть оно не имеет права, например, сдать такое имущество в аренду либо продать его.

Важно заметить, что право унитарного предприятия выступать на стороне концедента также закреплено в ст. 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Условием участия унитарного предприятия в концессионном соглашении на стороне концедента является определенный объект концессионного соглашения. Объекты концессионного соглашения перечислены в ст. 4 комментируемого Закона.

Итак, если объектом концессионного соглашения являются автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепл о-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения, и принадлежат на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, то такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента.

При этом конкретные полномочия (в том числе полномочия по передаче имущества) унитарного предприятия прописываются в самом концессионном соглашении. Передача концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом осуществляется на основании актов приема-передачи.

4. Частью 1.2 комментируемой статьи предусмотрено участие на стороне концедента государственного бюджетного учреждения.

Согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное бюджетное учреждение может быть создано Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Итак, в случаях, когда объектом концессионного соглашения являются автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса, принадлежащие на момент заключения концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, то такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению.

Право оперативного управления раскрыто в ст. 296 ГК РФ. Данное право состоит из правомочий владения и пользования имуществом в пределах, установленных законом, и только в соответствии с целями деятельности учреждения.

Государственное бюджетное учреждение может участвовать в концессионном соглашении на стороне концедента только при условии, что при передаче имущества по концессионному соглашению учреждение не лишится возможности осуществлять свою деятельность в соответствии с уставом.

Полномочия государственного бюджетного учреждения как концедента определяются в решении о заключении концессионного соглашения.

5. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ комментируемая статья была дополнена ч. 1.3, которая вступила в действие с 1 февраля 2015 года.

Положения данной части направлены на регулирование ситуации, когда планируется создание и (или) реконструкция объекта, части которого находятся в собственности различных публично-правовых образований.

Законодатель предусмотрел обязательность заключения собственниками объекта соглашения о проведении совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В целом порядок заключения концессионного соглашения регламентирован главой 3 комментируемого Закона. В ней предусмотрена обязательность проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения ( ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона).

Необходимо отметить, что п. 4 ст. 447 ГК РФ предусмотрены две формы проведения торгов, а именно: конкурс и аукцион. Различие между данными формами проведения торгов состоит в следующем: выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Частью 1 ст. 13 комментируемого Закона предусмотрены два вида конкурса: открытый или закрытый. При этом определено различие между этими двумя видами конкурса: при проведении открытого конкурса заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица, а при проведении закрытого конкурса - только лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Комментируемая статья вводит понятие совместного конкурса. В соглашении о проведении совместного конкурса должна быть указана следующая информация:

1) информация о лице, являющемся организатором совместного конкурса, а также о сторонах соглашения о проведении совместного конкурса;

2) права, обязанности и ответственность сторон соглашения о проведении совместного конкурса, в том числе перечень полномочий, переданных организатору сторонами этого соглашения;

3) информация о предмете и об объекте концессионного соглашения, в отношении которых проводится совместный конкурс;

4) порядок и сроки подготовки и утверждения конкурсной документации о заключении концессионного соглашения, примерный срок проведения совместного конкурса;

5) порядок рассмотрения споров;

6) срок действия концессионного соглашения;

7) порядок размещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

8) иная информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения о проведении совместного конкурса.

6. Часть 2 комментируемой статьи посвящена вопросам замены стороны в концессионном соглашении и передаче прав концессионера по концессионному соглашению в залог.

Так, передача прав концессионером по концессионному соглашению возможна путем уступки требования или перевода долга, но лишь при выполнении двух условий:

- согласие концедента;

- только с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения.

Необходимо отметить, что правовое регулирование уступки права требования и перевода долга осуществляется главой 24 ГК РФ "Перемена лиц в обязательстве". В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Что касается перевода долга, то согласно п. 1 ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга допускается только с согласия кредитора.

Однако, вопреки установлениям ГК РФ, перевод долга и уступка права требования в концессионном соглашении допускаются только с согласия концедента.

Поскольку концессионное соглашение заключается в письменной форме (ч. 4 ст. 36 комментируемого Закона), то и перемена лиц в обязательстве должна осуществляться в письменной форме.

Важной особенностью перемены лиц по концессионному соглашению является установленный законодателем запрет на изменение условий концессионного соглашения, касающихся технической характеристики объекта соглашения.

Ранее законодателем прямо устанавливался запрет на передачу концессионером своих прав по концессионному соглашению в залог. Однако с 1 февраля 2015 года данный запрет не является столь строгим, предусматривая исключение. Так, концессионер вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное ст. 4 комментируемого Закона, и для исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению концессионер привлекает средства кредиторов.

Необходимо отметить, что права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредиторами в порядке и на условиях, которые определяются концессионным соглашением.

7. Часть 3 комментируемой статьи регулирует порядок перехода прав и обязанностей концессионера юридического лица в случае его реорганизации.

Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Итак, законодатель выделяет пять форм реорганизации:

1) слияние, то есть создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность;

2) присоединение - прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу. Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной;

3) разделение - прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность;

4) выделение - создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной;

5) преобразование - прекращение юридического лица и образование на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм. Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц определен ст. 58 ГК РФ. Что касается ч. 3 комментируемой статьи, то в ней содержатся дополнительные условия перехода прав и обязанностей реорганизованного лица, которые состоят в том, что юридическое лицо, к которому переходят права и обязанности в результате реорганизации юридического лица - концессионера, должно соответствовать требованиям к участникам конкурса на право заключения концессионного соглашения, установленным комментируемым Законом и конкурсной документацией.

8. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет право концессионера для исполнения своих обязательств по концессионному соглашению привлекать средства кредиторов и использовать свои права по концессионному соглашению в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами. Важно отметить, что данное право предоставляется только в случае, если объектом концессионного соглашения являются:

- автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

- с 1 января 2014 г. системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Такие правоотношения закрепляются в форме соглашения, заключаемого между концедентом, концессионером и кредитором. Соглашение обязательно должно содержать:

1) права и обязанности сторон;

2) ответственность концессионера перед концедентом и кредитором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств.

В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность замены концессионера без проведения конкурса. Такая замена ранее была возможна только на основании решения Правительства РФ с обязательным учетом мнения кредитора и при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой нарушение существенных условий концессионного соглашения или был причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

С 1 февраля 2015 г. решение о замене концессионера без проведения конкурса может внести либо орган государственной власти субъекта РФ, либо орган местного самоуправления, в зависимости от того, кем было принято решение о заключении концессионного соглашения.

О существенных условиях концессионного соглашения см. комментарий к ст. 10 Закона.

9. Часть 5 комментируемой статьи посвящена замене концессионера в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств перед кредитором. Для замены концессионера концедент объявляет конкурс.

Конкурс может быть либо открытым, когда заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица, либо закрытым, когда заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе.

Конкурс должен проводиться с соблюдением следующих требований:

1) вид, условия и критерии конкурса устанавливаются в соответствии с решением концедента о заключении концессионного соглашения, на основании которого был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения;

2) положения конкурсной документации, на основании которой проводится конкурс, должны соответствовать положениям конкурсной документации, на основании которой был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения, с учетом исполненных концессионером обязательств;

3) установление обязанности победителя конкурса исполнить обязательства концессионера на условиях, определенных в конкурсной документации и согласованных с кредитором.

10. Часть 5.1 комментируемой статьи предусматривает замену концессионера в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед кредитором без проведения конкурса. В этом случае замена производится с учетом требований ч. 7 комментируемой статьи.

11. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что конкурс в целях замены лица по концессионному соглашению и определение победителя осуществляются в соответствии с порядком, установленным главой 3 комментируемого Закона.

По результатам проведения конкурса определяется победитель, которым признается тот участник конкурса, который предложил наилучшие условия в конкурсном предложении.

В случаях, когда два и более участника конкурса претендуют на звание победителя, предпочтение отдается тому, кто раньше представил конкурсное предложение. Решение об определении победителя оформляется протоколом рассмотрения и оценки конкурсных предложений.

После определения победителя с ним заключается не новое концессионное соглашение, а соглашение о замене лица по концессионному соглашению. С момента его заключения права и обязанности по концессионному соглашению предыдущего концессионера прекращаются.

12. Внесение изменений в концессионное соглашение допускается в следующих случаях:

1) если концессионером фактически исполнена часть обязательств по концессионному соглашению на момент замены лица;

2) если победитель конкурса предложил лучшие условия, нежели были предусмотрены концессионным соглашением.

Частью 7 комментируемой статьи предусмотрено заключение дополнительного соглашения к концессионному соглашению при внесении изменений в концессионное соглашение.

Таким образом, при замене стороны концессионного соглашения имеют место следующие документы:

- концессионное соглашение - сохраняется в обязательном порядке;

- соглашение о замене лица по концессионному соглашению - является обязательным документом и заключается с победителем конкурса;

- дополнительное соглашение к концессионному соглашению - заключается в случае, если изменяются условия концессионного соглашения.


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ