1. Частью 1 комментируемой статьи определен перечень допустимых объектов концессионного соглашения. Выделено более 10 групп таких объектов недвижимого имущества, которое может создаваться и (или) реконструироваться в рамках концессионного соглашения и эксплуатироваться концессионером.
Объектом концессионного соглашения могут выступать автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса.
Под автомобильной дорогой ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимает объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно , дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Защитные дорожные сооружения представляют собой сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения ( ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Искусственные дорожные сооружения рассматриваются как сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Производственные объекты представляют собой сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог представляют собой сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Объекты дорожного сервиса рассматриваются как здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
О классификации автомобильных дорог см. ст. 5 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. ст. 32 - 34 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также местного значения соответственно осуществляется в частности за счет средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях.
Об особенностях строительства, реконструкции и использования платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки, на основании концессионных соглашений см. ст. 38 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Особенности предоставления земельных участков, используемых для размещения платной автомобильной дороги общего пользования федерального либо регионального или межмуниципального значения или автомобильной дороги федерального либо регионального или межмуниципального значения, содержащей платные участки, на основании концессионных соглашений, и порядок определения арендной платы за указанные земельные участки регламентированы нормами ст. 39 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Примерное концессионное соглашение в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств, утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 319.
Раскрывая понятие "автомобильные дороги", как и ряд других определений объектов концессионных соглашений, нельзя не остановиться на общем для многих из них понятии линейного объекта. Так, п. 11 ст. 1 ГрК РФ вводит термин "линейные объекты", рассматривая в качестве примера таковых линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проектирование, строительство, реконструкция линейных объектов имеют особенности, предусмотренные ГрК РФ ( ч. 1 ст. 44 ГрК РФ, ч. 6 ст. 46, ст. 48 ГрК РФ и др.). Состав разделов проектной документации также имеет свои особенности, предусмотренные разд. III Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87.
В пункте 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ также раскрывается понятие линейного объекта через перечисление линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Аналогичное определение содержит ч. 2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. N 223.
2. Термин "объекты железнодорожного транспорта" раскрывается в ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" через следующие понятия:
- железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
- железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;
- инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
- железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
- железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Также см. ст. 2 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Примерное концессионное соглашение в отношении объектов железнодорожного транспорта утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 744.
Следует учитывать, что железнодорожные линии относятся к числу линейных объектов.
3. Несмотря на то что объекты трубопроводного транспорта отнесены к числу возможных объектов концессионных соглашений, определение данных объектов действующее законодательство РФ не дает.
Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" предусматривает общие понятия (ст. 2):
- объекты топливно-энергетического комплекса - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
- линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов (ст. 2).
Отметим, что общего понятия "трубопровод" действующее законодательство РФ не раскрывает. О понятии "магистральные трубопроводы" см. "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" (утв. Приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС).
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" раскрывает понятия (ст. 2):
- система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;
- газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, в состав газораспределительных сетей входят:
- наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой;
- внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий;
- переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги.
Распределительными газопроводами являются газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа, а межпоселковыми газопроводами считаются распределительные газопроводы, проложенные между поселениями.
Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870, раскрывает термин "газопровод" как конструкцию, состоящую из соединенных между собой труб, предназначенную для транспортирования природного газа (ч. 7). Кроме того, данный правовой акт классифицирует газопроводы на:
- газопровод внутренний;
- газопровод наружный;
- газопровод подземный;
- газопровод надземный;
- газопровод продувочный;
- газопровод сбросной.
О понятии "объект нефтедобычи", рассматриваемом как единый имущественно-технологический комплекс, включающий сооружения, технологические установки и оборудование, обеспечивающий осуществление добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти для сдачи в магистральный нефтепровод, см. ч. 2 Правил подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. N 90.
Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 г. N 9, определен состав трубопроводов, на которые распространяются данные Правила:
- трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;
- установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;
- линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
- противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
- емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции;
- сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
- вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей;
- головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения;
- компрессорные и газораспределительные станции;
- станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов;
- автомобильные газонаполнительные станции;
- наливные и сливные эстакады и причалы;
- пункты подогрева нефти и нефтепродуктов;
- раздаточная станция жидкого аммиака.
Примерное концессионное соглашение в отношении объектов трубопроводного транспорта утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 672.
4. Морские и речные порты как объекты концессионного соглашения включают в себя искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур.
Под морским портом в соответствии со ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту , а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 4 раскрывает термины:
- объекты инфраструктуры морского порта - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора);
- портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;
- причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;
- морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
Об условиях предоставления имущества, находящегося в государственной собственности и расположенного в морском порту, во владение и в пользование см. ст. 31 ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Под речным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта (ст. 3 КВВТ РФ). Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
Инфраструктура внутренних водных путей представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, суда технического флота (суда, предназначенные для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием внутренних водных путей работ), и иных обеспечивающих их функционирование объектов ( ст. 3 КВВТ РФ).
Примерное концессионное соглашение в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 745.
5. Морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки нормами ч. 1 комментируемой статьи также отнесены к возможным объектам концессионного соглашения.
Под судном в ст. 7 КТМ РФ понимает самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Кодекс торгового мореплавания РФ в ст. 7 также раскрывает понятия "суда рыбопромыслового флота", "маломерное судно", "прогулочное судно", "спортивное парусное судно".
КВВТ РФ в ст. 3 определяет понятие "судно" как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Кроме того, особо выделены понятия "самоходное транспортное судно", "судно смешанного (река-море) плавания", "маломерное судно", "прогулочное судно", "спортивное парусное судно".
Примерное концессионное соглашение в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков утверждено Постановлением РФ от 5 декабря 2006 г. N 746.
6. К объектам концессионного соглашения относятся также аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи.
Кроме того, к объектам концессионного соглашения относятся также объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов.
Статьей 40 ВзК РФ раскрываются понятия:
- аэродром;
- вертодром;
- аэропорт;
- посадочная площадка.
Так, аэродром представляет собой участок земли или акваторию с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Вертодром - это участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.
Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.
Аэропорт представляет собой комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Посадочная площадка - это участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Примерное концессионное соглашение в отношен ии аэродромов, зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктур аэропортов утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 739.
7. Под гидротехническими сооружениями понимаются следующие объекты (ст. 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"):
- плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники;
- сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек;
- сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;
- устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения).
О требованиях к строительству, реконструкции гидротехнических сооружений см. ГрК РФ, ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Так, в частности, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности ( ст. 10 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").
Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303. Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) утверждена Приказом Ростехнадзора от 2 июля 2012 г. N 377.
Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, составляемых на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, утвержден Приказом Ростехнадзора от 20 февраля 2012 г. N 117.
Примерное концессионное соглашение в отношении гидротехнических сооружений утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 747.
8. Объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии также могут быть отнесены к объектам концессионного соглашения.
Под объектами электроэнергетики в соответствии со ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Статьей 3 ФЗ "Об электроэнергетике" вводится общее определение объектов электросетевого хозяйства, к которым относятся в частности и линии электропередачи.
Под линией электропередачи понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6).
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6, раскрываются также термины:
- воздушная линия электропередач - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.) (причем за начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительного устройства, а для ответвлений - ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства);
- кабельная линия электропередачи - линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных кабельных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.
О понятии тепловой сети как совокупности устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, см. ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении".
Примерное концессионное соглашение в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 673.
9. Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства отнесены комментируемой статьей к объектам концессионного соглашения. К рассматриваемой группе объектов относятся:
- объекты тепло-, газо- и энергоснабжения;
- централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
- объекты переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
- объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений;
- объекты, предназначенные для благоустройства территорий;
- объекты социально-бытового назначения.
Системы коммунальной инфраструктуры представляют собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Статьей 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регламентированы понятия:
- водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;
- канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
- объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения);
- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
- централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
О системе обращения с отходами производства и потребления см. ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Примерное концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепл о-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 748.
10. К объектам концессионного соглашения могут быть отнесены метрополитены и другой транспорт общего пользования.
Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (ст. 2) раскрывает термин "объекты транспортной инфраструктуры", под которым понимаются сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
Федеральный закон "О транспортной безопасности" под объектами транспортной инфраструктуры понимает технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
О видах регулярных перевозок пассажиров и багажа см. ст. 19 ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и подразделяются на:
- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Примерное концессионное соглашение в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 791.
11. Комментируемая статья относит к числу объектов концессионного соглашения также объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения, а также объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.
Отметим, что ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", упоминая в ст. ст. 10, 14 объекты здравоохранения, не раскрывает их определение.
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.
О приобретении статуса санаторно-курортных организаций см. ст. 15 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ст. 2 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Об образовательной деятельности см. ст. 21 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", об организации и деятельности образовательных организаций см. ст. ст. 22 - 31 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 102 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" не раскрывает понятия объекта культуры, вместе с тем в ст. 3 дает определение культурных ценностей, под которыми понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности , имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Под объектом спорта понимаются объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения (ст. ст. 2, 37 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Спортивное сооружение представляет собой инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы (ст. 2 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст. 1) раскрывает понятия:
- туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
- туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Примерное концессионное соглашение в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 138.
Примерное концессионное соглашение в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. N 90.
Примерное концессионное соглашение в отношении объектов образования утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 671.
12. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена правовая регламентация отношений, связанных с использованием наряду с объектом концессионного соглашения иного не принадлежащего концеденту имущества, отвечающего следующим признакам:
- предназначено для использования по общему назначению с объектом концессионного соглашения;
- предназначено для обеспечения единого технологического процесса;
- предназначено для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В рассматриваемом случае концедент вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор (договор в пользу третьего лица). Причем такой договор должен содержать следующие условия:
- условия и порядок предоставления имущества концессионеру;
- условие о возникновении прав и обязанностей по нему в зависимости от возникновения отношений по концессионному соглашению.
В соответствии со ст. 430 ГК РФ под договором в пользу третьего лица понимается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Таким договором может являться, например, договор аренды ( гл. 34 ГК РФ).
Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (п. 1 ст. 157 ГК РФ).
13. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ комментируемая статья дополнена частями 3 - 5, вступившими в силу с 1 мая 2015 года. Нововведения касаются вопросов, связанных с порядком размещения информации государственными органами о перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, порядком использования преимущественного права концессионера на выкуп объекта концессионного соглашения, возможностью заключения концессионного соглашения, предметом которого выступают сразу несколько объектов.
Согласно ч. 3 комментируемой статьи перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны утверждать ежегодно до 1 февраля календарного года и опубликовывать на своих официальных сайтах в сети Интернет.
Указанный перечень объектов концессионного соглашения носит информационный характер, поэтому отсутствие в нем какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения такого соглашения, в соответствии с ч. 4.1 статьи 37 комментируемого Закона.
В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, если объект концессионного соглашения был включен в прогнозный план (программу) приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта концессионного соглашения при условии добросовестного исполнения им условий концессионного соглашения. Сам порядок реализации преимущественного права на выкуп определяется Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Что касается возможности заключения концессионного соглашения в отношения нескольких объектов, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, то в ч. 5 комментируемой статьи законодатель определяет изъятия из этого права.
В перечень объектов, в отношении которых не может быть заключен договор концессионного соглашения, включающий одновременно несколько объектов, названы следующие:
- объекты теплоснабжения;
- объекты централизованных систем горячего водоснабжения;
- объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- отдельные объекты таких систем.
Также законодатель определяет условия, исключающие возможность заключения концессионных соглашений в отношении нескольких вышеуказанных объектов: при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и реализации концессионером производимых товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
В целом заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, т.е. действия сторон концессионного соглашения должны соответствовать антимонопольному законодательству.
Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".
утвердить постановление правительство, концессионный соглашение отношение, объект концессионный соглашение, примерный концессионный соглашение, внесение изменение отдельный, российский федерация внесение, отдельный законодательный акт, соглашение отношение объектовый, акт российский федерация, законодательный акт российский, примерный концессионный соглашение отношение, отдельный законодательный акт российский, законодательный акт российский федерация, концессионный соглашение отношение объектовый, российский федерация внесение изменение, внесение изменение отдельный законодательный, федерация внесение изменение отдельный, изменение отдельный законодательный акт, централизовать система горячее водоснабжение, постановление правительство декабрь 2006,