СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 2 Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях


1. Частью 1 комментируемой статьи определяется система законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, которая складывается из:

- непосредственно комментируемого Закона, положения которого согласно ч. 2 статьи 1 направлены на регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений;

- других федеральных законов. К данной группе, на наш взгляд, в первую очередь необходимо отнести ГК РФ. Это обусловлено, прежде всего, тем, что концессионное соглашение является договором, содержащим элементы различных договоров, регулирование которых осуществляется нормами ГК РФ. Данная позиция подтверждается и положениями ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона, устанавливающими, что к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах.

Затем к группе других федеральных законов можно отнести:

- Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в котором были сформулированы понятия инвестиций и инвестиционной деятельности;

- ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности;

- ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", направленный на создание наиболее оптимальных условий для привлечения в экономику России иностранных инвестиций, устанавливающий основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, определяющий условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что комментируемая статья относит к законодательству Российской Федерации о концессионных соглашениях только нормативные правовые акты федерального уровня. Такой подход законодателя связан с тем, что, в первую очередь, концессионное соглашение является гражданско-правовым договором, а согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданского права относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Во-вторых, Конституция РФ также относит к исключительному ведению Российской Федерации вопросы установления правовых основ единого рынка, финансовое регулирование, основы ценовой политики (п. "ж" ст. 71); внешнеэкономические отношения России (п. "л" ст. 71), то есть те вопросы, которые регулируются концессионным законодательством.

Из вышеизложенного следует, что субъекты РФ не имеют права принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с концессионными соглашениями.

Важно заметить, что нормы комментируемого Закона не имеют приоритета перед другими федеральными законами, входящими в систему законодательства о концессионных соглашениях. Что же касается иных нормативных правовых актов Российской Федерации, то в ч. 1 комментируемой статьи прямо указано, что они принимаются в соответствии с комментируемым Законом и другими федеральными законами. Данное положение полностью соответствует ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, устанавливающей верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.

Подзаконный нормативный правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента РФ, Правительства РФ и кончая актами местных органов власти и управления.

Что касается комментируемой статьи, то в ее контексте под иными нормативно-правовыми актами следует понимать подзаконные акты федерального уровня, то есть указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

Правительство РФ принимает постановления, утверждающие примерные концессионные соглашения в отношении следующих объектов:

1) автомобильных дорог или участков автомобильных дорог, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, производственных объектов, то есть объектов, используемых при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов, предназначенных для взимания платы (в том числе пунктов взимания платы), объектов дорожного сервиса;

2) объектов железнодорожного транспорта - Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 744 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта";

3) объектов трубопроводного транспорта;

4) морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов, объектов их производственной и инженерной инфраструктур. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 745 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов";

5) морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков - Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 746 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков";

6) аэродромов или зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемых и предназначенных для организации полетов гражданских воздушных судов авиационной инфраструктуры и средств обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

7) объектов производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) гидротехнических сооружений - Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 747 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений";

9) объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии - Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 673 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии";

10) систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения - Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 748 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепл о-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения";

11) метрополитена и другого транспорта общего пользования - Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 791 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования";

12) объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, - Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 138 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения";

13) объектов образования, культуры, спорта, объектов, используемых для организации отдыха граждан и туризма, иных объектов социально-культурного назначения - Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 671 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов образования" и др.

Согласно ч. 4 ст. 10 комментируемого Закона Правительство РФ путем принятия нормативных правовых актов устанавливает требования к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, в отношении банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению.

Важно отметить, что подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение и в соответствии с федеральными законами.

2. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Это общий для российского законодательства принцип приоритета международного права над национальным правом.

Что касается ч. 2 комментируемой статьи, то в ней воспроизводится вышеназванный принцип и указывается, что в случае установления различных правил международным договором и комментируемым Законом подлежат применению нормы, закрепленные международным договором.

В преамбуле ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" указано, что международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Согласно ст. 2 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

К числу международных договоров, регулирующих вопросы сферы действия комментируемого Закона, относится Конвенция о защите прав инвестора, заключенная в Москве 28 марта 1997 года. В Конвенции закрепляются правовые основы осуществления инвестиций на территории стран - участниц Конвенции, устанавливаются гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получение доходов от них. Однако следует отметить, что Россия не является участницей данной Конвенции (см. распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2007 г. N 166-рп).


Рецензент: Шевченко Г.Н. - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и таможенного права Владивостокского филиала ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия".





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ