СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.35 Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию


1. Статья действует в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 143-ФЗ, который установил административную ответственность должностных лиц, наделенных важными государственно-властными полномочиями в отношении граждан, за нарушение порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с защитой прав и законных интересов участников дорожного движения.

3. Объективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения может выражаться в:

- ограничении прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию по основаниям, не предусмотренным федеральным законом;

- нарушении установленного федеральным законом порядка применения мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию.

К сожалению, в законе не определен конкретный перечень мер, которые запрещается применять в отношении водителей и других участников дорожного движения, что создает возможности для субъективного толкования данной нормы.

Представляется, что с учетом действующих нормативных правовых актов противоправное поведение должностных лиц в отношении водителей транспортных средств может выражаться в ограничении права управления транспортными средствами по основаниям, не предусмотренным ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а также в применении мер административного предупреждения и пресечения, не предусмотренных Федеральным законом "О полиции", и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не указанных в КоАП РФ.

Так, согласно ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.

В силу п. 20 ст. 13 Федерального закона "О полиции" сотрудники полиции вправе останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов).

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые разрешается применять должностным лицам в отношении водителей, содержатся в гл. 27 КоАП РФ (задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации со снятием номерных знаков, отстранение водителя от управления и др.).

Ограничение указанных в комментируемой статье прав водителей транспортных средств может являться следствием противоправного поведения не только должностных лиц, но и граждан, в том числе водителей других транспортных средств (например, перекрытие проезжей части, блокирование припаркованного транспортного средства с помощью машин, камней, стволов деревьев и других предметов и т.п.).

Так, по одному из дел, рассмотренных Иркутским областным судом, основанием привлечения водителя транспортного средства К. к административной ответственности по ст. 12.35 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что, действуя согласованно с другим водителем, они заблокировали своими автомашинами микроавтобус под управлением К.1, перекрыв ему проезд, в результате чего К.1 не имел возможности пользоваться транспортным средством в течение нескольких часов 1 .

--------------------------------

1 Постановление Иркутского областного суда от 16 марта 2011 г. по делу N 4а-92/2011.

Введение Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 143-ФЗ в комментируемую статью административной ответственности за нарушение установленного федеральным законом порядка применения мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, корреспондирует положениями ст. 27.13 КоАП РФ, в которой тем же Законом были уточнены основания задержания транспортного средства в рамках производства по делу об административном правонарушении и определены условия, при которых задержание транспортного средства может быть прекращено непосредственно на месте задержания.

Так, согласно новым позициям ч. 1 указанной статьи в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 4 и 5 ст. 12.16 КоАП РФ в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, задержание транспортного средства возможно только при наличии наряду с запрещающими знаками знака дополнительной информации (таблички), указывающего, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства. Установлено также, что после составления уполномоченным должностным лицом протокола о задержании транспортного средства указанное лицо обязано присутствовать на месте задержания до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения на специализированную стоянку ( ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ).

Кроме того, новеллой ст. 27.13 КоАП РФ является положение о том, что задержание транспортного средства прекращается в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, непосредственно на месте задержания в случае, когда причина задержания транспортного средства была устранена до момента начала движения транспортного средства, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (ч. 1.1).

Нарушение указанных требований закона, выразившееся, например, в необоснованном отказе должностного лица, уполномоченного составлять протокол о задержании транспортного средства, от передачи задерживаемого транспортного средства его водителю или иному лицу, имеющему право управления данным транспортным средством, образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

При применении административной ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения следует иметь в виду, что само по себе то обстоятельство, что лицо, транспортное средство которого было задержано и помещено на специализированную стоянку, не было впоследствии привлечено к административной ответственности, в том числе в связи с отменой судом вынесенного в отношении его постановления о назначении административного наказания, необязательно означает, что задержание транспортного средства было незаконным и нарушило права этого лица.

Фактические обстоятельства, которые дают основания для применения задержания транспортного средства как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для вывода о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения. Требования, обусловливающие правомерность задержания транспортного средства, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, прежде всего пресечение противоправного деяния, посягающего на безопасность дорожного движения.

Задержание не может быть признано обоснованным лишь в том случае, если действие, послужившее основанием для применения данной меры обеспечения, в момент его совершения не могло расцениваться как правонарушение, так как не обладало признаками последнего.

Следовательно, признание ошибочности вынесенного по делу об административном правонарушении постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, в целях пресечения которого транспортное средство лица, подвергнутого административному наказанию, было задержано, может не отразиться на оценке законности самого задержания в качестве предварительной меры по обеспечению производства по данному делу, а доводы о незаконности задержания не должны признаваться достаточными, если они сводятся исключительно к утверждению о том, что вышестоящая инстанция, проверяя законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания, обнаружила ошибки в установлении фактических обстоятельств или применении норм права.

4. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане и должностные лица.

5. Субъективная сторона комментируемого правонарушения характеризуется прямым умыслом.

6. Дело об указанном правонарушении может быть возбуждено только прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ).

7. Дела о данных правонарушениях рассматриваются судьями судов общей юрисдикции ( ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 12.36. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ