СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным


1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта правонарушений выступает безопасность жизни и здоровья человека.

2. Предметом рассматриваемых правонарушений являются автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт.

3. Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.

Приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в которых определены основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов. Одно из таких требований состоит в обеспечении профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей и иных работников субъекта транспортной деятельности, замещающих должности, перечисленные в разд. I Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16. Соблюдение данного требования достигается:

- проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки указанных лиц;

- прохождением водителями инструктажа по безопасности перевозок;

- наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Предусмотрен также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации. В частности, на субъектов транспортной деятельности возложена обязанность по проведению стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства, а также по обеспечению водителей транспортных средств оперативной информацией по безопасной перевозке путем проведения соответствующих инструктажей.

Согласно п. 17 указанных Правил с водителями транспортных средств проводятся вводный, предрейсовый, сезонный и специальный инструктажи. Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. Предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту движения впервые, при перевозке детей, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях: вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей; изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения; получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом; совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

Применительно к каждому виду инструктажа упомянутыми Правилами определен перечень вопросов, подлежащих доведению до сведения водителей.

Согласно п. 22 названных Правил субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.

Порядок проведения стажировок водителей автобусов, такси и грузовых автомобилей установлен Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утв. Минавтотрансом РСФСР от 1 января 1986 г. Целью стажировки является адаптация водителей к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров. Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

Особое внимание законодатель уделяет профессиональным требованиям, предъявляемым к водителям легковых такси. Согласно п. 16 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ они должны иметь общий водительский стаж не менее трех лет.

Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения, обязаны проходить периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке. Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждено совместным Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11.

Должностные лица, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок. Приказом Минтранса России от 22 июня 1998 г. N 75 утверждены Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом (за исключением водителей), согласно которым при перевозке грузов и пассажиров в пределах Российской Федерации квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.

Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".

По вопросу оценки соответствия работников субъектов транспортной деятельности, связанных с осуществлением перевозок пассажиров, багажа или грузов, см. также Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору, утв. МВД России 19 декабря 2012 г. N 13/5-8042.

Осуществление перевозок пассажиров, багажа или грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением указанных требований, предъявляемых к работникам субъектов транспортной деятельности, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

Противоправные действия могут выражаться в допуске к осуществлению перевозки водителя, не прошедшего предрейсовый инструктаж, в отсутствии документального учета проведения инструктажей и стажировок водителей, в выпуске на линию транспортного средства должностным лицом, не имеющим аттестации в комиссии территориального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора, либо в возложении обязанности по организации перевозок пассажиров и грузов на работника организации, не имеющего профессиональной квалификации в области безопасности дорожного движения и не прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность, и др.

Квалификация административного правонарушения по ч. 1 анализируемой статьи производится и в том случае, когда субъектом транспортной деятельности должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, вообще не назначено.

4. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, выражается в осуществлении перевозок пассажиров, багажа или грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями данного Закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров.

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Выделяют профилактический, предварительный, периодический, предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры ( ст. 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в целях медицинского обеспечения безопасности дорожного движения проводятся обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предсменные (предрейсовые) и послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рейса в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рейса в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

О понятии опасного груза см. комментарий к ст. 12.21.2 КоАП РФ.

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, которые предусмотрены ч. 4 ст. 24 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств изложен в Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утв. Приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. N 555. Письмом Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 доведены до сведения Методические рекомендации об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

По вопросу организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей см. также письмо Росздравнадзора от 12 марта 2014 г. N 01И-271/14 "О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения".

Доказательством прохождения водителем транспортного средства предрейсового и послерейсового медицинских осмотров является штамп в путевом листе с указанием даты, времени прохождения медицинского осмотра, показаний одометра, фамилии, инициалов и подписи медицинского работника, проводившего обследование ( п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152).

Если хотя бы один из указанных реквизитов в путевом листе отсутствует, содеянное подлежит квалификации по ч. 2 комментируемой статьи. Административная ответственность по этой норме наступает и в том случае, когда в путевом листе вообще нет отметки о прохождении водителем медицинского осмотра либо когда такая отметка имеется, однако медицинский осмотр водителя фактически не проводился либо проводился не уполномоченным медицинским работником или с нарушением установленной процедуры.

5. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, заключается в осуществлении перевозок пассажиров, багажа или грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Аналогичная норма содержится в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечне мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации. В данных Правилах установлен также запрет выпуска на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния (п. 28).

Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

6. В случае выявления нарушений, подпадающих под действие комментируемой статьи, в организации или у индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозку пассажиров, багажа или грузов на основании лицензии или специального разрешения, содеянное полностью охватывается данной статьей и дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ как осуществление деятельности с нарушением условий лицензии не требует.

Однако в иных случаях действия субъектов транспортной деятельности и их должностных лиц могут быть квалифицированы по совокупности норм анализируемой статьи и ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

7. Субъектами комментируемых правонарушений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа или грузов, в том числе предприниматели, самостоятельно управляющие транспортным средством при осуществлении такой деятельности, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. В силу примечания к рассматриваемой статье владельцы транспортных средств, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, несут ответственность как юридические лица.

Необходимо учитывать, что на организации и индивидуальных предпринимателей, для которых перевозка не является видом деятельности и которые используют автотранспорт для собственных нужд, нормы комментируемой статьи не распространяются.

Показательно в этом отношении дело в отношении МУП "Теплоснабжение N 4", рассмотренное Верховным Судом РФ.

Постановлением должностного лица предприятие, являющееся владельцем автотранспортного средства, было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ за невыполнение требования закона о проведении предрейсового контроля технического состояния этого транспортного средства.

Разрешая данное дело, Верховный Суд РФ установил, что водитель автомашины получил задание от руководства по перевозке оборудования, однако в момент остановки транспортного средства груза в автомобиле не было. При этом непосредственная деятельность предприятия не связана с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, а сам факт эксплуатации предприятием транспортного средства об этом не свидетельствует. На этом основании Верховный Суд РФ сделал вывод о недоказанности обстоятельств правонарушения и прекратил производство по делу 1 .

--------------------------------

1 Постановление Верховного Суда РФ от 31 марта 2014 г. по делу N 67-АД14-2.

При определенных условиях организации и индивидуальные предприниматели, для которых перевозка пассажиров или груза не является видом деятельности, в случае допуска к управлению транспортным средством водителя с нарушением указанных в комментируемой статье требований могут быть привлечены к административной ответственности по иным статьям КоАП РФ. Например, допуск к управлению транспортным средством водителя, не прошедшего предрейсовый или послерейсовый медицинские осмотры, может быть квалифицирован по ч. ч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ как нарушение законодательства о труде и об охране труда, так как согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 Трудового кодекса РФ проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (см. также Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минздравсоцразвития от 12 мая 2003 г. N 28).

8. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений - вина в форме умысла или неосторожности.

9. Протоколы о данных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

10. Дела о комментируемых правонарушениях (за исключением легковых такси) рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем ( ст. 23.3 КоАП РФ), а в части легковых такси - руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и руководителями структурных подразделений этих органов ( ст. 23.36.1 Кодекса).

11. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.

12. День совершения указанных правонарушений совпадает с днем их обнаружения уполномоченным должностным лицом.

13. Местом совершения комментируемых административных правонарушений является место их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

14. Дела об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами органов ГИБДД, рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъекта административной ответственности. Дела об обжаловании таких постановлений, вынесенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, арбитражным судам неподведомственны ( п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ