СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.25 Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства


1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется бездействием в юридическом смысле, выраженным в невыполнении требования п. 23.3 Правил дорожного движения, обязывающего водителя предоставлять транспортное средство: сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности, военнослужащим внутренних войск МВД России при несении боевой службы в случаях, предусмотренных законодательством; должностным лицам Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов; медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни; сотрудникам пограничных органов. Соответствующие полномочия закреплены в Федеральных законах "О полиции" (ст. 13), от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (ст. 15), от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. 13), от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", Постановлении Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Административном регламенте МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утв. Приказом МЧС России от 18 октября 2012 г. N 607, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (п. 8 ст. 10), Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (п. 13 ст. 30).

Согласно примечанию к п. 2.3.3 Правил дорожного движения лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему соответствующую справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники - выдать талон установленного образца.

Кроме того, по требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с гражданским законодательством.

3. Согласно п. 20 ст. 13 Федерального закона "О полиции" сотрудник полиции для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения вправе останавливать транспортные средства. Полномочия сотрудников полиции по остановке транспортных средств предусмотрены также Положением о ГИБДД МВД России, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 (подп. "и" ст. 12), и п. 2.4 Правил дорожного движения.

Основания остановки и последовательность действий сотрудников полиции при остановке транспортного средства изложены в Административном регламенте МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Обязанность водителей выполнять соответствующие требования сотрудников полиции предусмотрена п. п. 1.2 и 1.3 Правил дорожного движения.

Невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

Законным считается требование сотрудника полиции об остановке транспортного средства, которое соответствует его должностным обязанностям, установленным в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах. В силу п. 6.11 Правил дорожного движения такое требование должно подаваться с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения. Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

4. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ в ч. 2 комментируемой статьи была введена административная ответственность за невыполнение законного требования должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства.

В настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398. В соответствии с данным Постановлением Ространснадзору предоставлены широкие полномочия по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), в том числе в части осуществления международных автомобильных перевозок, включая перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также по весовому и габаритному контролю в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по федеральным автомобильным дорогам, и контролю за соблюдением правил перевозки опасных грузов во внутригосударственном сообщении.

Для исполнения возложенных на Ространснадзор полномочий в области транспортной безопасности должностные лица Ространснадзора наделены правом останавливать транспортные средства.

Так, согласно ст. 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" должностные лица Ространснадзора имеют право на остановку транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в стационарных и передвижных контрольных пунктах на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации и в передвижных контрольных пунктах на обозначенных дорожными знаками 7.14 стоянках (парковках) транспортных средств.

Сходные нормы содержатся в п. 2.4 Правил дорожного движения, п. 18 Постановления Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок" и в п. 2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

Подпунктом 2.1 п. 2 названного Порядка предусмотрено также право Ространснадзора осуществлять остановку транспортных средств при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах.

При проведении государственного контроля должностные лица Ространснадзора должны быть в форменной одежде, представляться водителю транспортного средства, назвав свою фамилию и должность, предъявлять служебное удостоверение и иметь номерной нагрудный знак (п. 17 Постановления Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272). Для остановки транспортного средства должностные лица Ространснадзора должны использовать диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком ( п. 2.4 Правил дорожного движения).

Должностными лицами Ространснадзора, уполномоченными останавливать транспортные средства, являются государственные транспортные инспектора, подавляющее большинство которых составляют федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственных транспортных инспекторов), приведен в п. 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2013 г. N 880.

5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, посягает на предоставленные должностным лицам военной автомобильной инспекции полномочия по остановке транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Наличие у них таких полномочий вытекает из Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", согласно которому одной из задач военной автомобильной инспекции является контроль за соблюдением водителями транспортных средств воинских частей Правил дорожного движения, а также установленных требований к техническому состоянию таких транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

6. Субъектами рассматриваемых правонарушений являются водители транспортных средств.

7. С субъективной стороны комментируемые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

8. Протоколы о данных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 анализируемой статьи, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем ( ст. 23.3 КоАП РФ), а ч. 2 - также должностными лицами Ространснадзора ( ст. 23.36 Кодекса). Дела об административных правонарушениях по ч. 3 комментируемой статьи рассматриваются должностными лицами военной автомобильной инспекции ( ст. 23.77 КоАП РФ).

10. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.

11. Местом совершения рассматриваемого административного правонарушения является место фактического отказа водителя от выполнения законного требования о предоставлении транспортного средства.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ