СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.23 Нарушение правил перевозки людей


1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступает безопасность жизни и здоровья человека.

2. Комментируемая статья предусматривает три состава административных правонарушений, связанных с нарушением правил перевозки людей, установленных в разд. 22 Правил дорожного движения.

Административная ответственность по ч. 1 рассматриваемой статьи наступает, если действия лица не содержат признаков деяний, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 данной статьи. Такие действия могут выражаться:

- в перевозке людей в кузове грузового автомобиля в количестве не более восьми человек, включая пассажиров в кабине водителя, лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортными средствами категории "C" или подкатегории "C1" и стажа управления транспортными средствами данной категории (подкатегории) более трех лет;

- в перевозке людей в кузове грузового автомобиля в количестве более восьми, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине водителя, лицом, в водительском удостоверении которого отсутствует разрешающая отметка, подтверждающая наличие у него права управления транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1", а в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, - категории "D";

- в перевозке людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной сиденьями ниже уровня бортов в соответствии с п. 4 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов;

- в превышении числа перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, количества оборудованных для сидения мест.

3. В случае нарушения водителем предписания п. 22.8 Правил дорожного движения, запрещающего перевозить людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения, его действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи.

В то же время нарушение установленного в данном пункте Правил запрета перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 анализируемой статьи. Например, совершение указанного правонарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

4. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ из уже имеющихся в комментируемой статье составов административных правонарушений в ч. 3 данной статьи была выделена специальная норма об административной ответственности за нарушение установленных Правилами дорожного движения требований к перевозке детей. Такие требования определены в п. 22.9 Правил, согласно которому перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

При применении положений п. 22.9 Правил дорожного движения необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005 "Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах", утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2005 г. N 318-ст, детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций: 1) цельной, включающей в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и в некоторых случаях дополнительное сиденье и (или) противоударный экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок; 2) нецельной, включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

Частичное удерживающее устройство - это устройство, например дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

Дополнительная подушка - это упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых.

Следовательно, перевозка на заднем сиденье автомобиля ребенка в возрасте до 12 лет, пристегнутого ремнем безопасности, используемым в сочетании с дополнительной подушкой, без специального детского удерживающего устройства не является административно наказуемой (см. Постановление Верховного Суда РФ от 24 марта 2015 г. N 44-АД15-1).

Так, постановлением должностного лица ГИБДД, оставленным в силе решениями судей вышестоящих судов и постановлением заместителя председателя краевого суда, М. был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ за перевозку на заднем сиденье автомобиля ребенка в возрасте до 12 лет без специального детского удерживающего устройства.

Верховный Суд РФ все состоявшиеся по делу решения отменил, указав, что исходя из буквального толкования положений п. 22.9 Правил дорожного движения и п. 2.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005 перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. При этом Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что согласно постановлению должностного лица ребенок был пристегнут ремнем безопасности. Суд также учел наличие в материалах дела объяснений М., из содержания которых усматривалось, что ребенок находился на подушке, позволяющей пристегнуть его с помощью ремней безопасности, а также фотографии с изображением ребенка.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях М. состава административного правонарушения 1 .

--------------------------------

1 Постановление Верховного Суда РФ от 30 июня 2014 г. N 44-АД14-3.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, может также выражаться в нарушении установленного в п. 22.2 Правил дорожного движения запрета перевозить детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой.

Кроме того, составом данного правонарушения охватываются нарушения требований к организованной перевозке группы детей, установленных Правилами дорожного движения и Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177, которым утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения под организованной перевозкой группы детей понимается перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью восемь и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(-ые) представитель(-ли) является(-ются) назначенным(-и) сопровождающим(-и) или назначенным медицинским работником.

В соответствии с п. 22.3 Правил дорожного движения при организованной перевозке группы детей их число в салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количество оборудованных для сидения мест.

5. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.

6. С субъективной стороны административные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

7. Протоколы о данных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции, участковыми уполномоченными полиции ( ст. 23.3 КоАП РФ).

Должностные лица военной автомобильной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 анализируемой статьи, в отношении должностных лиц воинской части, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (ст. 23.77 КоАП РФ).

9. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.

10. Днем совершения указанных правонарушений является день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

11. Местом совершения комментируемых правонарушений является место их выявления (пресечения).


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ