СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.21.1 Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства


1. В комментируемой статье установлена повышенная ответственность за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспорта, которые представляют особую опасность для пользователей автомобильных дорог и оказывают наиболее негативное воздействие на сохранность дорожного полотна.

Статья действует в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ, которым уточнен порядок исполнения государственной функции, связанной с осуществлением процедур по выдаче специального разрешения на перевозку по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных грузов, и дифференцирована административная ответственность за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в зависимости от величины превышения предельно допустимых значений его весовых и габаритных параметров.

2. Объектом комментируемых правонарушений являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, одним из условий которой является установление допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог.

3. По ч. 1 данной статьи ответственность наступает за совершение одного из следующих альтернативных действий:

- нарушение разрешительного порядка перевозки тяжеловесных грузов, выразившееся в движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10% без специального разрешения;

- движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или осевой нагрузки, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10%;

- движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 см без специального разрешения;

- движение крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов по длине, ширине или высоте, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 см.

Понятия тяжеловесного и крупногабаритного транспортных средств раскрываются в ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которую они были включены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ.

Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством РФ.

Крупногабаритное транспортное средство представляет собой транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством РФ.

Следует отметить, что до принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ в российском законодательстве понятия тяжеловесного и крупногабаритного транспортных средств фактически не применялись. Вместо них использовались другие термины - "тяжеловесный груз" и "крупногабаритный груз", которые до сих пор сохранены в ряде нормативных правовых актов, например в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272.

Данными Правилами и сейчас следует руководствоваться при определении предельно допустимых весовых и габаритных параметров, необходимых для решения вопроса о том, является ли транспортное средство тяжеловесным и (или) крупногабаритным.

Так, в приложениях N 1 и 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом определены предельно допустимые массы транспортных средств в зависимости от количества осей и осевые нагрузки транспортных средств в зависимости от расстояний между сближенными осями (в метрах), превышение которых позволяет отнести транспортное средство к тяжеловесным.

В приложении N 3 к Правилам предусмотрены предельно допустимые параметры габаритов транспортных средств, превышение которых позволяет отнести транспортное средство к крупногабаритным.

В силу п. 23.5 Правил дорожного движения перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

В соответствии с новой редакцией ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 24 июля 2015 г., движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на 2% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения.

До этого, как известно, получение специального разрешения требовалось для осуществления перевозки тяжеловесного груза с любым превышением массы транспортного средства (с грузом/без груза) и (или) допустимой осевой нагрузки, установленных на территории Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину не более 2% без специального разрешения не является административно наказуемым. Административная ответственность не наступает и в том случае, когда превышение весовых параметров транспортного средства, указанных в специальном разрешении, составляет не более 2%.

Данное 2-процентное значение соответствует требованиям действующего стандарта на весовое оборудование, Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 г. (приложение, касающееся эффективных процедур пересечения границ) и Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2004 г. N 212 "О подписании Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств".

В отношении крупногабаритных транспортных средств какой-либо величины допустимого превышения габаритных параметров транспортного средства, не требующего получения специального разрешения, равно как и величины превышения допустимых габаритов транспортного средства, указанных в специальном разрешении, ни в вышеупомянутом Законе, ни в ином нормативном правовом акте не установлено.

Следовательно, движение крупногабаритного транспортного средства даже с незначительным превышением допустимых габаритов, указанных в специальном разрешении, либо без получения специального разрешения является административно наказуемым. В случае, когда такое превышение составило не более 10 см, содеянное подлежит квалификации по ч. 1 комментируемой статьи.

Специальное разрешение представляет собой оформленный на специальном бланке документ, выдаваемый на конкретное автотранспортное средство, осуществляющее определенный вид перевозок, в котором содержится информация о дате его выдачи, перевозчике, перевозимом грузе, транспортном средстве, сроке действия разрешения и маршрутах движения транспортного средства. Разрешение удостоверяется уполномоченным должностным лицом и печатью соответствующего органа, его выдавшего.

Условия выдачи специального разрешения и перечень органов, уполномоченных на его выдачу, определены в ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Для получения специального разрешения на движение по российским автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, владелец транспортного средства или его представитель должны обратиться с заявлением в уполномоченный орган. В зависимости от того, по каким автомобильным дорогам - федеральным, региональным, межрегиональным, межмуниципальным, муниципальным или частным - проходит маршрут, специальные разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов выдаются региональными управлениями автомобильных дорог, подведомственными Федеральному дорожному агентству (выдают разрешения на межрегиональную и местную перевозку по федеральным автомобильным дорогам), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственником автомобильной дороги (п. 10 ст. 31 упомянутого Закона).

Например, в Москве выдачу специальных разрешений на провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по улично-дорожной сети города осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в режиме "одного окна" (см. Регламент подготовки и выдачи специальных разрешений на провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по улично-дорожной сети города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2010 г. N 735-ПП).

В ныне действующей редакции ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" впервые предусмотрено право органов исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченных выдавать специальные разрешения, передавать полномочия по выдаче таких разрешений подведомственным им государственным учреждениям и организациям.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258.

Вопросы организации движения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также требования к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и обозначению груза изложены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 27 мая 1996 г.

Обязательным условием выдачи специального разрешения является согласование маршрута транспортного средства, т.е. пути его следования между пунктами отправления и назначения (п. 8 ст. 2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").

Согласование маршрута транспортного средства производит орган, выдающий специальное разрешение:

- тяжеловесных транспортных средств, а также крупногабаритных транспортных средств, габариты которых не превышают допустимых габаритов более чем на 2%, - с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

- крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты более чем на 2%, - с владельцами автомобильных дорог и с органом ГИБДД.

Согласование маршрута с органами ГИБДД производится и в тех случаях, когда для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута.

Допускается установление постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Основанием для установления постоянного маршрута являются выданные в течение предыдущих 12 месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на 10% и более. Перечни постоянных маршрутов, установленных органами, осуществляющими выдачу специальных разрешений, размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет.

Маршрут транспортного средства указывается в специальном разрешении. Однако отклонение от указанного в нем маршрута, которое до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ (24 июля 2015 г.) квалифицировалось по ч. 1 комментируемой статьи, больше не наказывается по данной норме и влечет административную ответственность по ч. 7 данной статьи.

Для получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, требуется наряду с согласованием маршрута транспортного средства возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством.

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда установлены Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".

В случае если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на 2%, но не более чем на 10%, то специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.

Специальное разрешение должно быть выдано в срок не более одного дня со дня подтверждения внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.

Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" формы бланков специальных разрешений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Таким органом является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которым до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не принят. В связи с этим до сих пор применяется форма бланка специального разрешения, утвержденная Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258.

Нарушение установленных сроков согласования маршрутов тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства или срока выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства либо необоснованный отказ в согласовании маршрутов тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства или в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства влечет административную ответственность должностных лиц, осуществляющих выдачу специальных разрешений, по ст. 5.63.1 КоАП РФ.

4. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10 см, но не более 20 см без специального разрешения квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи, на величину более 20 см, но не более 50 см - по ч. 3 данной статьи. По этим же нормам надлежит квалифицировать движение без специального разрешения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой осевой нагрузки на величину более 10 %, но не более 20% (ч. 2) и более 20 %, но не более 50% (ч. 3) соответственно.

5. В случаях когда перевозка тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза осуществляется на основании специального разрешения, но с превышением указанных в нем допустимых габаритов транспортного средства либо весовых параметров на величину более 10 см, но не более 20 см либо более 10 %, но не более 20% соответственно, содеянное квалифицируется по ч. 4 комментируемой статьи, которая предусматривает менее строгое наказание по сравнению с ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подлежащей применению при отсутствии специального разрешения, оформленного в установленном порядке.

Если величина превышения габаритных и весовых параметров транспортного средства составляет более 20 см, но не более 50 см и более 20 %, но не более 50% соответственно, то действия лица подлежат квалификации по ч. 5 рассматриваемой статьи.

6. В ч. 6 комментируемой статьи установлена повышенная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением:

- указанных в специальном разрешении габаритных параметров более чем на 50 см либо весовых параметров более чем на 50%;

- указанных в приложениях к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом габаритных параметров более чем на 50 см или весовых параметров более чем на 50% без специального разрешения.

7. Действие анализируемой статьи распространяется на перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по территории Российской Федерации не только во внутригосударственном, но и в международном сообщении.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" международная автомобильная перевозка - это перевозка транспортным средством грузов или пассажиров по территориям двух и более государств, а также проезд негруженого транспортного средства по территориям двух и более государств.

Согласно ст. 3 указанного Закона при осуществлении международных автомобильных перевозок для проезда по автомобильным дорогам Российской Федерации крупногабаритных транспортных средств и тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на 2% допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, требуется получение специального разрешения.

Порядок получения таких разрешений аналогичен порядку получения специальных разрешений на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, выдаваемых российским перевозчикам при осуществлении внутригосударственных перевозок, и регулируется Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258.

Выдача российским и иностранным перевозчикам специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в международном сообщении осуществляется региональными управлениями автомобильных дорог, подведомственными Росавтодору.

В случае если нагрузка на ось или группу осей тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства более чем на 2%, но не более чем на 10%, то специальное разрешение на проезд такого транспортного средства по установленным маршрутам выдается в упрощенном порядке, в том числе в электронном виде.

Перечень соответствующих маршрутов утверждается Росавтодором и включает в себя маршруты, для проезда по которым в течение предыдущих 12 месяцев выдавались специальные разрешения на проезд тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось или группу осей на 10% и более. Утвержденный перечень маршрутов размещается на официальном сайте Росавтодора.

В случае выявления в процессе осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок превышения более чем на 2% допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось или группу осей транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения.

Административная ответственность за нарушение международных автомобильных перевозок без разрешений, предоставляющих иностранным перевозчикам право на проезд транспортного средства по территории Российской Федерации, определена в ст. 11.29 КоАП РФ.

8. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 6 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что в протоколах о таких правонарушениях и (или) других материалах дела должны содержаться сведения о виде крупногабаритного или тяжеловесного транспортного средства (двухосный, трехосный или четырехосный автомобиль или автопоезд), его параметрах, массе и массе перевозимого груза либо о результатах расчетов превышения предельно допустимых осевых нагрузок, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о необходимости получения специального разрешения на соответствующую перевозку, а при его наличии - о превышении допустимой величины, указанной в нем.

В противном случае протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством, что исключает возможность привлечения к административной ответственности. В судебной практике имеются примеры, когда отсутствие в протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела указанных сведений приводило к прекращению производства по делу.

Так, постановлением судьи районного суда Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ за перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения и специального пропуска на принадлежащее ему транспортное средство Вольво FM с превышением весовых параметров, указанных в приложениях 1, 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Приходя к такому выводу, суд исходил из того, что согласно материалам дела по результатам взвешивания, произведенного на весах "ВА-15" НР1302 НР1275, нагрузка на 2 ось составила 14554 кг (при допустимой 8000 кг), на 3 ось - 14173 кг (допустимая - 8000 кг), полная масса транспортного средства составила 35045 кг (при допустимой 25000 кг).

При рассмотрении жалобы на данное постановление судья регионального суда обратил внимание на то, что в протоколе об административном правонарушении конкретные обстоятельства, относящиеся к описанию события вменяемого обществу административного правонарушения, изложены не были, так как в нем содержалось лишь указание на осуществление обществом перевозки с нарушением установленных Правил.

В связи с этим судья регионального суда сделал вывод о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении суд первой инстанции вышел за пределы предъявленного обществу обвинения, вменив ему превышение допустимых весовых параметров, конкретные значения которых в протоколе об административном правонарушении не были отражены.

Региональный суд также учел, что достоверные доказательства, позволяющие установить величину такого превышения, в иных материалах дела также отсутствовали, в частности копия протокола весового контроля не содержала технических характеристик транспортного средства, позволяющих индивидуализировать его, а копия акта взвешивания не была надлежащим образом заверена. На этом основании копии указанных документов были признаны недопустимыми доказательствами.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда было отменено, а производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения 1 .

--------------------------------

1 Решение Ленинградского областного суда от 5 декабря 2012 г. N 7-706/2012.

9. Общие требования к порядку осуществления контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств в процессе движения определены в Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах".

В соответствии с названным Постановлением на федеральных и других автомобильных дорогах создаются стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки. В то же время в нем отсутствует запрет на использование передвижных постов весового контроля, что не препятствует собственнику автомобильной дороги самостоятельно решать вопрос о том, каким способом может производиться весовой контроль транспортных средств (см. Определение Верховного Суда РФ от 11 августа 2003 г. N 87-Г03-5, решение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2014 г. N АКПИ14-1201).

В связи с этим ссылки лица, привлекаемого к административной ответственности, на неправомерность взвешивания и проверки габаритов грузовых автомобилей на передвижных постах весового контроля не могут повлечь освобождение его от административного наказания.

Создание передвижных постов Госавтоинспекции предусмотрено Приказом Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125, которым утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля. В нем, в частности, определено, что контроль за соблюдением допустимых максимальных масс и осевых нагрузок транспортных средств при проезде по федеральным, региональным, межмуниципальным и местным дорогам общего пользования производится подразделениями ГИБДД и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором). На частных автомобильных дорогах общего пользования весовой и габаритный контроль осуществляется органами исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий и организациями, уполномоченными собственником частной дороги.

При осуществлении весового и габаритного контроля предусмотрены обязательное взвешивание транспортных средств и (или) измерение их габаритов. Определено также допустимое расхождение весовых параметров транспортного средства, полученных по результатам взвешивания, с установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении. Согласно п. 4 названного Порядка оно не должно превышать 2%.

Приказом Минтранса России от 21 июля 2011 г. N 193 утвержден Административный регламент Ространснадзора исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.

10. Непременным условием привлечения к административной ответственности по ч. ч. 1 - 6 комментируемой статьи является соблюдение процедуры проверки весовых (полной массы и нагрузки на ось) параметров транспортного средства, которая включает в себя непосредственно взвешивание транспортного средства и составление акта по результатам взвешивания.

Так, в силу п. 20 вышеупомянутого Регламента проверка весовых параметров транспортного средства, осуществляемая Ространснадзором в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах производится на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме. Должностным лицом производится сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении.

Согласно п. 2.1.1.2.2 Приказа Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125 по результатам весового и габаритного контроля Ространснадзором составляется акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе, нагрузке на ось и (или) габаритам. Данный акт должен содержать следующие сведения: дату, время и место его составления; наименование, дислокацию и принадлежность контрольного пункта; марку, модель и регистрационный номер транспортного средства; указание на владельца транспортного средства; характеристику груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полную массу транспортного средства (т): допустимую и фактическую; расстояние между осями; массу, приходящуюся на ось (т): допустимую, фактическую и (или) указанную в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длину (м), ширину (м), высоту (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.

Обязательное составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства при весовом и габаритном контроле, осуществляемом Госавтоинспекцией в рамках предоставленных ей полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, не предусмотрено. Однако на практике, как правило, составляется или оформляется протокол весового контроля, в котором отражается порядок расчета расхождения весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении. В принципе, это может быть и любой другой документ, отвечающий требованиям п. 2.1.1.2.2 Приказа Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125.

11. В материалах дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 6 комментируемой статьи, должны также содержаться сведения о наименовании, типе, модели, заводском номере используемых при осуществлении габаритного и весового контроля специальных технических средств измерения, а также о дате их последней поверки. Отсутствие таких сведений исключает возможность достоверного определения результатов проведенных измерений, что не позволяет положить их в основу вывода о наличии события административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Подробнее о понятии специальных технических средств измерения и предъявляемых к ним требованиях см. п. 8 комментария к ст. 12.9 КоАП РФ.

Например, замеры габаритных параметров транспортного средства могут быть произведены с помощью рулетки, внесенной в государственный реестр средств измерений, имеющей свидетельство о поверке и сертификат об утверждении типа средств измерений. Данные, полученные при помощи такого оборудования, являются допустимыми доказательствами по делу. Если же габаритные размеры транспортного средства и установленного на нем груза были произведены обычной линейкой, не имеющей свидетельства о внесении в государственный реестр средств измерений и, как следствие этого, не прошедшей метрологической поверки, то результаты замера не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства по делу в силу их несоответствия требованиям ст. 26.8 КоАП РФ.

Складывающаяся судебная практика в целом подтверждает правильность такого вывода.

Постановлением отдела ГИБДД, оставленным в силе решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением арбитражного апелляционного суда, общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ за то, что осуществляло перевозку крупногабаритного груза на принадлежащем ему автомобиле IVECO-AMT-633910 с полуприцепом трал ТСП-9418-0000020 под управлением водителя Ч., превысив указанные в специальном разрешении габариты на 13 см 1 .

--------------------------------

1 Следует отметить, что в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в п. 33 Постановления Пленума от 24 марта 2005 г. N 5 и в постановлениях по конкретным делам, жалобы на постановления должностных лиц о привлечении к административной ответственности по комментируемой статье, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. См., например: Постановление Верховного Суда РФ от 22 декабря 2014 г. N 306-АД14-2153.

Соглашаясь с постановлением административного органа, суды сослались на протокол об административном правонарушении, рапорт сотрудника ГИБДД, объяснения водителя Ч. и решение судьи районного суда, которым водитель общества Ч. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 Кодекса. При этом суды отклонили довод общества о нарушении порядка измерения габаритов транспортного средства и установленного на нем груза, отметив, что замеры проводились рулеткой ТС 30/05, 30 м, заводской номер 16012013, имеющей действительные свидетельства о поверке и об утверждении типа средств измерений. Было принято во внимание и то, что даже при замере с учетом уклона дороги погрешность столь незначительна, что не опровергает результаты измерения.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу общества, с таким выводом судов не согласился, указав, что он сделан без учета оценки всех доказательств, имеющихся в материалах дела, в их совокупности.

Как указал суд, согласно пояснениям представителя общества, содержащимся в протоколе об административном правонарушении, замеры инспектором ГИБДД были произведены линейкой, на которую не представлено свидетельство о внесении в государственный реестр средств измерений, не указан тип рулетки, оптический угломер при замере не применялся, акт замера не оформлялся, давление воздуха в шинах инспектором не измерялось, опорная поверхность, на которой производилось измерение, не сертифицирована, при составлении протокола об административном правонарушении инспектором ГИБДД технические характеристики транспортного средства и площадки, на которой производились замеры, не исследовались.

Кроме того, суд учел наличие в материалах дела объяснений сопровождавшего груз В., в соответствии с которыми инспектор ГИБДД производил замеры высоты груза не рулеткой, а деревянной линейкой. Из имеющейся в деле фототаблицы также усматривалось, что измерение высоты перевозимого груза производилось деревянной линейкой, расположенной под углом к транспортному средству.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции заключил, что признаки состава административного правонарушения, вмененного в вину обществу, не могут считаться надлежащим образом установленными судами, в связи с чем все обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции 1 .

--------------------------------

1 Постановление ФАС Уральского округа от 11 апреля 2014 г. N Ф09-1484/14.

12. Привлечение владельцев транспортных средств к административной ответственности по ч. ч. 1 - 6 комментируемой статьи не освобождает их от обязанности внесения платы за вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934.

13. Административная ответственность по ч. 7 рассматриваемой статьи наступает за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, не подпадающие под действие ч. ч. 1 - 6 данной статьи.

Непосредственно такие деяния могут выражаться в движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства при наличии специального разрешения, но:

- с превышением установленных предприятием-изготовителем и указанных в паспорте транспортного средства предельных значений массы перевозимого груза и распределения нагрузки по осям (п. 23.1 Правил дорожного движения);

- при этом размещение, крепление и состояние перевозимого груза не позволяют избежать его падения и помех для движения во время перевозки (например, из-за неравномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, смещения груза, крепления груза с помощью механических вспомогательных средств (штанги, рычага, монтировки и т.п.), не предназначенных для крепления груза, или с помощью неисправных крепежных приспособлений, ослабления крепления) (п. 23.2 Правил);

- при этом перевозимый груз ограничивает водителю обзор, затрудняет управление и нарушает устойчивость транспортного средства, закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки либо препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой, а также создает шум, загрязняет дорогу и окружающую среду (п. 23.3 Правил);

- при этом перевозимый груз выступает за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня и не обозначен опознавательным знаком "Крупногабаритный груз", а при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, не обозначен спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, а сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета (п. 23.4 Правил).

По ч. 7 комментируемой статьи следует также квалифицировать нарушения требований п. 59 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7, согласно которому во время перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов запрещается:

- превышать указанную в разрешении скорость движения;

- осуществлять движение во время гололеда, снегопада, а также при метеорологической видимости менее 100 м;

- осуществлять движение по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки;

- останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами проезжей части.

Кроме того, под действие ч. 7 комментируемой статьи подпадает перевозка тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза при наличии неправильно оформленного специального разрешения, форма и (или) содержание которого не соответствуют требованиям п. 3 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Например, это может быть отсутствие в п. А бланка специального разрешения подписи водителя, фактически управляющего транспортным средством, на которое это разрешение выдано, в момент перевозки, или несоблюдение особых условий движения, указанных в разрешении.

14. В ч. ч. 8 и 9 комментируемой статьи установлена административная ответственность грузоотправителей за предоставление недостоверных сведений о массе и габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.

Обязательным признаком объективной стороны составов рассматриваемых правонарушений является наступление вредных последствий в виде превышения допустимых весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства.

При этом ч. 8 анализируемой статьи предусматривает менее строгую ответственность за данное правонарушение, повлекшее движение крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимых габаритных и весовых параметров, указанных в специальном разрешении либо требующих получения специального разрешения, на величину не более 20 см и не менее 2 %, но не более 20% соответственно.

В ч. 9 рассматриваемой статьи в качестве квалифицирующего признака, повышающего административную ответственность, предусмотрено превышение габаритных и (или) весовых параметров транспортного средства на величину более 20 см и более 20% соответственно.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" транспортная накладная - это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом. В утвержденной Правилами транспортной накладной содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

Одновременно продолжают действовать Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78.

Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" утверждена товарная накладная (форма N ТОРГ-12), которая относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. В связи с этим использование транспортной накладной не исключает возможность одновременного применения накладных форм N 1-Т и N ТОРГ-12.

15. Привлечение грузоотправителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 8, 9 рассматриваемой статьи, не исключает административную ответственность водителя, перевозящего груз, и владельца транспортного средства, которые могут быть подвергнуты наказанию по ч. ч. 1 - 6 данной статьи.

Новеллой КоАП РФ является установление в ч. 10 комментируемой статьи административной ответственности за нарушение требования п. 15 ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 12 ст. 11 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", согласно которым юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.

16. Административная ответственность по ч. 11 рассматриваемой статьи наступает за нарушения водителем требований дорожных знаков 3.11 "Ограничение массы" и 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства", запрещающих движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке. Квалифицирующим признаком состава данного правонарушения является отсутствие специального разрешения на движение по российским автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

17. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 - 7 и 11 комментируемой статьи, являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся грузоотправителями или перевозчиками, а ч. ч. 8 и 9 данной статьи - индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане, выступающие в качестве грузоотправителей. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 10 анализируемой статьи, могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" грузоотправитель - это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной; перевозчик - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания водителю тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся владельцами этого транспортного средства.

В соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. ч. 1 - 6 рассматриваемой статьи, выявленным и зафиксированным с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в роли специального субъекта административной ответственности выступает собственник транспортного средства ( ст. 2.6.1 КоАП РФ).

18. С субъективной стороны комментируемые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

19. Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 - 6, 10 и 11 данной статьи, являются формальными и считаются оконченными с момента совершения указанных в них действий.

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 8, 9 рассматриваемой статьи, сконструированы как материальные. В качестве обязательного признака они предусматривают наступление последствий в виде превышения габаритных и (или) весовых параметров транспортного средства.

20. При квалификации содеянного по ч. 1 комментируемой статьи следует иметь в виду, что конкретное значение величины превышения массы, габаритов транспортного средства или нагрузки на ось в пределах, установленных в данной норме, существенного правового значения не имеет. Поэтому даже их незначительное превышение не является достаточным основанием для освобождения виновного от административного наказания, в том числе в связи с малозначительностью административного правонарушения. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий противоправного деяния, а в ненадлежащем, пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей, неисполнение которых создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.

21. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 - 6 анализируемой статьи, транспортное средство может быть задержано и помещено на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

22. Протоколы о данных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

23. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем ( ст. 23.3 КоАП РФ), а также руководителем Ространснадзора, его заместителями, руководителями территориальных подразделений Ространснадзора и их заместителями, государственными транспортными инспекторами (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) (ст. 23.36 Кодекса). Следует отметить, что до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ (24 июля 2015 г.) должностные лица Ространснадзора были вправе рассматривать такие дела только в рамках реализации возложенных на них полномочий по контролю за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок.

Должностные лица военной автомобильной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в отношении должностных лиц воинской части, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (ст. 23.77 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 3, 5 и 6 анализируемой статьи (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) могут рассматриваться судьями судов общей юрисдикции в случае, если должностное лицо, на рассмотрение которого поступило такое дело, придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, которое может быть применено только в судебном порядке, и передаст данное дело на рассмотрение судье ( ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом судья, установив состав административного правонарушения, вправе назначить любое наказание в пределах санкции ч. ч. 1 или 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подлежащей применению в конкретном деле.

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование ( абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) (о понятии административного расследования см. п. 13 комментария к ст. 12.1 КоАП РФ).

На практике объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 2 анализируемой статьи, возникает крайне редко, в связи с чем большинство таких дел, передаваемых судьям, рассматриваются мировыми судьями.

Оснований для проведения административного расследования по делам, отнесенным к исключительной компетенции органов ГИБДД, как правило, также не возникает.

24. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 4, 7 - 11, а также ч. ч. 3, 5, 6 (в случае рассмотрения дела органом ГИБДД) комментируемой статьи, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3, 5 и 6 данной статьи, переданным на рассмотрение судье, - по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

25. Днем совершения указанных правонарушений является день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

26. Местом совершения комментируемых правонарушений является место их выявления (пресечения).

27. Дела об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами органов ГИБДД, рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъекта административной ответственности. Дела об обжаловании таких постановлений, вынесенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, арбитражным судам неподведомственны ( п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ