СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.19 Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств


1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Часть 1 комментируемой статьи содержит общий состав административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в несоблюдении водителем установленных в разд. 12 Правил дорожного движения требований к остановке и стоянке транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ и иными частями анализируемой статьи.

Под остановкой в п. 1.2 Правил дорожного движения понимается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Случаи, в которых нарушения водителями Правил дорожного движения могут быть квалифицированы по ч. 1 комментируемой статьи, немногочисленны, так как большинство деяний, связанных с несоблюдением правил остановки или стоянки транспортных средств, подпадают под действие ч. ч. 2 - 4 данной статьи, а также ч. ч. 4 и 5 ст. 12.16 КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, нормы которых являются специальными.

Среди наиболее распространенных нарушений, за совершение которых водители несут ответственность по ч. 1 анализируемой статьи, можно выделить следующие:

- несоблюдение установленного в п. 12.1 Правил дорожного движения запрета осуществлять остановку и стоянку транспортных средств на левой стороне дороги. Исключение составляют случаи, когда дорога, проходящая через населенный пункт, имеет по одной полосе для движения в каждом направлении без трамвайных путей посередине или является односторонней. В этих случаях остановка и стоянка на левой стороне дороги разрешаются (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки);

- невыполнение требования п. 12.1 Правил дорожного движения, запрещающего остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги у края проезжей части при наличии обочины либо на тротуаре, отделенном от проезжей части газоном.

В силу п. 1.2 Правил дорожного движения проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Обочина - это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 (сплошная линия) либо 1.2.2 (прерывистая линия).

Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном;

- нарушение установленного в абз. 4 и 5 п. 12.4 Правил запрета осуществлять остановку и стоянку на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении, а также на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу (п. 12.4 Правил);

- несоблюдение требований п. 12.4 Правил, выразившееся в остановке или стоянке:

- на мосту, путепроводе (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

- на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

- невыполнение предписания абз. 3 п. 12.5 Правил дорожного движения, запрещающего стоянку транспортных средств вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 "Главная дорога". Причем отсутствие в месте выезда водителя на главную дорогу знака 2.1 не является основанием для освобождения его от административной ответственности, так как информирование участников дорожного движения о статусе данной дороги обеспечивается дорожными знаками 2.3.1 - 2.3.7, указывающими на приближение к перекрестку главной и второстепенной дорог, либо знаками 2.4 "Уступите дорогу" или 2.5 "Стоп", установленными совместно с табличкой 8.13, информирующей об изменении направления главной дороги, при выезде на нее. В связи с этим аргументация водителей о невиновности, построенная на том, что знак 2.1 они не видели, не может быть принята во внимание.

3. Особую значимость для практики применения ч. 1 комментируемой статьи имеют новые положения п. 12.2 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. N 315), определяющего способ постановки транспортного средства у края проезжей части или на обочине на стоянку (парковку).

В силу п. 1.2 Правил дорожного движения парковка (парковочное место) - это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

В прежней редакции п. 12.2 Правил предусматривалось, что ставить транспортные средства на стоянку (парковку) разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация которых допускает иное расположение транспортных средств.

В связи с этим складывалась ситуация, когда любой карман или уширение проезжей части можно было считать допускающими постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части, которая не являлась административно наказуемой.

Теперь в п. 12.2 Правил дорожного движения в качестве общего положения закреплено, что ставить транспортное средство на стоянку (парковку) можно только параллельно краю проезжей части, если иное не предусмотрено:

- знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)" с одной из табличек 8.6.1 - 8.6.9, определяющих способ постановки транспортного средства на стоянку, и линиями дорожной разметки 1.1 (сплошная линия), обозначающими границы стояночных мест;

- знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 - 8.6.9 без линий дорожной разметки 1.1;

- знаком 6.4 и линиями дорожной разметки 1.1.

Постановка транспортного средства под углом к краю проезжей части возможна только в двух случаях:

- при наличии знака 6.4 и линий дорожной разметки 1.1, нанесенных под углом к краю проезжей части;

- при наличии знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 - 8.6.9, указывающих способ постановки транспортного средства перпендикулярно краю проезжей части, и разметки 1.1, нанесенной под углом к краю проезжей части.

Естественно, что и в одном, и в другом случае конфигурация (местное уширение) проезжей части должна допускать такое расположение: при наличии знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 - 8.6.9, но при отсутствии разметки ставить транспортное средство необходимо перпендикулярно краю проезжей части, а при отсутствии знаков и разметки, равно как и при наличии только знака 6.4, - параллельно краю проезжей части.

Несоблюдение этих требований будет считаться нарушением п. 12.2 Правил дорожного движения, влекущим административную ответственность по ч. 1 комментируемой статьи. В частности, административному наказанию по данной норме может быть подвергнут водитель, припарковавший транспортное средство под углом к краю проезжей части в месте, не обозначенном знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.4 - 8.6.9 и (или) линиями дорожной разметки 1.1.

4. Административная ответственность по ч. 2 комментируемой статьи наступает за остановку или стоянку в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. Как правило, такие места обозначаются дорожным знаком 6.4 и табличкой 8.17. Места, выделенные для водителей-инвалидов, дополнительно могут быть обозначены разметкой 1.24.3 с изображением знака "Инвалид".

5. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 рассматриваемой статьи, включает два вида нарушений:

1) невыполнение водителем содержащегося в абз. 5 п. 12.4 Правил дорожного движения предписания, запрещающего остановку и стоянку транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним (по ходу движения транспортных средств), за исключением вынужденной остановки.

В п. 1.2 Правил дорожного движения под пешеходным переходом понимается участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 ("зебра") и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Вынужденная остановка определяется как прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге ( п. 1.2 Правил).

Препятствие - это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

В случае вынужденной остановки водитель обязан включить на транспортном средстве аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (п. 7.2 Правил). Выполнение этого пункта Правил не освобождает водителя от обязанности вывести транспортное средство за пределы участка дороги, где запрещена остановка;

2) несоблюдение водителем установленного в абз. 4 п. 12.2 Правил дорожного движения ограничения, разрешающего легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам осуществлять стоянку на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, в местах, обозначенных дорожным знаком 6.4, дополненным одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9, информирующих о способе постановки транспортного средства. Зона парковки может быть дополнительно обозначена разметкой 1.1, указывающей на границы стояночных мест. Например, наказуемой по ч. 3 комментируемой статьи будет являться стоянка на краю тротуара, отделенного от проезжей части газоном.

Административная ответственность по ч. 3 анализируемой статьи наступает лишь при отсутствии признаков деяния, предусмотренного ч. 6 данной статьи.

6. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 комментируемой статьи, заключается в невыполнении водителем требований абз. 8 п. 12.4 Правил дорожного движения, запрещающих остановку и стоянку ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17 (ломаная (зубчатая) желтая линия). При отсутствии такой разметки зона, в которой запрещены остановка и стоянка, распространяется в обе стороны от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси. Исключение составляют случаи вынужденной остановки, а также остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров, которая допускается только при условии, что это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси. Нарушение водителем вышеуказанных условий, создавшее препятствие подъезду или отъезду маршрутного транспортного средства, квалифицируется по ч. 3.1 комментируемой статьи.

7. Административная ответственность по ч. 3.2 рассматриваемой статьи наступает в случае, когда водитель в нарушение требования абз. 2 п. 12.4 Правил дорожного движения осуществляет остановку или стоянку на трамвайных путях попутного направления, полностью или частично используемых для движения безрельсовых транспортных средств, или в непосредственной близости от них, создавая помехи движению трамваев. Если помех трамваям не создается, то водитель вправе остановиться на проезжей части в непосредственной близости от трамвайного пути, так как Правилами это не запрещено.

Сфера применения ч. 3.2 анализируемой статьи охватывает также случаи невыполнения водителем содержащегося в абз. 1 п. 12.2 Правил дорожного движения запрета размещать транспортные средства далее первого ряда от края проезжей части (за исключением вынужденной остановки). Данный запрет не распространяется на двухколесные транспортные средства без бокового прицепа, которые допускается ставить в два ряда, что необходимо учитывать при квалификации действий лица по названной норме.

8. Частью 4 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за два вида административных правонарушений, различающихся по признакам объективной стороны:

1) нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств (например, остановка посередине дороги, на выезде с прилегающей территории или в ином месте, где транспортное средство затруднит или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств);

2) остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, запрещенная абз. 3 п. 12.4 Правил дорожного движения.

9. Нарушение требования абз. 3 п. 12.4 Правил дорожного движения, выразившееся в остановке или стоянке на железнодорожном переезде, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ, норма которой является специальной по отношению к ч. 1 рассматриваемой статьи. Однако невыполнение водителем требования абз. 3 п. 12.5 Правил дорожного движения, запрещающего стоянку транспортных средств на расстоянии менее 50 м в обе стороны от указанного в п. 15.4 Правил места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд, подлежит квалификации по ч. 1 комментируемой статьи.

10. Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, необходимо отграничивать от административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, ответственность по которой наступает за нарушение водителем требований дорожных знаков и (или) разметки, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств (см. комментарий к указанной статье).

11. В ч. ч. 5 и 6 рассматриваемой статьи установлена повышенная ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных соответственно ч. ч. 1 и 3 - 4 данной статьи, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

12. Для выявления и фиксации рассматриваемых нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств органами ГИБДД все чаще применяются указанные в ст. 2.6.1 КоАП РФ специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

О понятии специального технического средства измерения и предъявляемых к нему требованиях см. п. 8 комментария к ст. 12.9 КоАП РФ.

Основной перечень таких средств, используемых в деятельности Госавтоинспекции, приведен в письме Департамента ОБДД МВД России от 31 июля 2008 г. N 13п-1962 и доведен до сведения судей судов общей юрисдикции Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г. (см. вопрос N 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2008 г.). К ним относятся стационарные и мобильные комплексы фото- или видеофиксации, утвержденные в качестве измерителей времени.

Исходя из положений ст. 26.8 КоАП РФ сведения о техническом средстве, с применением которого было зафиксировано противоправное деяние, включая его наименование, заводской номер и дату последней поверки в качестве специального технического средства измерения, в любом случае должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, а в случае, когда такой протокол не составляется, - в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 Кодекса в постановлении о назначении административного наказания.

Правила назначения наказаний за административные правонарушения, выявленные и зафиксированные с применением средств автоматической фиксации, и особенности производства по таким делам подробно раскрыты в п. 9 комментария к ст. 12.9 КоАП РФ.

13. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 и 6 комментируемой статьи, применяются задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

14. Субъектом рассматриваемых административных правонарушений являются водители транспортных средств независимо от наличия или отсутствия у них права управления транспортными средствами.

Применительно к административным правонарушениям, выявленным и зафиксированным с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в роли специального субъекта административной ответственности выступает собственник транспортного средства (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

15. С субъективной стороны комментируемые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

16. Протоколы об указанных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

17. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание ( ст. 23.3 КоАП РФ).

18. Постановления по делам о данных административных правонарушениях не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

19. Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

20. Место совершения комментируемых правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом. Например, в случае выявления административного правонарушения с использованием специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, местом совершения данного правонарушения будет считаться место установки соответствующего средства фото- или видеофиксации.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ