СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.17 Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству


1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. О понятии безопасности дорожного движения см. ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

2. Согласно п. 3.1 Правил дорожного движения водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от ряда положений данных Правил, при условии обеспечения безопасности движения. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что подаваемые ими сигналы восприняты и им уступают дорогу.

При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства (п. 3.2 Правил).

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Характерно, что этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом.

Приведенные положения национального законодательства корреспондируют с нормами международного права, содержащимися, в частности, в Конвенции о дорожном движении, являющейся составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 34 Конвенции при приближении пользующегося преимущественным правом проезда транспортного средства, которое подает сигналы специальными световыми и звуковыми приборами, каждый пользователь дороги должен освободить для него место на проезжей части и в случае необходимости остановиться.

О понятиях "специальный световой сигнал" и "специальный звуковой сигнал" см. комментарий к ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ.

Перечень государственных органов, транспортные средства которых могут быть оборудованы проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом при отсутствии на их наружных поверхностях специальных цветографических схем, определен Указом Президента РФ от 19 мая 2012 г. N 635.

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. N 548 установлен исчерпывающий перечень оперативных служб, на транспортных средствах которых могут быть установлены проблесковый маячок синего цвета и устройство для подачи специального звукового сигнала при наличии на их наружных поверхностях цветографических схем. В дополнение к синему проблесковому маячку на транспортных средствах Госавтоинспекции, Военной автоинспекции и ФСО России могут быть установлены проблесковые маячки красного цвета, наличие которых указывает на принадлежность этих транспортных средств к названным службам.

О понятии цветографической схемы, перечне оперативных служб, транспортные средства которых должны иметь нанесенные на наружную поверхность цветографические схемы, а также о требованиях, предъявляемых к таким схемам и порядку их нанесения, см. комментарий к ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ.

Сигналы бело-лунного цвета и звуковые сигналы к ним, а также специальные световые сигналы желтого и оранжевого цветов не дают преимущества в движении (п. п. 3.4, 3.6 Правил). Однако водители указанных транспортных средств вправе отступать от ряда положений Правил дорожного движения, за исключением правил проезда перекрестков, выезда с прилегающих территорий и перестроений. Перечень транспортных средств, на которых могут устанавливаться такие сигналы, и случаи их применения см. в комментарии к ст. 12.4 КоАП РФ.

Водитель транспортного средства, не предоставивший преимущество в движении транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, но не имеющему специальных цветографических схем, подлежит административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи.

Те же действия, связанные с непредоставлением преимущества движения транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, равно как и сопровождаемому им транспортному средству (сопровождаемым транспортным средствам), образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи.

3. Самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству.

Маршрутное транспортное средство - это транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок ( п. 1.2 Правил дорожного движения).

В соответствии с классификацией транспортных средств по категориям, установленной Правилами ЕЭК ООН и Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", перечисленные в п. 1.2 Правил дорожного движения виды транспортных средств, условно охватываемые понятием "маршрутное транспортное средство", относятся к категориям М2 и М3.

Категория М2 включает транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

К категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т 1 .

--------------------------------

1 Категории транспортных средств см. в Приложении N 3 к комментарию.

В российском законодательстве аналогичная классификация транспортных средств используется в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, с точки зрения действующего регулирования все маршрутные автобусы независимо от их технических характеристик, габаритных размеров, длины базы и т.п. относятся к транспортным средствам категорий М2 и М3. Кстати, ранее в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. N 2, со ссылкой на Правила ЕЭК ООН прямо указывалось, что автобусы являются транспортными средствами категорий М2 и М3.

Вместе с тем отсутствие в п. 1.2 Правил дорожного движения упоминания о категориях транспортных средств, охватываемых понятием "маршрутное транспортное средство", оставляет открытым вопрос о том, относятся ли к автобусам, используемым для перевозки пассажиров и багажа по регулярным маршрутам перевозок, так называемые маршрутные такси.

До принятия Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 ответ на этот вопрос был однозначный - нет, не являются.

Однако с принятием названного Постановления, выделившего транспортные средства категорий М2 и М3, некоторые усмотрели в нем наличие оснований, позволяющих приравнять маршрутные такси к общественному транспорту.

Среди должностных лиц органов ГИБДД единого мнения по этому вопросу пока также не сложилось. Например, в интервью журналу "За рулем" главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ В. Кирьянов указал, что маршрутные такси не относятся к категории автобусов, являющихся маршрутными транспортными средствами 1 . Этой же позиции придерживаются авторы большинства комментариев к Правилам дорожного движения, которые считают, что наличие у маршрутных такси особого статуса, предоставляющего им преимущество в движении, ничем не регламентировано 2 .

--------------------------------

1 За рулем // 2010. N 9. С. 211.

2 См., например: Суняев Л.В., Унтерберг Е.С., Богатырев Д.Ю. Комментарий к Правилам дорожного движения в Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс". 2012.

Однако существует и иная точка зрения, согласно которой используемые для пассажирских перевозок автомобили марок "Газель", а также "Рено", "Форд", "Мерседес", ПАЗ, именуемые в разговорной речи маршрутными такси, по классификации относятся к автобусам малого класса. Например, по мнению руководителя одного из региональных ГИБДД МВД России И.А. Рудакова, в соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения они являются маршрутными транспортными средствами, так как осуществляют движение по согласованному (автобусному!) маршруту на основании паспорта маршрута и используют обозначенные дорожными знаками остановочные пункты городского пассажирского транспорта общего пользования. В связи с этим, указывает И.А. Рудаков, все автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, независимо от того, к какой категории транспортных средств они принадлежат - М2 или М3, должны руководствоваться специальными правилами и нормами, устанавливающими преимущество в движении общественного транспорта.

Приоритет маршрутных транспортных средств, в том числе трамваев и троллейбусов, определен разд. 18 Правил дорожного движения. Так, п. 18.1 Правил дополняет установленное в п. п. 13.6, 13.9 и 13.11 преимущественное право движения трамваев на перекрестках, отдавая приоритет трамваю, и на перегонах при пересечении трамвайных путей с проезжей частью, за исключением случаев выезда из депо.

Кроме того, согласно п. 18.3 Правил в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Однако в случаях, когда водители автобусов останавливаются вне обозначенных остановочных пунктов для посадки или высадки пассажиров (по их требованию или просьбе), п. 18.3 Правил не действует и привилегиями автобус уже не пользуется, а начинает движение на общих основаниях в соответствии с требованиями п. 8.1 Правил.

Учитывая все еще сохраняющуюся неопределенность в вопросе о том, относятся ли маршрутные такси к маршрутным транспортным средствам, следует согласиться с авторами одного из комментариев к Правилам дорожного движения, полагающими, что исходя из соображений безопасности и просто из уважения к другим участникам движения во всех неясных и спорных ситуациях дорогу им лучше уступить 1 .

--------------------------------

1 См.: Суняев Л.В., Унтерберг Е.С., Богатырев Д.Ю. Указ. соч.

4. Несоблюдение водителем требований п. 18.2 Правил дорожного движения, выразившееся в выезде на полосу попутного направления, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, обозначенную дорожным знаком 5.14 "Полоса для движения маршрутных транспортных средств" и разметкой 1.23.1, а также движение и остановка на этой полосе подлежат квалификации по ч. 1.1 комментируемой статьи, а в случае совершения указанного правонарушения в Москве или Санкт-Петербурге - по ч. 1.2 этой статьи.

В случае когда нарушение п. 18.2 Правил непосредственно связано с несоблюдением водителем требований дорожных знаков 5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", 5.13.1 и 5.13.2 "Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств", повлекшим выезд на встречную полосу, предназначенную для движения только маршрутных транспортных средств, содеянное образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, норма которой является специальной по отношению к ч. 1.1 рассматриваемой статьи.

Исходя из характера изменений, внесенных в п. 18.2 Правил дорожного движения и разд. 5 приложения N 1 к Правилам дорожного движения в 2012 и 2015 гг., в результате которых легковым такси и велосипедистам было разрешено движение по полосе для маршрутных транспортных средств, следует иметь в виду, что если выезд на эту полосу, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется в попутном общему потоку направлении, был совершен водителем легкового такси или велосипедистом в зоне действия знака 3.1 "Въезд запрещен", то они будут нести ответственность по ч. 1.1 или ч. 1.2 комментируемой статьи, поскольку действие знака 3.1 не распространяется только на маршрутные транспортные средства, к которым легковые такси и велосипеды не относятся.

Нарушение водителем легкового такси или велосипедистом дорожного знака 3.1, повлекшее выезд на полосу, обозначенную знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств в направлении, противоположном общему потоку, подлежит квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

5. Квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 рассматриваемой статьи, является место совершения указанного в нем деяния - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

Конституционность положений ч. 1.2 анализируемой статьи, устанавливающей повышенную административную ответственность за совершение административных правонарушений на территории данных субъектов Российской Федерации, подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 13-П.

6. Выявление большинства административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1.1 и 1.2 комментируемой статьи, осуществляется с использованием указанных в ст. 2.6.1 КоАП РФ специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи. О понятии специальных технических средств и предъявляемых к ним требованиях см. п. 8 комментария к ст. 12.9 КоАП РФ.

Основной перечень таких средств, используемых в деятельности Госавтоинспекции, приведен в письме Департамента ОБДД МВД России от 31 июля 2008 г. N 13п-1962 и доведен до сведения судей судов общей юрисдикции Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г. (см. вопрос N 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2008 г.). К ним относятся стационарные, передвижные и мобильные комплексы фото- и видеофиксации, утвержденные в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Исходя из положений ст. 26.8 КоАП РФ сведения о техническом средстве, с применением которого было зафиксировано противоправное деяние, включая его наименование, заводской номер и дату последней поверки в качестве специального технического средства измерения, в любом случае должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, а в случае, когда такой протокол не составляется, - в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 Кодекса в постановлении о назначении административного наказания.

Правила назначения наказаний за административные правонарушения, выявленные и зафиксированные с применением средств автоматической фиксации, и особенности производства по таким делам подробно раскрыты в п. 8 комментария к ст. 12.9 КоАП РФ.

7. Субъектом рассматриваемых правонарушений являются водители транспортных средств. По вопросу квалификации действий водителя, не имеющего права управления транспортными средствами, в случае совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 анализируемой статьи (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), устанавливающей в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами, см. п. 17 комментария к ст. 12.2 КоАП РФ.

8. С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. ч. 1.1 и 1.2 рассматриваемой статьи, выявленным и зафиксированным с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в роли специального субъекта административной ответственности выступает собственник транспортного средства (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

9. Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных анализируемой статьей, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а по ч. ч. 1 - 1.2 данной статьи - также сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание ( ст. 23.3 КоАП РФ). Дела по ч. 2 комментируемой статьи могут рассматриваться судьями судов общей юрисдикции в случае, если должностное лицо, на рассмотрение которого поступило такое дело, придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, которое может быть применено только в судебном порядке, и передаст его (данное дело) на рассмотрение судье ( ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом судья, установив состав административного правонарушения, вправе назначить любое наказание в пределах санкции ч. ч. 4 или 5 ст. 12.17 КоАП РФ, подлежащей применению в конкретном деле.

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями. Судьи районных судов рассматривают их лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование ( абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) (о понятии административного расследования см. п. 13 комментария к ст. 12.1 КоАП РФ). На практике объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных анализируемой статьей, отсутствует. Поэтому все такие дела рассматриваются мировыми судьями.

Оснований для проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, отнесенных к исключительной компетенции органов ГИБДД, также нет.

11. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 1.2, а также ч. 2 (в случае рассмотрения дела органом ГИБДД) комментируемой статьи, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 (в случае передачи такого дела на рассмотрение судье) данной статьи, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

12. Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

13. Место совершения рассматриваемых правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом. Например, в случае выявления административного правонарушения с использованием специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, местом совершения данного правонарушения будет считаться место установки соответствующего средства фото- или видеофиксации.

Статья 12.17.1. Утратила силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ