СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.16 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги


1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. О понятии безопасности дорожного движения см. ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

2. Вопросы квалификации комментируемых правонарушений разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18.

3. По ч. 1 анализируемой статьи необходимо квалифицировать действия водителя, выразившиеся в несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных иными частями данной статьи и другими статьями гл. 12 КоАП РФ.

На практике проявление объективной стороны состава данного правонарушения возможно в следующих типичных вариантах:

- поворот направо в нарушение требований дорожных знаков 4.1.1 "Движение прямо", 4.1.3 "Движение налево", 4.1.5 "Движение прямо или налево";

- несоблюдение требования знака 6.16 "Стоп-линия";

- нарушение требований знака 5.15.1 "Направления движения по полосам", определяющего число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. Административное правонарушение может быть выражено, например, в повороте направо из среднего ряда, совершенном в нарушение требования знака 5.15.1, согласно которому данный маневр мог быть выполнен только из крайнего правого ряда. Для сравнения отметим, что при отсутствии знака 5.15.1 действия водителя следует квалифицировать по ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ как нарушение п. 8.5 Правил дорожного движения, обязывающего водителя перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение;

- нарушение требований знака 2.5 "Движение без остановки запрещено" при выезде с прилегающей территории. Под прилегающей территорией понимается территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с Правилами дорожного движения (п. 1.2);

- поворот направо в нарушение требований дорожных знаков 3.18.1 "Поворот направо запрещен" и дорожной разметки 1.11 (комбинированная линия) при въезде на прилегающую территорию;

- несоблюдение водителем требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен" и разметки 1.11 при выезде с прилегающей территории.

Нарушения требований дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, находятся за рамками комментируемого состава административного правонарушения и квалифицируются по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, норма которой является специальной по отношению к ч. 1 ст. 12.16 Кодекса. Например, под действие ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ подпадают нарушения требований дорожного знака 5.15.7 "Направление движения по полосам" и (или) сплошной линии дорожной разметки 1.1, 1.3 или 1.11, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, связанные с выездом на полосу встречного движения 1 .

--------------------------------

1 Схемы нарушений Правил дорожного движения, квалифицируемых по ч. 1 комментируемой статьи, см. в Приложении N 9 к комментарию.

В отличие от прежней редакции КоАП РФ несоблюдение водителем требований п. 18.2 Правил дорожного движения, выразившееся в выезде на полосу попутного направления, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, обозначенную дорожным знаком 5.14 "Полоса для движения маршрутных транспортных средств" и разметкой 1.23.1, а также движение и остановка на этой полосе, которые ранее квалифицировались по ч. 1 рассматриваемой статьи, больше не подпадает под действие этой нормы и подлежит квалификации по ч. 1.1 ст. 12.17 КоАП РФ, а в случае совершения указанного правонарушения в Москве или Санкт-Петербурге - по ч. 1.2 этой статьи.

Квалификация по ч. 1 комментируемой статьи исключается и в том случае, когда нарушение п. 18.2 Правил непосредственно связано с несоблюдением водителем требований дорожных знаков 5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", 5.13.1 и 5.13.2 "Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств", повлекшим выезд на встречную полосу, предназначенную для движения только маршрутных транспортных средств. Содеянное образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

4. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, образуют действия водителя, связанные с поворотом налево или разворотом в нарушение требований дорожных знаков или разметки: например, нарушение водителем при осуществлении данных маневров требований, предписанных разметкой 1.1, 1.3, 1.11, 1.18; дорожными знаками 4.1.1 "Движение прямо", 4.1.2 "Движение направо", 4.1.4 "Движение прямо или направо", 3.18.2 "Поворот налево запрещен", 3.19 "Разворот запрещен", 5.15.1 "Направления движения по полосам", 5.15.2 "Направления движения по полосе", 6.3.1 "Место для разворота", 6.3.2 "Зона для разворота" (п. 8.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).

Аналогичные нарушения, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, подлежат квалификации по специальной норме ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Например, поворот налево через сплошную линию разметки 1.1 или 1.3 наказывается по ч. 2 рассматриваемой статьи. Однако, если перед поворотом налево водитель осуществил движение по встречной полосе в зоне действия сплошной линии разметки, не доехав до прерывистой линии, либо при выполнении данного маневра "срезал угол", в результате чего при выезде с пересечения проезжих частей в нарушение п. 8.6 Правил оказался на полосе, предназначенной для встречного движения, его действия надлежит квалифицировать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

На практике по ч. 2 комментируемой статьи иногда ошибочно квалифицируют действия водителя, совершившего разворот на дороге с двусторонним движением, имеющей две и более полосы для движения в каждом направлении, на которой знаки и разметка отсутствуют. Указанные действия не являются административно наказуемыми, так как Правила дорожного движения не содержат норм, запрещающих выполнение такого маневра при любой ширине проезжей части и любом количестве полос ( п. п. 8.11, 9.2). Следовательно, разворот на дорогах, имеющих менее четырех полос для движения, административным правонарушением также не является.

5. Нарушение водителем требований любого дорожного знака, повлекшее движение управляемого им транспортного средства во встречном направлении по дороге с односторонним движением, квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

Дорогой с односторонним движением является дорога или проезжая часть, по которой движение транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.

Как правило, выезд на дорогу с односторонним движением обозначается дорожными знаками 5.7.1 и 5.7.2 "Выезд на дорогу с односторонним движением", а также знаком 3.1 "Въезд запрещен", нарушение требований которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 рассматриваемой статьи.

Дорога, обозначенная знаками 5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", 5.13.1, 5.13.2 "Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств", по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, не является дорогой с односторонним движением. В связи с этим нарушение требований указанных знаков, повлекшее выезд и движение по этой полосе, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, и квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Данное правило квалификации применяется и в том случае, когда на дороге, обозначенной знаком 5.11.1, для предотвращения въезда транспортных средств навстречу общему потоку установлен дорожный знак 3.1 "Въезд запрещен".

До недавнего времени сложным для практики оставался вопрос о том, охватываются ли составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, действия водителя, который в нарушение требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен" совершил выезд задним ходом на дорогу с односторонним движением, либо такие действия подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

В настоящее время важные разъяснения на этот счет содержатся в п. 8.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 (в ред. от 9 февраля 2012 г.), в котором отмечено, что согласно п. 8.12 Правил дорожного движения движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается, при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и с учетом сложившейся дорожной ситуации вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки). На этом основании делается вывод о том, что нарушение водителем вышеуказанных условий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 анализируемой статьи.

По этой же норме следует квалифицировать действия водителя, который в нарушение требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен" совершил выезд задним ходом на дорогу с односторонним движением. Однако в случае, когда такой маневр был совершен на перекрестке, содеянное необходимо квалифицировать по совокупности норм ч. 3 рассматриваемой статьи и ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, выделено в самостоятельный квалифицирующий признак состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 данной статьи. Характеристику признака повторности см. в комментарии к ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ.

7. Часть 4 комментируемой статьи содержит состав административного правонарушения, объективная сторона которого заключается в несоблюдении водителями требований дорожных знаков, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 данной статьи, устанавливающей административную ответственность за совершение аналогичного правонарушения в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения остановка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства ( п. 1.2 Правил).

Под действие ч. 4 комментируемой статьи подпадают нарушения водителями требований дорожных знаков 3.27 "Остановка запрещена", 3.28 "Стоянка запрещена", 3.29 "Стоянка запрещена по нечетным числам месяца", 3.30 "Стоянка запрещена по четным числам месяца", 5.27 "Зона с ограничением стоянки", а также дорожной разметки 1.4 (сплошная линия желтого цвета, нанесенная на край проезжей части), дублирующей знак 3.27 и обозначающей места, где запрещена остановка, и 1.10 (прерывистая линия желтого цвета, нанесенная на край проезжей части), дублирующей знак 3.28 и обозначающей места, где запрещена стоянка.

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности за указанные нарушения следует иметь в виду, что действие знака 3.27 "Остановка запрещена" не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Под маршрутным транспортным средством понимается транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Подробнее о движении маршрутных транспортных средств и их видах см. комментарий к ч. 1.1 ст. 12.17 КоАП РФ.

Для целей применения анализируемой статьи отметим лишь, что используемые для пассажирских перевозок автомашины марок "Газель", "Рено", "Форд", "Мерседес", "ПАЗ" и т.п., имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест и максимально допустимую массу не более 5 т, которые в соответствии с приложением N 1 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" относятся к транспортным средствам категории М2 1 , не вправе останавливаться на остановках общественного транспорта, обозначенных дорожным знаком 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", при наличии в зоне его действия знака 3.27 "Остановка запрещена". Это обусловлено тем, что в отличие от транспортных средств категории М3, имеющих, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест и максимально допустимую массу более 5 т (например, автобусы марок "Икарус", "Лиаз"), которые осуществляют некоммерческие перевозки с посадкой и высадкой пассажиров во всех согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок (за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию), так называемые маршрутные такси, относящиеся к транспортным средствам категории М2, осуществляют коммерческие перевозки в соответствии с расписаниями, установленными для следования лишь из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок, с посадкой и высадкой пассажиров в начальном и конечном остановочных пунктах, а по требованию пассажиров - также в любом ином не запрещенном Правилами дорожного движения (!) месте, в том числе вне остановок общественного транспорта.

--------------------------------

1 Категории транспортных средств см. в Приложении N 3 к комментарию.

Следовательно, в случаях когда водитель "маршрутки" совершает остановку в запрещенном Правилами месте, в частности в зоне действия знака 3.27 "Остановка запрещена", установленного перед остановочным пунктом, обозначенным знаком 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи.

Сформулированное в Правилах дорожного движения положение, исключающее маршрутные транспортные средства из сферы действия знака 3.27, нуждается еще в одном пояснении. Обязательным условием, при котором маршрутные автобусы вправе отступать от требований знака 3.27 "Остановка запрещена", установленного в месте нахождения соответствующего пункта, обозначенного знаком 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", является наличие надлежащим образом оформленных на данное транспортное средство документов, требуемых в соответствии с Правилами дорожного движения (п. 2.1.1), Федеральными законами "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (ст. ст. 2, 6) и "О безопасности дорожного движения" (ст. 20), а также Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п. п. 3 - 6) и Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178, а именно:

- путевого листа;

- паспорта маршрута, подтверждающего открытие или изменение данного маршрута и внесение его в реестр маршрутов;

- схемы маршрута в виде графического условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);

- расписания движения на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления по каждому остановочному пункту.

Путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").

Паспорт маршрута, в том числе перечень остановочных пунктов, трасса следования, расписание прибытия и отправления автобусов на остановочных пунктах, схема маршрута и расписание движения, подлежит согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в сфере транспорта. При этом решение о согласовании маршрута принимается в отношении конкретных транспортных средств перевозчика, предназначенных для обслуживания маршрута, включая марки (модели), государственные регистрационные номера и год выпуска.

Порядок согласования и утверждения паспорта маршрута регулярного сообщения, проходящего по территории субъекта Российской Федерации, а также внесения данного маршрута в реестр маршрутов и порядок согласования расписания движения транспортных средств по маршруту регулярных перевозок регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, Постановлением Правительства Москвы от 18 января 2005 г. N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы" утвержден Порядок согласования регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов. Также действует Порядок согласования автобусных маршрутов, эксплуатируемых для транспортного обслуживания посетителей торговых (развлекательных) объектов на безвозмездной основе от 20 марта 2012 г., утв. руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Аналогичные акты приняты и в других субъектах Российской Федерации.

С учетом изложенного следует иметь в виду, что если будет установлен факт осуществления перевозки пассажиров водителем автобуса вне утвержденного маршрута либо без оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих принадлежность данного автобуса к маршрутным транспортным средствам (например, паспорта и схемы маршрута, расписания движения по маршруту), то в случае нарушения указанным водителем требований знака 3.27 он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 комментируемой статьи.

Подобное решение может быть принято и в том случае, когда автобус, обслуживающий согласованный перевозчиком с органом публичной власти маршрут, не входит в перечень транспортных средств, сведения о которых, включая марку и государственный регистрационный знак, подавались перевозчиком в уполномоченный орган для согласования маршрута.

На практике встречаются и другие ситуации, в которых водители рейсовых автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров по согласованному в установленном порядке автобусному маршруту, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. ч. 4 или 5 рассматриваемой статьи за нарушение требований дорожного знака 3.27 "Остановка запрещена".

Например, по одному из дел Московский городской суд согласился с постановлением должностного лица органа ГИБДД, оставленным в силе решением судьи районного суда, которым В. был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ за то, что он, будучи водителем рейсового автобуса, осуществил стоянку транспортного средства в месте остановки общественного транспорта, обозначенном дорожной разметкой 1.17 и дорожным знаком 3.27. Отклоняя довод В. о том, что он следовал по установленному маршруту и на остановке общественного транспорта производил посадку пассажиров, судебные инстанции исходили из того, что согласно показаниям сотрудника ГИБДД, явившегося очевидцем произошедшего, В. произвел не остановку, а стоянку автобуса, не связанную с посадкой и (или) высадкой пассажиров, продолжительностью около 30 минут. Суды также учли, что, по сведениям Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, истребованным при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в районном суде, стоянка автобуса, не связанная с посадкой и (или) высадкой пассажиров, в данном остановочном пункте не была согласована. На этом основании судебные инстанции пришли к выводу о том, что фактически водитель не находился на установленном маршруте, в связи с чем на него распространялось действие знака 3.27 "Остановка запрещена" 1 .

--------------------------------

1 Решение Московского городского суда от 22 июля 2014 г. N 7-6248/2014.

Предусмотренное Правилами дорожного движения изъятие из сферы действия знака 3.27, касающееся маршрутных транспортных средств, также не распространяется на транспортные средства, которые имеют лицензию на осуществление пассажирских перевозок, но не имеют договора на перевозку, заключенного с организатором перевозок.

Для квалификации по ч. 4 комментируемой статьи важно учитывать и то, что действие знаков 3.28 - 3.30 не распространяется на:

- транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне;

- такси с включенным таксометром;

- транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов.

Зона действия знаков 3.27 - 3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

Зона действия указанных знаков может быть уменьшена установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27 - 3.30 с табличкой 8.2.3, информирующей водителя об окончании зоны их действия, или применением таблички 8.2.2, информирующей о том, через сколько метров после установки соответствующего знака прекращается его действие.

Знак 3.27 может быть применен совместно с разметкой 1.4, а знак 3.28 - с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.

Действие знаков 3.27 - 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.

Действие знака 5.27 "Зона с ограничением стоянки" прекращается только знаком 5.28 "Конец зоны ограничения стоянки".

8. Нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств, установленных в разд. 12 Правил дорожного движения, в том числе остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки автобуса и (или) троллейбуса, трамвая, легковых такси, маршрутных транспортных средств или транспортных средств инвалидов, не охватываются диспозицией ч. 4 рассматриваемой статьи. Содеянное необходимо квалифицировать по нормам ст. 12.19 КоАП РФ (см. комментарий к указанной статье).

9. Административная ответственность по ч. 6 анализируемой статьи наступает в случае несоблюдения водителями грузовых автотранспортных средств требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение управляемых ими транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 данной статьи.

Информация для водителей о существующих ограничениях обеспечивается дорожным знаком 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено", запрещающим движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.

Действие этого знака не распространяется на:

- грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей;

- транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне;

- грузовые автомобили без прицепа с разрешенной максимальной массой не более 26 т, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне.

В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.

Дорожный знак 3.4 может применяться вместе со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.11 "Ограничение разрешенной максимальной массы", который указывает, что действие знака распространяется на транспортные средства с разрешенной максимальной массой, превышающей максимальную массу, обозначенную на табличке, и (или) табличками 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни", 8.5.2 "Рабочие дни", 8.5.3 "Дни недели", 8.5.4 - 8.5.7 "Время действия", которые содержат указания на дни недели или время суток, когда действует знак.

10. Единственным квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 комментируемой статьи, является место совершения указанного в нем противоправного деяния - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

Вопросы ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах регулируются ст. 14 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предусматривающей, что указанные мероприятия с целью обеспечения безопасности дорожного движения могут осуществляться в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции (п. 1).

Согласно п. п. 2.1, 4 ст. 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения и порядок их введения устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае принятия такого решения владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильных дорог о сроках таких ограничений или прекращении движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

В Москве, например, действует Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. N 379-ПП "Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы", которым в отдельных частях города установлены временные ограничения движения грузовых транспортных средств:

- с 6.00 до 22.00 запрещается въезд на территорию Москвы, ограниченную третьим транспортным кольцом, автомобилей грузоподъемностью более 1 т;

- с 6.00 до 22.00 запрещается въезд на МКАД и территорию Москвы, ограниченную МКАД, всех грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 т;

- с 6.00 до 24.00 по пятницам, субботам, воскресеньям, накануне нерабочих праздничных дней и по нерабочим праздничным дням запрещается въезд на МКАД и территорию Москвы, ограниченную МКАД, всех грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 т. Этот пункт действует ежегодно с 1 мая по 1 октября ( п. п. 1 - 3).

Разрешенная максимальная масса - это масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, т.е. сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав ( п. 1.2 Правил дорожного движения).

Грузоподъемность транспортного средства определяется в виде разницы между его разрешенной максимальной массой и массой без нагрузки, указанными в паспорте транспортного средства ( п. 4.1.3 Постановления Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. N 379-ПП).

Приведенные выше ограничения движения грузового автотранспорта в зависимости от его грузоподъемности и разрешенной максимальной массы не распространяются на транспортные средства:

- оперативных служб с цветографическими схемами;

- закрепленные на праве собственности либо используемые по договору лизинга федеральными органами государственной власти, органами государственной власти или органами местного самоуправления г. Москвы или Московской области;

- закрепленные на праве собственности либо используемые по договору лизинга организациями, подведомственными федеральным органам государственной власти, органам государственной власти или органам местного самоуправления г. Москвы или Московской области;

- организаций почтовой связи с цветографической схемой;

- осуществляющие эвакуацию транспортных средств (автомобили-эвакуаторы);

- закрепленные на праве собственности либо используемые по договору лизинга дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств (п. 4.5).

Во всех иных случаях право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в г. Москве предоставляется только при наличии внесенных в установленном порядке сведений о нем в Реестр действующих пропусков, который ведется Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.

Существует два вида пропусков: разовый (со сроком действия не более пяти суток) и со сроком действия не более одного года.

В категорию транспортных средств, въезд и движение которых в зонах ограничения их движения в г. Москве допускаются на основании пропусков, наряду с грузовым автотранспортом, используемым для перевозки грузов в коммерческих целях, попали многие автомобили типа "PickUp", принадлежащие гражданам, использующим их в личных целях.

В соответствии с распоряжением ФТС России от 15 августа 2014 г. N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" транспортные средства типа "PickUp", имеющие грузовую платформу, определяются как грузовые, если они имеют более двух осей или полную массу более 3,5 т либо выполняется любое из следующих условий:

- максимальная внутренняя длина площадки для перевозки грузов (грузовой платформы) превышает 50% длины колесной базы транспортного средства.

Необходимым требованием для данного условия является невнесение каких-либо конструкторских изменений, влияющих на изменение длины колесной базы, длины грузовой платформы;

- P - (M + N x 68) N x 68, где:

P - технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства, кг;

M - масса снаряженного транспортного средства, кг. Под массой снаряженного транспортного средства понимается масса порожнего транспортного средства. Эта масса включает в себя также массу охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей, инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг);

N - число мест для сидения, помимо места водителя.

В иных случаях автомобиль классифицируется как легковой. Например, к грузовому автотранспорту типа "PickUp" относятся автомобили Nissan NP300, Ford Ranger, Mazda BT50, Toyota Tundra, Dodge RAM 1500, что указывается в паспорте транспортного средства.

Следовательно, в тех случаях, когда грузоподъемность автомобилей "PickUp", обозначенная в паспорте транспортного средства, превышает 1 т, они не вправе осуществлять въезд и движение в зонах ограничения движения грузового автотранспорта в г. Москве без пропусков. В противном случае водители этих транспортных средств, нарушившие установленные ограничения, будут нести ответственность по ч. 7 комментируемой статьи.

Согласно п. 4.3 Постановления Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. N 379-ПП о существующих ограничениях пользователи автомобильных дорог информируются соответствующими дорожными знаками, дорожными знаками индивидуального проектирования и информационными указателями (п. 4.3).

Такая информация для водителей обеспечивается:

- в отношении грузового автотранспорта с разрешенной максимальной массой более 12 т:

- запрещающими знаками 3.2 "Движение запрещено", 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено", 3.11 "Ограничение массы", ограничивающими максимальную разрешенную массу транспортного средства до 12 т;

- запрещающим знаком 3.1 "Въезд запрещен", примененным вместе с табличкой 8.4.1 "Вид транспортного средства", распространяющей действие знака на грузовые автомобили, с указанием максимальной разрешенной массы транспортного средства 12 т;

- в отношении грузового автотранспорта грузоподъемностью более 1 т - запрещающим знаком 3.1 "Въезд запрещен" с табличкой 8.4.1 "Вид транспортного средства", распространяющей действие знака на грузовые автомобили, и дополнительным разъяснением "Грузоподъемность более 1 тонны".

При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 не допускается применять знак 3.1 с табличкой 8.4.1. На практике в связи с этим возникают вопросы, например, о том, правомерно ли привлечение к административной ответственности по ч. 7 комментируемой статьи в случае одновременной установки дорожного знака 3.1 и таблички 8.4.1 в нарушение указанного требования ГОСТа.

Отвечая на этот вопрос, следует исходить из того, что данные знаки не противоречат друг другу и не вводят водителя в заблуждение относительно организации дорожного движения в зоне их действия, а их одновременное применение Правилами дорожного движения не запрещено. В связи с этим фактическое наличие таких знаков на участке дороги обязывает водителей соблюдать требования, ими предписанные.

11. Если дорожный знак или линия разметки, несоблюдение требований которых квалифицируется по нормам рассматриваемой статьи, не соответствуют положениям государственного стандарта, водитель может быть освобожден от административной ответственности лишь в том случае, если данное нарушение привело к недоступности знака или разметки для обозрения участниками дорожного движения.

Так, по делу Г., признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ, выразившегося в движении по дороге с односторонним движением, обозначенной дорожным знаком 5.5 "Дорога с односторонним движением", Верховный Суд РФ отклонил довод жалобы Г. о том, что данный знак был установлен с нарушением требований ГОСТа, а потому не был ему виден, указав следующее.

При составлении схемы места совершения административного правонарушения, фиксирующей наличие на указанном выше участке дороги дорожного знака 5.5 и траекторию движения автомобиля под управлением Г., а также протокола об административном правонарушении каких-либо заявлений и замечаний от Г. не поступило, а при даче объяснений Г. пояснил, что не заметил данный дорожный знак из-за плохой погоды и видимости.

Между тем, исходя из положений законодательства в области безопасности дорожного движения, водитель транспортного средства, являющегося повышенным источником опасности, как непосредственный участник дорожного движения должен внимательно следить за дорожными знаками и разметкой на всем пути следования транспортного средства и в точности соблюдать требования Правил дорожного движения.

Суд также не принял во внимание приложенную к жалобе копию решения судьи районного суда, которым было прекращено производство по аналогичному делу в отношении Д., движущегося в то же время и в том же месте, указав на то, что данный акт не имеет преюдициального значения для настоящего дела, поскольку по делу в отношении Д. имели место иные, отличные от рассматриваемых, обстоятельства 1 .

--------------------------------

1 Постановление Верховного Суда от 24 февраля 2015 г. N 5-АД15-3.

12. Конституционность ч. ч. 5 и 7 комментируемой статьи, устанавливающих повышенную ответственность за совершение указанных в них административных правонарушений, если они совершены на территории Москвы и Санкт-Петербурга, подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 13-П. Как указал Суд, такое регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки в данных субъектах Российской Федерации, являющихся крупнейшими городскими населенными пунктами Российской Федерации.

13. Выявление подавляющего большинства административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 4 - 7 анализируемой статьи, осуществляется с использованием указанных в ст. 2.6.1 КоАП РФ специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи. О понятии специальных технических средств и предъявляемых к ним требованиях см. п. 8 комментария к ст. 12.9 КоАП РФ.

Основной перечень таких средств, используемых в деятельности Госавтоинспекции, приведен в письме Департамента ОБДД МВД России от 31 июля 2008 г. N 13п-1962 и доведен до сведения судей судов общей юрисдикции Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г. (см. вопрос N 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2008 г.). К ним относятся стационарные, передвижные и мобильные комплексы фото- и видеофиксации, утвержденные в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Исходя из положений ст. 26.8 КоАП РФ сведения о техническом средстве, с применением которого было зафиксировано противоправное деяние, включая его наименование, заводской номер и дату последней поверки в качестве специального технического средства измерения, в любом случае должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, а в случае, когда такой протокол не составляется, - в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 Кодекса в постановлении о назначении административного наказания.

Правила назначения наказаний за административные правонарушения, выявленные и зафиксированные с применением средств автоматической фиксации, и особенности производства по таким делам подробно раскрыты в п. 9 комментария к ст. 12.9 КоАП РФ.

14. Субъектом рассматриваемых правонарушений являются водители транспортных средств.

По вопросу квалификации действий водителя, не имеющего права управления транспортными средствами, в случае совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 анализируемой статьи (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), устанавливающей в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами, см. п. 17 комментария к ст. 12.2 КоАП РФ.

Применительно к административным правонарушениям, выявленным и зафиксированным с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в роли специального субъекта административной ответственности выступает собственник транспортного средства ( ст. 2.6.1 КоАП РФ).

15. С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

16. При нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 рассматриваемой статьи (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), применяются задержание транспортного средства с помещением его на специализированную стоянку и хранение его на специализированной стоянке до устранения причины задержания ( ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

При оценке законности задержания транспортного средства с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении следует иметь в виду, что применение данной меры принуждения при отсутствии в зоне действия запрещающих дорожных знаков, требования которых были нарушены водителем, дополнительного знака, информирующего о работе эвакуатора, недопустимо. В противном случае должностное лицо, осуществившее задержание транспортного средства, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 12.35 КоАП РФ за нарушение установленного федеральным законом порядка применения мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию.

17. Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

18. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3, 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), 4 - 7 анализируемой статьи, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а ч. ч. 1, 2, 4 - 7 - также сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание ( ст. 23.3 КоАП РФ). Дела по ч. 3 комментируемой статьи могут рассматриваться судьями судов общей юрисдикции в случае, если должностное лицо, на рассмотрение которого поступило такое дело, придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, которое может быть применено только в судебном порядке, и передаст его (данное дело) на рассмотрение судье ( ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом судья, установив состав административного правонарушения, вправе назначить любое наказание в пределах санкции ч. ч. 4 или 5 ст. 12.16 КоАП РФ, подлежащей применению в конкретном деле.

Дела об административных правонарушениях по ч. 3.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) комментируемой статьи рассматриваются только судьями судов общей юрисдикции.

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование ( абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) (о понятии административного расследования см. п. 13 комментария к ст. 12.1 КоАП РФ).

На практике объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных анализируемой статьей, возникает крайне редко, например в случае совершения дорожно-транспортного происшествия и необходимости установления обстоятельств произошедшего и (или) сведений о лицах, явившихся его участниками.

В случае когда после вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования никаких процессуальных действий не было совершено, т.е. когда административное расследование фактически не проводилось, данное дело, переданное на рассмотрение судье районного суда, подлежит направлению на рассмотрение мировому судье по месту совершения административного правонарушения, о чем на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ выносится соответствующее определение ( подп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

19. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3, 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), 4 - 7 комментируемой статьи, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 3 (в случае передачи такого дела на рассмотрение судье) и 3.1 (за исключением случая фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) данной статьи, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

20. Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

21. Место совершения комментируемых правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом. Например, в случае выявления административного правонарушения с использованием специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, местом совершения данного правонарушения будет считаться место установки соответствующего средства фото- или видеофиксации.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ