СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.11 Нарушение правил движения по автомагистрали


1. Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, посягают на общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. О понятии безопасности дорожного движения см. ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

2. Рассматриваемая статья содержит три состава административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил движения по автомагистрали, установленных в п. 16.1 Правил дорожного движения.

Автомагистраль - это дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

В целях исключения помех скоростному движению на автомагистрали не допускается движение пешеходов, прогон домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов, самоходных машин и иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или по их состоянию менее 40 км/ч.

На автомагистрали не допускается также остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных информационно-указательным знаком 5.15 "Место стоянки" или знаком сервиса 7.11 "Место отдыха".

Невыполнение указанных требований Правил дорожного движения образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

Требования п. 16.1 Правил, предъявляемые к движению по автомагистрали, распространяются также на автомобильные дороги, обозначенные знаком 5.3 "Дорога для автомобилей". К автомобильным дорогам относятся дороги, предназначенные для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов. На этих дорогах, как и на автомагистралях, запрещается движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, а также любых транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч. Установка знака 5.3 не делает эту дорогу главной по отношению к пересекаемым. По своим параметрам и обустройству автомобильная дорога может отличаться от автомагистрали, на ней может не быть разделительной полосы, транспортных развязок в разных уровнях и т.д.

3. Применяя положение ч. 1 комментируемой статьи к нарушениям, выразившимся в движении по автомагистрали со скоростью менее 40 км/ч, следует иметь в виду, что проявление признаков объективной стороны состава рассматриваемого правонарушения может быть обусловлено как техническими характеристиками транспортного средства, в силу которых его максимальная скорость движения, установленная предприятием-изготовителем, составляет не более 40 км/ч, так и его техническим состоянием, не позволившим осуществлять движение с такой скоростью.

В случае управления мопедом, трактором, самоходной машиной или иным тихоходным транспортным средством, движение которых по автомагистралям прямо запрещено п. 16.1 Правил дорожного движения, нарушение такого запрета подлежит квалификации по ч. 1 анализируемой статьи независимо от того, с какой скоростью данное транспортное средство имело возможность двигаться по своим конструктивным особенностям и техническому состоянию и с какой скоростью оно фактически осуществляло движение.

Так, по одному из дел Московский городской суд обоснованно согласился с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда о привлечении С.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.11 КоАП РФ за движение на самоходной машине по дороге, обозначенной дорожным знаком 5.3 "Автомагистраль" приложения 1 к ПДД РФ, отвергнув довод заявителя о том, что технические характеристики данной машины предусматривают скорость 50 км/ч. Приходя к такому выводу, суд указал, что в диспозиции ч. 1 ст. 12.11 КоАП РФ речь идет не только о технических характеристиках транспортных средств, но и об их состоянии, не позволяющем двигаться со скоростью более 40 км/ч.

Суд также обоснованно не принял во внимание ссылку заявителя на то, что согласно отметке в путевом листе на момент совершения вменяемого С.В. административного правонарушения самоходная машина находилась в исправном состоянии, свидетельствующем о возможности ее движения со скоростью 50 км/ч. Отклоняя приведенный довод, суд правильно учел, что движение самоходных машин по автомагистралям прямо запрещено п. 16.1 Правил дорожного движения 1 .

--------------------------------

1 Постановление Московского городского суда от 6 июня 2014 г. N 7-5170/14.

В связи с приведенным примером отметим, что движение по автомагистрали со скоростью менее 40 км/ч на автомобиле, автобусе или на ином транспортном средстве, на которые не распространяется установленный в п. 16.1 Правил запрет, не является административно наказуемым, если по своему техническому состоянию данное транспортное средство имело возможность двигаться с более высокой скоростью.

При решении вопроса о наличии состава рассматриваемого правонарушения следует также учесть, что водитель тихоходного транспортного средства, совершивший выезд на автомагистраль, запрещенный п. 16.1 Правил дорожного движения, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи независимо от того, установлен на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак либо в нарушение требований п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения такой знак на нем отсутствует.

4. По ч. 2 анализируемой статьи надлежит квалифицировать действия водителя, выразившиеся в движении на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 т по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебную езду по автомагистрали.

5. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, заключается в совершении разворота либо в движении задним ходом на автомагистрали. По этой же норме следует квалифицировать действия водителя по въезду в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали.

Разделительная полоса - это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств ( п. 1.2 Правил дорожного движения).

Норма ч. 3 комментируемой статьи является специальной по отношению к ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ, по которой следует квалифицировать действия водителя по развороту или движению задним ходом в иных местах, где такие маневры запрещены в соответствии с п. 8.12 Правил дорожного движения ( п. 7.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).

6. Субъектом данных правонарушений является водитель транспортного средства вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами.

7. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной виной.

8. Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных анализируемой статьей, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а ч. ч. 1 и 2 - также сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание ( ст. 23.3 КоАП РФ).

10. Постановления по делам об указанных административных правонарушениях не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

11. Днем совершения рассматриваемых правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

12. Место совершения данных правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ