СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.10 Нарушение правил движения через железнодорожные пути


1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступает безопасность жизни и здоровья человека, а также имущество.

2. В ч. 1 комментируемой статьи установлена административная ответственность за наиболее опасные виды нарушений правил движения через железнодорожные пути. С объективной стороны состав данного правонарушения характеризуется рядом альтернативных действий, связанных с несоблюдением водителем транспортного средства требований Правил дорожного движения, запрещающих:

- пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда (п. 15.1);

- выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду (п. 15.3);

- остановку на железнодорожном переезде (п. 12.4);

- стоянку на железнодорожном переезде (п. 12.4).

Железнодорожный переезд - это пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне ( п. 1.2 Правил дорожного движения).

В соответствии с Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утв. МПС России 29 июня 1998 г. N ЦП-566, по месту расположения переезды делятся на переезды общего пользования, необщего пользования и технологические. К переездам общего пользования относятся переезды на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами общего пользования. Переезды на пересечениях железнодорожных путей с дорогами отдельных предприятий и организаций считаются переездами необщего пользования и содержатся за счет средств этих предприятий и организаций.

Пересечения железнодорожных путей в границах территории предприятий (складов, депо, элеваторов и т.п.) автомобильными дорогами, предназначенными для обеспечения технологического процесса работы данных предприятий, относятся к технологическим переездам и учету как переезды не подлежат. Безопасность движения подвижного состава и транспортных средств на них обеспечивается администрацией предприятия.

Переезды делятся также на регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым относятся переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств о подходе поезда, или обслуживаемые дежурными по переезду, а также другими работниками железной дороги, которым поручено регулировать движение на переезде. К нерегулируемым относятся переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурными по переезду или другими работниками.

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения под остановкой понимается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Под стоянкой подразумевается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

3. Административная ответственность по ч. 2 комментируемой статьи наступает за нарушения правил движения через железнодорожные пути, не содержащие признаков деяний, предусмотренных ч. 1 данной статьи. Противоправные действия могут выражаться в невыполнении водителем транспортного средства содержащихся в п. 15.3 Правил дорожного движения предписаний, запрещающих перевозить через железнодорожный переезд в нетранспортном положении различные специальные транспортные средства (сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы), выезжать на переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), самовольно открывать шлагбаум, выезжать на переезд, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде, осуществлять движение через переезд без разрешения начальника дистанции пути железной дороги на тихоходном транспортном средстве, скорость которого менее 8 км/ч, и др.

4. Нарушения правил движения через железнодорожные пути, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, норма которой является специальной по отношению к ч. 2 комментируемой статьи. Так, по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать действия водителя, выразившиеся в нарушении требования п. 11.4 Правил дорожного движения, запрещающего обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними, а также положения абз. 8 п. 15.3 Правил дорожного движения, согласно которому запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства ( п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выступает в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения, наказуемого по ч. 3 данной статьи.

Понятием повторности охватываются действия лица, совершившего административное правонарушение со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за предыдущее правонарушение до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Подробнее о понятии повторности см. комментарий к ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ.

6. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения предполагают умышленную форму вины.

7. Субъектом анализируемых правонарушений является водитель транспортного средства независимо от того, имеется у него право управления транспортными средствами, либо такое право у него отсутствует, либо в его водительском удостоверении нет отметки о праве управления транспортным средством данной категории при наличии права управления транспортным средством иной категории или вида, указанных в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ.

8. Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 анализируемой статьи, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а ч. 2 - также сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание ( ст. 23.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи могут рассматриваться и судьями в случае, если должностное лицо, на рассмотрение которого поступило такое дело, придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, которое может быть применено только в судебном порядке, и передаст его (данное дело) на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом судья, установив состав административного правонарушения, вправе назначить любое наказание в пределах санкции ч. 1 комментируемой статьи. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 данной статьи, рассматриваются только судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают их лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование ( абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) (о понятии административного расследования см. п. 13 комментария к ст. 12.1 КоАП РФ). На практике объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных анализируемой статьей, отсутствует. Поэтому все такие дела рассматриваются мировыми судьями.

Оснований для проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, отнесенных к исключительной компетенции органов ГИБДД, также нет.

10. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 (в случае рассмотрения дела органом ГИБДД) и 2 анализируемой статьи, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1 (в случае передачи такого дела на рассмотрение судье) и 3 комментируемой статьи, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

11. Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

12. Место совершения комментируемых правонарушений определяется местом их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ