СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.7 Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством


1. Комментируемая статья направлена на защиту действующего порядка управления транспортными средствами в целях обеспечения безопасности дорожного движения. О понятии безопасности дорожного движения см. ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

2. Вопросы квалификации комментируемых правонарушений разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18.

3. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, выражается в управлении транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами подтверждается:

- водительским удостоверением;

- временным разрешением на право управления транспортными средствами - в случаях, предусмотренных данным Законом и КоАП РФ.

В Российской Федерации выдаются два вида водительских удостоверений:

- российские национальные водительские удостоверения;

- международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного в Законе возраста, имеющим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и успешно сдавшим соответствующие экзамены.

Водительское удостоверение на управление транспортными средствами выдается:

- транспортными средствами категории "M" и подкатегории "A1" - лицам, достигшим 16-летнего возраста;

- транспортными средствами категорий "A", "B", "C" и подкатегорий "B1", "C1" - лицам, достигшим 18-летнего возраста;

- транспортными средствами категорий "D", "Tm", "Tb" и подкатегории "D" - лицам, достигшим 21-летнего возраста;

- составами транспортных средств категорий "BE", "CE", "DE" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "B", "C", "D" в течение не менее 12 месяцев;

- составами транспортных средств подкатегорий "C1E", "D1E" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "C", "D" либо подкатегорий "C1", "D1" в течение не менее 12 месяцев.

Лица, достигшие 17-летнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "B" и "C", однако водительские удостоверения им выдаются по достижении 18-летнего возраста.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами определенной категории, подтверждает также право на управление транспортными средствами соответствующей подкатегории (подкатегорий):

- категории "A" - подкатегории "A1" и подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа;

- категории "B" - подкатегории "B1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа);

- категории "C" - подкатегории "C1";

- категории "D" - подкатегории "D1";

- категории "CE" - подкатегории "C1E";

- категории "DE" - подкатегории "D1E".

Наличие у лица права управления транспортными средствами категории "M" (мопеды и легкие квадрициклы) подтверждает российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из вышеупомянутых категорий или подкатегорий.

Описание категорий и подкатегорий транспортных средств подробно см. в комментарии к ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ 1 .

--------------------------------

1 Категории водительских удостоверений приведены в приложении N 5 к комментарию.

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений подразделениями ГИБДД МВД России утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 6 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Водительские удостоверения, выданные до вступления в силу ныне действующих Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, действительны до истечения указанного в них срока. Если срок действия такого водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.

В случае прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с истечением установленного срока действия водительского удостоверения действие такого права восстанавливается путем выдачи нового водительского удостоверения в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

Требования к оформлению российского национального водительского удостоверения при его выдаче регламентированы Приказом МВД России от 13 мая 2009 г. N 365 "О введении в действие водительского удостоверения".

4. В случае если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным только при условии соблюдения указанных в нем ограничений ( п. 4 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, п. 11 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В соответствии с Приказом МВД России от 13 мая 2009 г. N 365:

- ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории транспортных средств указываются в разд. 12 водительского удостоверения;

- ограничения в действии удостоверения, являющиеся общими для всех категорий, подкатегорий транспортных средств, указываются в разд. 14 водительского удостоверения.

Например, если лицо обучалось вождению на автомобиле с автоматической трансмиссией, в его водительском удостоверении проставляется отметка "АТ"; в водительском удостоверении лица с нарушением зрения проставляется отметка "очки или линзы обязательны", свидетельствующая о том, что указанное лицо вправе управлять транспортным средством только в очках или линзах. В случае, когда водитель с ограничениями по здоровью вправе управлять автотранспортным средством только с ручным управлением, в его водительском удостоверении проставляется отметка "ручное управление".

5. Международное водительское удостоверение выдается на основании национального водительского удостоверения на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения. Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Требования к оформлению международного водительского удостоверения при его выдаче определены Приказом МВД России от 18 апреля 2011 г. N 206 "О введении в действие международного водительского удостоверения". Международное водительское удостоверение соответствует описанию и размерам образца международного водительского удостоверения, предусмотренного приложением N 7 к Конвенции о дорожном движении.

В соответствии с Приказом МВД России от 18 апреля 2011 г. N 206 на внутренней странице второго листа обложки международного удостоверения, отпечатанной на французском языке, в разделе "Restrictions a l'utilisation" указывается перевод на английский язык внесенных в национальное водительское удостоверение ограничений права на управление транспортными средствами (например, "Must wear corrective lenses").

6. Временные разрешения на право управления транспортными средствами, упомянутые в ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в настоящее время не выдаются. Подробнее об этом см. п. 2 комментария к ст. 12.3 КоАП РФ.

7. В соответствии с примечанием к ст. 12.1 КоАП РФ положения комментируемой статьи распространяются не только на автомототранспортные средства, для управления которыми требуется получение водительского удостоверения, но и на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, управление которыми осуществляется на основании удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), выдаваемых органами гостехнадзора. Следовательно, управление такими транспортными средствами (например, квадрициклом, снегоходом и др.) лицом, не имеющим удостоверения тракториста-машиниста, подлежит квалификации по ч. 1 рассматриваемой статьи.

Понятие самоходных машин и порядок допуска к управлению ими раскрыты в Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), а также в Инструкции о порядке применения данных Правил. Подробнее об этом см. п. 2 комментария к ст. 12.1 КоАП РФ.

8. Одна из особенностей состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи, состоит в том, что лицо, управляющее транспортным средством, привлекается к административной ответственности независимо от того, отсутствует у него право управления транспортными средствами вообще либо в его водительском удостоверении нет отметки о праве управления транспортным средством той категории, которой он управляет, при наличии права управления транспортным средством иной категории или вида, указанных в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ. В случае совершения таким лицом других правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по ч. 1 анализируемой статьи и соответствующим статьям гл. 12 Кодекса ( п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).

Например, если находящийся в состоянии опьянения водитель, имеющий право управления мотоциклом или мопедом, управляет легковым автомобилем, его действия образуют реальную совокупность административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Таким же образом следует квалифицировать управление легковым автомобилем или иным автомототранспортным средством находящимся в состоянии опьянения лицом, у которого право управления определенными категориями (подкатегориями) автомототранспортных средств отсутствует, но имеется удостоверение тракториста-машиниста либо водительское удостоверение на право управления трамваем или троллейбусом.

Однако если водитель, находящийся в состоянии опьянения, не имеет ни водительского удостоверения, ни удостоверения тракториста-машиниста, то его действия полностью охватываются составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, и дополнительной квалификации по ч. 1 рассматриваемой статьи не требуют.

Сфера применения положений ч. 1 комментируемой статьи касается также случаев управления транспортным средством лицом, которое утратило право управления транспортными средствами по основаниям, указанным в ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (за исключением случаев лишения его права управления транспортными средствами в судебном порядке):

- истечение срока действия водительского удостоверения;

- наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

9. По общему правилу, установленному в п. 12 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании:

- российских национальных водительских удостоверений;

- иностранных национальных водительских удостоверений (при отсутствии российских национальных водительских удостоверений);

- международных водительских удостоверений (при отсутствии российских национальных водительских удостоверений), при условии, если такое водительское удостоверение предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Указанный Закон выделяет три группы иностранных граждан, статус которых имеет существенные различия:

1) иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, - иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток ( ст. ст. 2, 5);

2) иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, - иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, оформленного в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, до получения вида на жительство либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года ( ст. ст. 2, 6);

3) иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, - это иностранные граждане, имеющие вид на жительство, подтверждающий их право на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, срок действия вида на жительство может быть продлен на пять лет. Количество таких продлений не ограничено.

Специфика статуса лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, также зависит от того, являются они временно пребывающими, временно проживающими или постоянно проживающими в Российской Федерации.

10. С 1 июня 2017 г. при решении вопроса о наличии в действиях иностранного гражданина или лица без гражданства признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 анализируемой статьи, правоприменителям предстоит учитывать новые позиции п. п. 13, 17 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", запрещающих допуск упомянутых лиц к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, за исключением случаев участия данных транспортных средств в международном движении. С указанной даты несоблюдение водителем ограничения, установленного в п. 13 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", будет являться основанием привлечения его к административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи, так как фактически речь идет об управлении транспортным средством на основании водительского удостоверения, которое считается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании:

- трудового договора;

- гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, установлены в гл. 50.1 Трудового кодекса РФ.

В силу ст. 420 Гражданского кодекса РФ гражданско-правовым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Рассматриваемое правонарушение может выражаться, например, в осуществлении иностранным водителем перевозок пассажиров и багажа легковым такси либо грузоперевозок на территории Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при отсутствии у такого водителя российского национального водительского удостоверения.

11. Учитывая возрастающую роль норм международного права, содержащихся в Конвенции о дорожном движении, законодатель счел целесообразным установить единые для всех иностранных граждан и лиц без гражданства основания допуска к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации при наличии у них иностранного национального водительского удостоверения.

Так, в прежней редакции Федерального закона "О безопасности дорожного движения", действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ, и в ранее действовавших Правилах сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусматривалось, что только временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане вправе управлять транспортными средствами на ее территории на основании иностранного национального водительского удостоверения, тогда как иностранные национальные водительские удостоверения иностранных граждан, переехавших на постоянное жительство в Российскую Федерацию (как временно проживающих, так и постоянно проживающих на территории Российской Федерации), признавались действительными на ее территории лишь в течение 60 дней с даты получения разрешения на временное проживание.

Приведенные положения российского законодательства соответствовали положениям подп. "a" п. 7 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, согласно которому Договаривающиеся Стороны не обязаны признавать национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другой Договаривающейся Стороны лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения.

В связи с этим ранее, если иностранный гражданин, имевший разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, управлял транспортным средством на основании национального водительского удостоверения, выданного в иностранном государстве, его действия квалифицировались по ч. 1 комментируемой статьи.

Показательно в этом отношении дело, рассмотренное Верховным Судом РФ по жалобе К., привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ за то, что 25 октября 2013 г. он управлял транспортным средством на основании национального водительского удостоверения, выданного в Украине.

В жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, К., указывая на необоснованность вынесенного в отношении его постановления, ссылался на то, что он, будучи временно пребывающим на территории Российской Федерации иностранным гражданином, постоянно проживающим в Украине, был вправе управлять транспортным средством на основании имеющегося у него иностранного национального водительского удостоверения.

Оставляя жалобу К. без удовлетворения, Верховный Суд РФ исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г., действовавшей на момент совершения административного правонарушения) и п. 44 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396, действовавших на момент совершения административного правонарушения, а также подп. "b" ч. 2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении управление в Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения допустимо только для лиц, временно пребывающих на ее территории.

Вместе с тем в материалах дела имелись сведения о том, что на момент совершения административного правонарушения К. имел вид на жительство в России, действительный до 6 декабря 2017 г.

На этом основании Верховный Суд РФ, руководствуясь положениями ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", сделал вывод о том, что К. является постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином, в связи с чем положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении его неприменимы, поскольку распространяются только на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Верховный Суд РФ также учел, что согласно п. 7 ст. 41 Конвенции о дорожном движении Договаривающиеся Стороны не обязаны: a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другой Договаривающейся Стороны лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения; b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию 1 .

--------------------------------

1 Постановление Верховного Суда РФ от 10 октября 2014 г. N 33-АД14-5.

В настоящее время актуальность данного Постановления утрачена, так как ни Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", ни Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений не устанавливают каких-либо ограничений допуска иностранных граждан к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании иностранных национальных водительских удостоверений в зависимости от того, являются они временно пребывающими, временно проживающими или постоянно проживающими в Российской Федерации.

12. Согласно п. 2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, применяемой с учетом поправок, внесенных в нее 28 сентября 2004 г., национальное водительское удостоверение, выданное иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим в Российской Федерации, до 28 марта 2011 г. в иностранном государстве, являющемся совместно с Российской Федерацией участником Конвенции о дорожном движении, в том числе в республике бывшего СССР после 1 января 1992 г., и имеющее отличительный знак "SU" (СССР), признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации, если оно соответствует прежней редакции приложения N 6 к вышеупомянутой Конвенции, действовавшей до внесения в нее названных поправок, а именно:

- напечатано на языке или языках, определяемых компетентным органом, который выдает или которому поручено выдавать этот документ, с указанием на французском языке названия "permis de conduir", которое может сопровождаться или не сопровождаться названием "Водительское удостоверение" на других языках, и содержит название и (или) отличительный знак страны, в которой это удостоверение выдано;

- все имеющиеся в нем записи произведены или продублированы буквами латинского алфавита;

- содержит такие сведения, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения лица, которому это удостоверение выдано (если дата рождения неизвестна, то указывается приблизительный возраст на дату выдачи удостоверения, если место рождения неизвестно, то оно не указывается; вместо места рождения могут указываться другие сведения, определяемые национальным законодательством), дата и место выдачи удостоверения, дата истечения срока действия удостоверения (за исключением случаев, когда срок действия удостоверения не ограничен), наименование или печать органа, выдавшего удостоверение, номер удостоверения, фотография владельца, его подпись или отпечаток большого пальца, категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения, дополнительная информация или ограничения в кодированном виде, касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств; составлено на национальном языке государства, являющегося совместно с Российской Федерацией участником Конвенции о дорожном движении, или на одном из его национальных языков, при условии, что все имеющиеся в водительском удостоверении записи произведены или продублированы буквами латинского алфавита, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождается заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 35 и п. 7 ч. 1 ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой вправе нотариусы, занимающиеся частной практикой, и должностные лица консульских учреждений Российской Федерации. В силу ст. 81 указанных Основ нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если он владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Важно отметить, что согласно новой редакции ст. 41 Конвенции о дорожном движении и прежней редакции приложения N 6 к ней вышеназванные иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 г., срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.

Национальное водительское удостоверение, выданное иностранному гражданину или лицу без гражданства в иностранном государстве, являющемся совместно с Российской Федерацией участником Конвенции о дорожном движении, после 28 марта 2006 г., признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации лишь в том случае, если оно отвечает требованиям новой редакции приложения N 6 к Конвенции, применяемой с учетом поправок, внесенных в нее 28 сентября 2004 г., а именно:

- на передней стороне удостоверения напечатаны слова "Водительское удостоверение" на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и (или) отличительный знак страны, выдавшей удостоверение;

- все имеющиеся в нем записи произведены или продублированы буквами латинского алфавита;

- содержит такие сведения, как фамилия, имя, дата и место рождения лица, которому это удостоверение выдано (место рождения может быть заменено другими точными сведениями, определенными национальным законодательством), номер удостоверения, дата выдачи и дата окончания срока его действия, наименование или печать органа, выдавшего удостоверение, фотография и подпись владельца, категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения, дополнительная информация или ограничения в кодированном виде, касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств. Иностранные национальные водительские удостоверения, не отвечающие вышеуказанным требованиям, признаются недействительными на территории Российской Федерации, а граждане, управляющие транспортными средствами на основании таких водительских удостоверений, приравниваются к лицам, не имеющим права управления транспортными средствами, действия которых подлежат квалификации по ч. 1 комментируемой статьи.

Как показывает практика, данные нарушения чаще всего совершаются гражданами Украины, многие из которых управляют транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании украинских водительских удостоверений, напечатанных на украинском языке и не имеющих дублирующих записей, совпадающих по написанию с буквами латинского алфавита, что не соответствует ни прежней, ни новой редакции ст. 41 Конвенции о дорожном движении и приложения N 6 к ней.

В деятельности судов встречались случаи, когда вопрос о том, является ли иностранное водительское удостоверение, выданное иностранному гражданину, привлекаемому к административной ответственности, действительным на территории Российской Федерации, приобретал принципиальное значение для квалификации действий лица по ч. 1 комментируемой статьи.

Так, постановлением мирового судьи С. был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

При рассмотрении жалобы на данное постановление, вступившее в законную силу, Московский городской суд отметил, что в ходе судебного разбирательства мировым судьей не был выяснен вопрос о том, является ли С. субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку лишение права управления транспортными средствами может быть назначено только лицу, обладающему таким правом либо лишенному этого права в установленном законом порядке. Приходя к подобному выводу, суд исходил из того, что С. является гражданином Французской Республики, в составленном в отношении его протоколе об административном правонарушении указаны сведения о номере водительского удостоверения, который не соответствует формату номеров водительских удостоверений, выдаваемых в Российской Федерации. Суд также учел, что критерии действительности на территории Российской Федерации водительских удостоверений, выдаваемых иностранными государствами, определены в ст. 41 Конвенции о дорожном движении 1968 г. Таким образом, если водительское удостоверение С. не отвечало данным требованиям, оно было недействительным на территории Российской Федерации, следовательно, С. не мог быть лишен права управления транспортными средствами, а его действия содержали признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.7 КоАП РФ.

Между тем эти юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела мировым судьей не были выяснены.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи было отменено, а производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности 1 .

--------------------------------

1 Постановление Московского городского суда от 19 марта 2012 г. по делу N 4а-52/12.

13. Решая вопрос о соответствии иностранного национального водительского удостоверения требованиям международных договоров Российской Федерации, необходимо учитывать и то, что ныне действующая редакция ст. 41 и приложения N 6 к Конвенции о дорожном движении (с учетом поправок, принятых 28 сентября 2004 г.), исключающая возможность выдачи бессрочных национальных водительских удостоверений, подлежит применению с 29 марта 2011 г. (ст. 43 Конвенции). Это означает, что иностранные национальные водительские удостоверения, отвечающие требованиям прежней редакции приложения N 6 к названной Конвенции, допускающей возможность их выдачи на неограниченный срок, признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Однако с 1 июня 2017 г. иностранным гражданам для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, также потребуется получать российское национальное водительское удостоверение.

Например, бессрочное водительское удостоверение, выданное иностранному гражданину в Украине в 2000 г., признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации, если в соответствии с прежней редакцией приложения N 6 к Конвенции о дорожном движении все записи в нем произведены или продублированы буквами латинского алфавита, а при отсутствии таковых - если оно имеет нотариально заверенный перевод на русский язык, требуемый в соответствии с подп. "a" п. 2 прежней редакции ст. 41 Конвенции. В противном случае действия водителя по управлению транспортным средством на основании украинского водительского удостоверения подлежат квалификации по ч. 1 комментируемой статьи.

Информация о действительности иностранных национальных водительских удостоверений на территории Российской Федерации доведена до сведения граждан в письме МВД России от 13 апреля 2015 г.

14. Современный период развития международного права обозначил необходимость признания на территории Российской Федерации иностранных национальных водительских удостоверений, выданных в иностранных государствах, не являющихся совместно с Российской Федерацией участниками Конвенции о дорожном движении или иных международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, на основе принципа взаимности ( п. 15 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Согласно ст. 1189 Гражданского кодекса РФ иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право. Исключением являются случаи, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное. При этом необходимым условием для применения принципа взаимности является предъявление иностранного национального водительского удостоверения вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Наличие такого перевода не требуется, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.

15. Международное водительское удостоверение, выданное иностранному гражданину или лицу без гражданства в иностранном государстве, являющемся совместно с Российской Федерацией участником Конвенции о дорожном движении, признается действительным для управления на территории Российской Федерации автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что оно:

- соответствует предписаниям приложения N 7 к указанной Конвенции;

- является действительным;

- предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением (п. 12 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

16. Национальные и международные водительские удостоверения, выданные в иностранном государстве, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат. Обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, выданные:

- до 28 марта 2011 г. в соответствии с требованиями прежней редакции ст. 41 Конвенции о дорожном движении и приложения N 6 к ней;

- после 28 марта 2011 г. в соответствии с новой редакцией приложения N 6 к Конвенции о дорожном движении.

Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

17. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, необходимо отграничивать от управления транспортным средством водителем, не имеющим водительского удостоверения при себе, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ. В связи с этим при рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 1 комментируемой статьи, судьям необходимо тщательно исследовать всю совокупность собранных по делу доказательств, имея в виду, что ни одно из них не может иметь заранее установленную силу.

Так, наличия в материалах дела справки ГИБДД, содержащей сведения о том, что на территории субъекта Российской Федерации, относящегося к месту совершения вменяемого лицу административного правонарушения, водительское удостоверение ему не выдавалось, еще недостаточно для вывода о том, что на момент совершения административного правонарушения право управления транспортными средствами у данного лица вообще отсутствовало, поскольку указанное лицо могло получить водительское удостоверение на территории другого субъекта Российской Федерации (см., например, Постановление Московского городского суда от 30 ноября 2012 г. по делу N 4а-2586).

Кроме того, необходимо особенно внимательно изучать протокол об административном правонарушении, обращая внимание на содержащиеся в нем объяснения лица, в отношении которого он составлен, по обстоятельствам противоправного деяния, а также на наличие или отсутствие в нем сведений о том, изымалось ли у названного лица водительское удостоверение и заявлял ли правонарушитель о его отсутствии сотруднику ГИБДД.

Приведенная позиция проводится и в практике Верховного Суда РФ по конкретным делам (см., например, Постановления Верховного Суда РФ от 11 января 2011 г. по делу N 4-АД10-10, от 4 октября 2010 г. по делу N 5-АД10-13).

Так, по одному из дел Верховный Суд РФ, признавая установленным факт наличия у М., привлеченного к административной ответственности, водительского удостоверения на право управления транспортными средствами, исходил из того, что при составлении протокола об административном правонарушении М. давал объяснения, при этом собственноручно указал, что забыл водительское удостоверение дома.

Наряду с этим Верховный Суд РФ учел, что согласно карточке нарушений ранее М. неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе по ст. 12.26 КоАП РФ, и ему назначалось административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Было учтено и то, что в судебное заседание по рассмотрению дела об административном правонарушении мировым судьей М., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, распорядившись, таким образом, по своему усмотрению предоставленным ему правом на судебную защиту 1 .

--------------------------------

1 См.: Постановление Верховного Суда РФ от 8 апреля 2011 г. по делу N 5-АД11-5.

18. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в управлении транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами.

Лицо считается лишенным права управления транспортными средствами со дня вступления в законную силу постановления о назначении ему данного наказания и до окончания срока его исполнения. По истечении указанного срока возврат водительского удостоверения осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ.

Учитывая, что Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ.

Например, если водитель, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий "B" (легковые автомобили) и "C" (грузовые автомобили), был лишен права управления транспортными средствами за совершение административного правонарушения в области дорожного движения, связанного с управлением легковым автомобилем, однако до окончания исполнения постановления о назначении данного наказания управляет грузовым автомобилем, его действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи.

19. В случае управления транспортным средством лицом, в отношении которого имеется не вступившее в законную силу или отмененное в установленном порядке постановление о лишении права управления транспортными средствами, действия указанного лица не могут быть квалифицированы по ч. 2 рассматриваемой статьи (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2009 г.).

20. При совершении водителем, лишенным права управления транспортными средствами, иных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующим статьям гл. 12 Кодекса. Однако в случаях, когда указанные лица управляли транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнили законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8 либо по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ и дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 12.7 Кодекса не требуют ( п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).

21. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ, которым в ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ была установлена уголовная ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в судебной практике возник вопрос о том, подлежат ли квалификации по ч. 2 комментируемой статьи действия водителя, который на момент совершения указанного преступления был лишен права управления транспортными средствами по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо по ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26 КоАП РФ за отказ от выполнения законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при наличии вынесенного в отношении его постановления о возбуждении уголовного дела по вышеназванной статье Уголовного кодекса РФ.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо установить, какие существенные признаки совершенного лицом противоправного деяния были учтены в целях его квалификации по статье Особенной части Уголовного кодекса РФ при вынесении постановления о возбуждении уголовного дела и совпадают ли какие-либо из них с признаками, положенными в основу квалификации действий лица при возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, квалификации по ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ подлежат действия как лица, лишенного на момент управления транспортным средством в состоянии опьянения права управления транспортными средствами на основании ч. 1 ст. 12.8, ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26 КоАП РФ, так и лица, в отношении которого постановление о назначении административного наказания в виде лишения специального права по ч. 1 ст. 12.8, ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26 КоАП РФ исполнено, но не истек один год со дня окончания исполнения этого постановления.

Следовательно, при квалификации по ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ и ч. 2 комментируемой статьи действий лица, управлявшего транспортным средством в состоянии опьянения, лишенного права управления транспортными средствами по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за совершение аналогичного деяния либо по ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26 КоАП РФ за отказ от выполнения законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, дважды учитываются одни и те же признаки объективной стороны составов указанных административного правонарушения и преступления.

Поэтому привлечение такого лица одновременно к административной ответственности по ч. 2 рассматриваемой статьи и к уголовной ответственности по ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ недопустимо. При наличии по факту данных противоправных действий постановления о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 комментируемой статьи, подлежит прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

22. В случае передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления транспортными средствами (кроме случаев обучения вождению в соответствии с разд. 21 Правил дорожного движения) либо лишенному такого права, водитель несет административную ответственность по ч. 3 рассматриваемой статьи, а лицо, управлявшее данным транспортным средством, - по ч. ч. 1 или 2 данной статьи соответственно.

Состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 анализируемой статьи, не будет, если на момент его совершения лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело права пользоваться и распоряжаться транспортным средством, переданным для управления иному лицу. Чаще всего подобные ситуации возникают в случае передачи управления транспортным средством лицу, которое владеет, пользуется или распоряжается им на законных основаниях, например на основании договора купли-продажи, дарения или аренды, заключенного с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В связи с этим при рассмотрении данной категории дел необходимо тщательно проверять доводы привлекаемого к административной ответственности лица об отсутствии у него права владения, пользования или распоряжения транспортным средством, переданным в управление третьему лицу, и о наличии у последнего такого права. При выяснении данного обстоятельства следует исходить не только из содержания соответствующего договора, представленного в материалы дела лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но и из его сопоставления с объяснениями указанного лица, полученными на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, обращая внимание на то, сообщало ли это лицо о заключении такого договора при составлении протокола об административном правонарушении.

23. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, не имеющее права управления транспортными средствами либо лишенное такого права. Административной ответственности по ч. 3 данной статьи подлежат только водители транспортных средств.

24. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены только умышленно.

25. При совершении административных правонарушений по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи транспортное средство может быть задержано и помещено на специализированную стоянку до устранения причины задержания ( ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

26. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

27. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 анализируемой статьи, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем ( ст. 23.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ч. 2 данной статьи рассматриваются судьями судов общей юрисдикции ( ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование ( абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) (о понятии административного расследования см. п. 13 комментария к ст. 12.1 КоАП РФ). На практике объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отсутствует. Поэтому все такие дела, отнесенные к исключительной компетенции судей, рассматриваются мировыми судьями.

Оснований для проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 анализируемой статьи, отнесенных к исключительной компетенции органов ГИБДД, также нет.

28. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 комментируемой статьи, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 данной статьи, не могут быть вынесены по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

29. Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

30. Место совершения комментируемых правонарушений определяется местом их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

31. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 анализируемой статьи, следует иметь в виду, что наличие в протоколе об административном правонарушении сведений о месте и времени обнаружения факта передачи права управления транспортным средством водителю, заведомо не имеющему права управления транспортными средствами или лишенному такого права, является достаточным для установления события административного правонарушения и виновности лица в его совершении. Выяснения вопроса о том, когда именно такая передача была осуществлена, в данном случае не требуется, поскольку существенного правового значения для правильного разрешения дела указанное обстоятельство не имеет.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ