СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.4 Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или


1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (о понятиях эксплуатации транспортного средства и безопасности дорожного движения см. комментарий к ст. 12.1 КоАП РФ).

2. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, охватывает несколько альтернативных действий, связанных с нарушением требований п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и п. п. 3.1, 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (см. приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), в случае установки на них:

- световых приборов с огнями красного цвета;

- световозвращающих приспособлений красного цвета;

- световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

При этом в первых двух случаях обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения является место расположения внешних световых приборов на транспортном средстве - в силу прямого указания Закона они должны быть установлены на его передней части. В последнем случае место расположения световых приборов правового значения для квалификации не имеет.

Решая вопрос о привлечении водителя к административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи за установку на транспортном средстве световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, следует иметь в виду, что в соответствии с грамматическими правилами русского языка употребление союза "и" между словами "цвет" и "режим" в диспозиции указанной нормы служит для выражения синтаксической равнозначности однородных членов предложения. Поэтому признаки объективной стороны состава данного правонарушения необходимо определять как альтернативные: административная ответственность наступает, с одной стороны, за установку световых приборов, цвет огней которых не отвечает требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а с другой - за установку световых приборов, режим работы которых не соответствует указанным требованиям 1 .

--------------------------------

1 Отметим, что в проекте Федерального закона N 266232-4, направленного на усиление административной ответственности в области дорожного движения, соединительный союз "и" между словами "цвет" и "режим" в диспозиции данной нормы предлагалось заменить разделительным союзом "или".

Таким образом, для квалификации действий лица по ч. 1 комментируемой статьи достаточно наличия хотя бы одного, а не всей совокупности перечисленных в ней условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Под внешними световыми приборами в диспозиции ч. 1 рассматриваемой статьи следует понимать устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации ( п. 6 разд. 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств").

Согласно п. 19 гл. II приложения N 5 к Конвенции о дорожном движении к внешним световым приборам относятся: фонари дальнего и ближнего света, противотуманные фонари, контурные габаритные фонари, фонари указателей поворота, световозвращатели, устройство освещения заднего номерного знака, стоп-сигналы, стояночный фонарь, аварийный сигнал, дневной ходовой фонарь, фонарь заднего хода, дополнительные фонари (прожекторы, фары-искатели и т.п.). Определения данных понятий приведены в названном пункте приложения N 5 к Конвенции о дорожном движении 1 .

--------------------------------

1 Описание внешних световых приборов см. в приложении N 7 к комментарию.

Количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства.

Под световозвращающими приспособлениями (световозвращателями) следует понимать устройства, предназначенные для отражения луча света в направлениях, близких к направлению его падения, с минимальным рассеиванием. Это могут быть светоотражающие ленты, болты крепления государственных регистрационных знаков, номерные рамки и т.п.

Формулировки понятий "цвет огней" и "режим работы" внешних световых приборов, с которыми законодатель связывает наличие в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, ни в нормативных правовых актах, ни в технической документации не раскрываются.

В доктринальном плане под цветом огней понимается цветовой тон, т.е. характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами "желтый", "красный", "белый" и т.п., а режим работы определяется как совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий 1 .

--------------------------------

1 Письмо Минпромторга России от 16 июня 2009 г. N 132/с "Об источниках света, используемых в фарах транспортных средств".

В соответствии с положениями гл. II приложения N 5 к Конвенции о дорожном движении, Правилами ЕЭК ООН N 65 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения специальных предупреждающих огней, устанавливаемых на механических транспортных средствах и их прицепах", п. 1.12 приложения N 3 (применительно к трех- и четырехколесным мототранспортным средствам) и п. 3 приложения N 8 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" огни, фары, указатели поворота, светоотражающие приспособления (световозвращатели) должны иметь следующие цвета: фары дальнего и ближнего света, фонарь заднего хода, передний стояночный огонь, фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака, передний габаритный огонь, дневной ходовой огонь, переднее светоотражающее устройство, угловой фонарь - белый; указатель поворота, аварийный сигнал, боковой стояночный огонь, боковое светоотражающее приспособление (световозвращатель) - автожелтый; сигнал торможения, задний габаритный огонь, заднее светоотражающее приспособление, задний стояночный огонь, задний контурный огонь, задний противотуманный фонарь - красный; передняя противотуманная фара - белый или желтый 1 .

--------------------------------

1 Требования, предъявляемые к наличию внешних световых приборов на транспортных средствах, подробнее см. в приложении N 7 к комментарию.

Требования к режиму работы внешних световых приборов содержатся в п. 42 гл. II приложения N 5 к Конвенции о дорожном движении и п. 3.3 приложения N 8 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", согласно которым никакие фонари, иные, чем фонари указателей поворота и специальные предупреждающие фонари, не должны быть мигающими или проблесковыми. Боковые фонари могут работать в мигающем режиме одновременно с фонарями указателей поворота. Специальные предупреждающие фонари должны быть мигающими или проблесковыми.

Требования к количеству и цвету излучения внешних световых приборов, применяемых на единичных транспортных средствах, выпускаемых в обращение, регламентируются п. 1.3.1 и таблицей 3.1 приложения N 4 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Виды дополнительных внешних световых приборов, которыми могут быть оборудованы находящиеся в эксплуатации транспортные средства, а также требования к их количеству, расположению, режиму работы и цвету огней определены в п. 3.2 и таблице 3.1 приложения N 8 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" 1 .

--------------------------------

1 Требования к дополнительным факультативным световым приборам см. в приложении N 8 к комментарию.

С приведенными положениями международных правовых актов корреспондируют нормы национального стандарта ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г. N 47-ст. В нем, в частности, определено, что габаритные фонари, фары дальнего, ближнего света, дневные ходовые огни, контурные габаритные огни, а также световозвращающие приспособления, установленные на передней части автотранспортного средства, должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН, предъявляемым к их наличию, и использоваться с огнями белого цвета; противотуманные фары - с огнями белого или желтого цвета; указатели поворота - с огнями желтого или оранжевого цвета (п. 4.3.2). Согласно п. п. 4.3.15 - 4.3.18 указанного ГОСТа все эти приборы должны работать в постоянном режиме. Исключение предусмотрено только в отношении указателей поворота, для которых определен проблесковый режим работы 1 .

--------------------------------

1 Требования ГОСТ Р 51709-2001 к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах, включая их количество и цвет излучения, в зависимости от категорий приведены в приложении N 7 к комментарию.

Противоправные действия, квалифицируемые по ч. 1 комментируемой статьи, могут выражаться, например, в установке на транспортном средстве фонаря освещения заднего государственного регистрационного знака, габаритных фонарей или иных световых приборов с огнями синего цвета. При этом для наличия состава административного правонарушения не имеет значения, соответствует ли режим работы данных приборов требованиям ГОСТ Р 51709-2001.

3. Особое внимание следует обратить на возможность применения ч. 1 комментируемой статьи в случае установки на транспортном средстве фар с газоразрядными источниками света, предназначенными для применения с галогеновыми (ксеноновыми) лампами, не соответствующими данному типу фар.

Указанными действиями нарушаются требования п. п. 3.1 и 3.4 Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию транспортных средств в случае установки на них спереди световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям конструкции транспортного средства, а также световых приборов, на которых используются лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Требования к режиму работы фар определены ГОСТ Р 51709-2001 ( п. п. 3.44 - 3.46а, 4.3.1), а также Правилами ЕЭК ООН N 98 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар механических транспортных средств с газоразрядными источниками света" и N 112 "Единообразные предписания, касающиеся автомобильных фар, испускающих асимметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания". В соответствии с названными актами каждая фара, установленная на транспортном средстве, должна иметь маркировку, указывающую на категорию источника света, с которым допускается ее эксплуатация. При этом замена категории используемого источника света запрещена.

В настоящее время на автотранспортных средствах устанавливаются фары следующих типов:

C - ближнего, R - дальнего, CR - двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН N 112, ГОСТ Р 41.112-2005);

HC - ближнего, HR - дальнего, HCR - двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН N 112, ГОСТ Р 41.112-2005);

DC - ближнего, DR - дальнего, DCR - двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН N 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Таким образом, согласно российским и международным стандартам газоразрядные источники света предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR. Использование их в иных типах фар, в том числе предназначенных для применения с лампами накаливания, свидетельствует о несоответствии технических характеристик фар светораспределению, установленному для данного типа фар, что, кроме того, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния отраженного излучения) и технических факторов (класс отражающей поверхности рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора светового пучка и омывателя фары).

В связи с этим заслуживает внимания разъяснение, содержащееся в письме МВД России от 25 февраля 2010 г. N 13/5-427 "О нарушениях правил установки внешних световых приборов", которым до сведения владельцев транспортных средств и организаций, осуществляющих эксплуатацию автотранспорта, доведена информация о том, что в случае выявления фактов установки на транспортном средстве подобных фар содеянное необходимо квалифицировать по ч. 1 комментируемой статьи как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Аналогичное разъяснение содержится в письме Департамента МВД России от 20 февраля 2010 г. "Об использовании "ксеноновых" фар".

Изложенный подход реализуется и в практике Верховного Суда РФ (см., например, Постановление от 15 декабря 2009 г. N 11-АФ09-1246).

4. Признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются альтернативными: административная ответственность наступает, во-первых, за нарушение п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и п. 7.8 Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, а во-вторых, за неправомерную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси.

Согласно ГОСТ Р 50574-2002 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15 декабря 2002 г. N 473-ст, специальный звуковой сигнал - это устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в (на) транспортное средство дополнительно по специальному разрешению (п. 3.11).

Специальный световой сигнал (проблесковый маячок) - устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно по специальному разрешению ( п. 3.12 указанного ГОСТа).

Специальные световые и звуковые сигналы могут использоваться на транспортных средствах как при наличии на их наружных поверхностях цветографических схем, так и без них.

Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета предназначен для обозначения транспортных средств, движение или присутствие которых на дорогах представляет опасность или создает помехи для других участников дорожного движения. Исчерпывающий перечень таких транспортных средств приведен в п. 16 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В нем также перечислены случаи, когда этот маячок должен быть включен. В основном такими сигналами оборудуются уборочные машины, бензовозы, машины инкассации, автомобили-эвакуаторы, транспортные средства, выполняющие работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, а также транспортные средства, осуществляющие сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, и организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования. Установка специальных звуковых сигналов на транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не предусмотрена. Основное назначение проблесковых маячков желтого или оранжевого цвета сигналов - обеспечить возможность для всех участников движения на достаточном расстоянии обнаружить транспортное средство, представляющее опасность для окружающих, и принять соответствующие меры.

Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб. Водители таких транспортных средств могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства ( п. 3.6 Правил дорожного движения).

В соответствии с п. п. 9, 10 Инструкции о выдаче разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утв. Приказом МВД России от 31 марта 2014 г. N 194, получение разрешений на установку на транспортные средства специальных световых сигналов бело-лунного цвета и звуковых сигналов к ним, а также специальных световых сигналов желтого (оранжевого) цвета не требуется. Следовательно, основания для привлечения водителей транспортных средств, оборудованных такими специальными сигналами, к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи отсутствуют.

Согласно п. 19 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета. Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем, определен Указом Президента РФ от 19 мая 2012 г. N 635.

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. N 548 "Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан" предусмотрен перечень оперативных служб, на транспортных средствах которых могут быть установлены устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на их наружных поверхностях цветографических схем, - пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийно-спасательные службы, военная автомобильная инспекция, следственные органы Следственного комитета РФ и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Требования к специальным световым (проблесковым маячкам синего цвета) и звуковым сигналам транспортных средств оперативных служб определены в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и ГОСТ Р 50574-2002, включенным в перечень национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение положений указанного Регламента. В части требований к проблесковым маячкам синего цвета и звуковым сигналам названный ГОСТ распространяется также на транспортные средства государственных органов, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться такие сигналы.

Проблесковые маячки транспортных средств оперативных служб всех видов должны быть синего цвета. В дополнение к синему проблесковому маячку на транспортных средствах Госавтоинспекции, Военной автоинспекции и Федеральной службы охраны РФ могут быть установлены проблесковые маячки красного цвета, наличие которых указывает на принадлежность этих транспортных средств к названным службам. Проблесковые маячки должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН N 65.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1041 "Об утверждении требований к транспортным средствам органов федеральной службы безопасности, используемым для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, и внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации" транспортные средства органов федеральной службы безопасности, используемые для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима государственной границы Российской Федерации, также оборудуются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем.

Выдача разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых (проблесковых маячков синего, синего и красного цветов) и звуковых сигналов осуществляется органами ГИБДД в соответствии с Приказом МВД России от 31 марта 2014 г. N 194.

Сведения об оборудовании транспортного средства проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами вносятся уполномоченным должностным лицом Госавтоинспекции в свидетельство о регистрации транспортного средства.

Решение о выдаче разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств, определенных Указом Президента РФ от 19 мая 2012 г. N 635, принимается начальником ГУОБДД МВД России или его заместителем на основании письменных обращений руководителей соответствующих государственных органов в ГУОБДД МВД России. Выдача разрешения при отсутствии на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем осуществляется должностным лицом Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения (ЦСН БДД) МВД России путем проставления в свидетельстве о регистрации транспортного средства отметки с указанием даты выдачи и срока действия разрешения (до одного календарного года). Указанные записи заверяются подписью начальника ЦСН БДД МВД России или его заместителя и печатью установленного образца.

В отношении транспортных средств, на наружную поверхность которых нанесены специальные цветографические схемы, решение о выдаче разрешений принимается начальниками подразделений Госавтоинспекции, осуществляющих регистрацию указанных транспортных средств, или лицами, их замещающими.

5. В соответствии с п. 16 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ и п. 5.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета. Аналогичная норма содержится в п. 115 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112. Незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси подлежит квалификации по ч. 2 комментируемой статьи.

Учитывая разрешительный характер деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществление которой требует получения специального разрешения, следует иметь в виду, что обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого правонарушения, свидетельствующим о незаконности установки на транспортном средстве опознавательного фонаря такси, является отсутствие у перевозчика разрешения на занятие таксомоторной деятельностью, выданного на указанный автомобиль. Вместе с тем данное обстоятельство хотя и является обязательным условием для привлечения виновного к административной ответственности по ч. 2 рассматриваемой статьи, однако при наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт осуществления им деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (предпринимательской деятельности), не исключает дополнительной квалификации его действий по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Более того, если водитель занимается таксомоторными перевозками от своего имени без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то его действия следует дополнительно квалифицировать по ч. 1 указанной статьи.

6. Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 143-ФЗ в ч. 2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного состава административного правонарушения выделена незаконная установка на транспортном средстве опознавательного знака "Инвалид". Данное нововведение обусловлено получившими широкое распространение на практике случаями незаконного использования этого знака в целях бесплатной постановки транспортного средства на стоянку в специально отведенных для инвалидов местах на платных парковках.

Под незаконной установкой опознавательного знака "Инвалид" в диспозиции ч. 2 анализируемой статьи следует понимать размещение на транспортном средстве указанного знака водителем, не являющимся инвалидом I или II группы либо лицом, перевозящим таких инвалидов или детей-инвалидов.

7. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, состоит в нарушении требований п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и п. 7.8 Перечня неисправностей и условий, запрещающих неправомерное нанесение на наружные поверхности транспортных средств специальных цветографических схем.

Согласно п. 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" цветографическая схема - это графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружную поверхность транспортного средства.

Действующее законодательство допускает использование цветографических схем только на транспортных средствах оперативных служб и легковых такси.

Перечень оперативных служб, транспортные средства которых должны иметь нанесенные на наружную поверхность цветографические схемы, установлен Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. N 548. Сходные положения содержатся в п. 2.4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Данным Регламентом также определены требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб. Они должны состоять из следующих элементов: основного цвета наружных поверхностей транспортного средства, декоративных полос, информационных надписей, опознавательных знаков. На правую и левую стороны транспортных средств наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы.

Цвета и размеры элементов, применяемые в цветографических схемах автомобилей оперативных служб, и содержание информационных надписей предусмотрены ГОСТ Р 50574-2002.

Порядок нанесения цветографических схем оперативных служб на транспортные средства Вооруженных Сил РФ регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 3 августа 2005 г. N 300 "О порядке применения на транспортных средствах Вооруженных Сил Российской Федерации цветографических схем оперативных служб, опознавательных знаков, надписей и обозначений".

Требования к цветографическим схемам легкового такси определены в п. 16 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ и п. 5.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения - это композиция из квадратов контрастного цвета, расположенных на боковых поверхностях кузова в шахматном порядке. Неправомерное нанесение такой схемы на транспортное средство в отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выданного на указанный автомобиль, квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение не исключает возможности дополнительной квалификации действий лица, незаконно занимающегося таксомоторной деятельностью, по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а в случае, если водитель незаконно оказывает услуги легкового такси от своего имени без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, - и по ч. 1 данной статьи.

Состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 рассматриваемой статьи, не будет в случае нанесения на внешнюю поверхность автомобиля декоративных наклеек с графическим изображением, имитирующим цветографическую схему легкового такси, расположенных не на боковых поверхностях кузова, как это указано в п. 5.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а на его иных поверхностях, либо на зеркалах и (или) крыше автомашины, либо на всей его внешней поверхности.

Например, подобный тюнинг часто используется на автомашинах марки Mini Cooper; он является допустимым и не может служить основанием для привлечения водителя и (или) владельца такой автомашины к административной ответственности по ч. 3 комментируемой статьи (см., например, Постановление Московского городского суда от 26 февраля 2013 г. N 4а-3319/12).

8. В случае, когда транспортное средство, на котором незаконно установлено устройство для подачи специальных световых или звуковых сигналов, либо незаконно нанесена цветографическая схема автомобилей оперативных служб или легкового такси, либо незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, находилось в движении, содеянное необходимо квалифицировать по ст. 12.5 КоАП РФ.

9. Субъекты административных правонарушений - граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.

10. С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

11. До 15 ноября 2014 г. при совершении административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, допускалось применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде запрета эксплуатации транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежали снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). В настоящее время такая возможность утрачена, поскольку Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении была исключена из КоАП РФ.

12. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 комментируемой статьи, приборы и устройства, явившиеся орудием совершения административного правонарушения, могут быть изъяты на основании ст. 27.10 КоАП РФ, а в случае невозможности их изъятия - арестованы в соответствии со ст. 27.14 Кодекса.

13. Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

14. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 анализируемой статьи (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), рассматриваются начальником государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а по ч. 3 - также должностными лицами военной автомобильной инспекции ( ст. 23.77 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 2, 3 комментируемой статьи (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) рассматриваются судьями судов общей юрисдикции ( ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование ( абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) (о понятии административного расследования см. п. 13 комментария к ст. 12.1 КоАП РФ). На практике объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отсутствует. Поэтому все такие дела рассматриваются мировыми судьями.

15. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 3 комментируемой статьи (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), не могут быть вынесены по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 комментируемой статьи (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

16. Днем совершения административного правонарушения следует считать день его обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

17. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, следует иметь в виду, что наличие в протоколе об административном правонарушении сведений о месте и времени обнаружения факта совершения противоправного деяния является достаточным для установления события административного правонарушения и доказывания виновности лица в его совершении. Выяснения вопроса о том, когда именно была осуществлена незаконная установка на транспортном средстве соответствующего устройства или когда на него была незаконно нанесена цветографическая схема, в данном случае не требуется, поскольку существенного правового значения для правильного разрешения таких дел указанное обстоятельство не имеет.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ