СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.3 Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами


1. Целью комментируемой статьи является защита прав и законных интересов собственников транспортных средств и иных лиц, владеющих ими на законных основаниях, в том числе права указанных лиц на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.

2. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении требования п. 2.1.1 Правил дорожного движения, согласно которому водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории, регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп. Основанием привлечения к административной ответственности по ч. 1 рассматриваемой статьи является также отсутствие у водителя при себе документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.

На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений, соответствующих требованиям международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 41 и 43 Конвенции о дорожном движении, применяемой с учетом изменений, внесенных в нее поправками от 28 сентября 2004 г., вступившими в силу 28 марта 2006 г., к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, относятся:

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные после 28 марта 2011 г. в соответствии с новой редакцией приложения N 6 к Конвенции;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 г. (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения N 6 к Конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего СССР с 1 января 1992 г.;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 г. (включительно) в соответствии с подп. "a" п. 2 ст. 41 Конвенции в прежней редакции, а именно составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией ст. 41 Конвенции о дорожном движении и прежней редакцией приложения N 6 к ней вышеупомянутые иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, в силу п. 15 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" иностранное национальное водительское удостоверение, выданное государством, не являющимся договаривающейся стороной Конвенции, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности, при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита. Положения приведенной нормы не распространяются на национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании международного водительского удостоверения, соответствующего предписаниям приложения N 7 к Конвенции о дорожном движении, при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.

Порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения определен Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

Согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" временное разрешение на право управления транспортными средствами выдается в случаях, предусмотренных данным Законом и КоАП РФ. Ранее основания выдачи временного разрешения предусматривались ч. 3 ст. 27.10 КоАП РФ, которая устанавливала, что при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортными средствами, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца. Однако с 1 сентября 2013 г. указанное положение утратило силу (см. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ).

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" также не содержит норм, предусматривающих основания выдачи временного разрешения на право управления транспортными средствами. Нет таких норм и в новых Правилах проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений 1 .

--------------------------------

1 В действовавших ранее (до 5 ноября 2014 г.) Правилах проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396, выдача временных разрешений на право управления транспортными средствами допускалась в случае проведения проверок при замене водительского удостоверения вследствие его утраты или похищения (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и др.).

Регистрационным документом на транспортное средство, который водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, является свидетельство о регистрации транспортного средства, которое подтверждает государственную регистрацию транспортного средства в органах ГИБДД и присвоение ему государственного регистрационного знака. Образец свидетельства о регистрации транспортного средства приведен в приложении N 3 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001. В нем указываются: лицо, являющееся собственником транспортного средства, его место жительства (место нахождения); буквенно-цифровое обозначение государственного регистрационного знака, присваиваемого регистрирующим органом; год выпуска транспортного средства; марка и модель транспортного средства; идентификационный номер (VIN) или номер шасси (кузова, рамы), присвоенные организацией - изготовителем транспортных средств; цвет; мощность двигателя в лошадиных силах и киловаттах. В свидетельство о регистрации вносится также номер паспорта транспортного средства, выданного предприятием-изготовителем, который владелец получает при приобретении транспортного средства и предъявляет его при регистрации в органах ГИБДД. В отличие от свидетельства о регистрации паспорт транспортного средства водители иметь при себе не обязаны.

Согласно действующей редакции п. 2.1.1 Правил дорожного движения водитель транспортного средства, участвующий в дорожном движении, не обязан иметь при себе и предъявлять сотрудникам ГИБДД для проверки документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца. Таким образом, в случае управления автомобилем по доверенности, выданной собственником транспортного средства, сотрудник ГИБДД не вправе потребовать данный документ у водителя, а водитель не обязан предъявлять его сотруднику ГИБДД. С приведенными положениями Правил дорожного движения корреспондирует норма ч. 1 комментируемой статьи, которая в отличие от ее прежней редакции, действовавшей до 1 марта 2013 г., не предусматривает административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе соответствующих документов 1 .

--------------------------------

1 Сказанное не означает, что если водитель управляет транспортным средством, переданным ему во временное пользование, то оформлять доверенность вообще не требуется. Сама доверенность по-прежнему остается и в некоторых случаях необходима. Например, оформить страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства вправе владелец автотранспортного средства, которым может быть не только его собственник, но и другое лицо, владеющее им на любом законном основании. Одно из таких законных оснований - наличие доверенности на право управления транспортным средством, выданной его собственником (абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Зарегистрировать автомобиль в органе ГИБДД или изменить его регистрационные данные также вправе не только собственник, но и иной владелец транспортного средства. Причем последний может подтвердить свои законные права на транспортное средство доверенностью на право управления им.

3. Отдельный состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 анализируемой статьи, образует управление транспортным средством, временно ввезенным на территорию Российской Федерации, при отсутствии у водителя при себе документов с отметками таможенных органов, подтверждающих данное обстоятельство. Административная ответственность за данное правонарушение введена Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 143-ФЗ.

Согласно ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) временный ввоз (допуск) - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта (ст. 279 ТК ТС).

Порядок и особенности перемещения, декларирования и совершения таможенных операций в отношении транспортных средств, временно ввозимых на территорию Таможенного союза, изложены в гл. 49 ТК ТС и в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).

В соответствии с ч. 2 ст. 358 ТК ТС и приложением N 3 к Соглашению иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Временный ввоз транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства, осуществляемый физическими лицами государств - членов Таможенного союза, на срок не более шести месяцев допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов ( п. 23 приложения N 3 к Соглашению).

В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Статьей 5 указанного Закона установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Временно ввозимые транспортные средства должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.

В случае невывоза временно ввезенных транспортных средств по истечении предельного срока их временного ввоза (один год) производится закрытие временного ввоза транспортного средства с взиманием таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно ст. 355 ТК ТС и подп. 4 п. 2 ст. 8 Соглашения временно ввозимые транспортные средства, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию, подлежат обязательному таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

Форма пассажирской таможенной декларации, Порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287. Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра, который в отношении транспортных средств не заполняется. Декларация должна содержать:

- сведения о декларанте, таможенном представителе, наличии и количестве совместно следующих с декларантом лиц, не достигших 16-летнего возраста;

- сведения о транспортных средствах для личного пользования - цель ввоза и (или) нахождения либо вывоза, регистрационный номер или информацию о снятии с регистрационного учета, вид, марку, момент выпуска, номер кузова или идентификационный номер, объем двигателя, номер шасси, таможенную стоимость;

- дату составления декларации.

Декларирование транспортных средств, временно ввозимых на территорию Таможенного союза, производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Порядок совершения таможенных операций в отношении временно ввозимых товаров, в том числе транспортных средств, определен решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 311, утвердившим Инструкцию о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем. В данной Инструкции установлено, что основанием для выпуска временно ввозимых товаров является регистрация пассажирской таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. С момента такой регистрации декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

При соблюдении декларантом порядка и условий, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, должностным лицом таможенного органа осуществляется выпуск товаров. Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров предусмотрены ст. 195 ТК ТС.

Выпуск товаров оформляется путем проставления в графе "М.П." раздела "Для служебных отметок" всех экземпляров декларации, а также на всех листах описи товаров оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, осуществившего такой выпуск.

При выпуске временно ввозимых автомототранспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, с освобождением от уплаты таможенных платежей, в основном и дополнительных листах основного формуляра декларации должностным лицом таможенного органа в графу "Для служебных отметок" вносится запись: "Срок временного ввоза до _____" с указанием даты (день, месяц и год) включительно, до истечения которой декларант обязан обратиться в таможенный орган за продлением срока временного ввоза, вывезти автомототранспортные средства с таможенной территории либо совершить иные действия, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза. Первоначальный срок временного ввоза, устанавливаемый таможенным органом, составляет три месяца.

Один экземпляр основного формуляра декларации с отметкой о выпуске транспортного средства выдается декларанту, другой остается в деле таможенного органа.

Отказ в выпуске товаров оформляется путем внесения в раздел "Для служебных отметок" основного формуляра декларации записи: "Отказано в выпуске в связи с ______" с указанием мотивированной причины и даты отказа. Запись заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа. Экземпляр декларации с отказом в выпуске либо копия такой декларации, заверенная оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа, выдается декларанту.

При перемещении одним и тем же физическим лицом (владельцем) одного транспортного средства через места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории, расположенные в регионе деятельности одной таможни, не реже одного раза в 30 календарных дней в качестве декларации используется учетная карточка автомототранспортного средства для личного пользования (далее - УКТС), которая оформляется должностным лицом таможенного органа при совершении таможенных операций по выпуску временно ввозимого транспортного средства.

Порядок оформления и использования УКТС при неоднократном перемещении транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза регулируется Приказом ФТС России от 27 декабря 2011 г. N 2621. Бланк УКТС приведен в приложении N 1 к названному Приказу.

В УКТС указываются, в частности, дата въезда на территорию Таможенного союза, дата, до истечения которой владелец (декларант) обязан обратиться в таможенный орган за продлением срока временного ввоза либо вывезти транспортное средство с таможенной территории Таможенного союза или совершить иные действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза. Оформленная должностным лицом УКТС заверяется оттиском его личной номерной печати, регистрируется и передается владельцу (декларанту) транспортного средства. При этом в пассажирскую таможенную декларацию вносится запись о выдаче УКТС, заверенная оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа. В этом случае два экземпляра декларации передаются в дело таможенного органа.

При последующих перемещениях транспортного средства в течение 10 календарных дней с момента предыдущего перемещения через таможенную границу Таможенного союза до заполнения всех реквизитов УКТС о въезде и выезде транспортного средства или совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, его таможенное декларирование производится с применением УКТС.

Для продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования декларант до истечения срока временного ввоза обязан обратиться в таможенный орган с заявлением о необходимости продления указанного срока и представить должностному лицу таможенного органа декларацию или УКТС, оформленные таможенным органом при временном ввозе такой категории товаров.

Продление срока временного ввоза отражается в разделе "Для служебных отметок" представленной декларантом декларации или УКТС и в заявлении путем внесения должностным лицом таможенного органа записи: "Срок продлен до ____" с указанием даты (день, месяц и год включительно), до истечения которой декларант обязан обратиться в таможенный орган для повторного продления срока временного ввоза в пределах максимально установленного (один год) либо для таможенного декларирования таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные международными договорами и актами, составляющими право Союза. Запись заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа, осуществившего такое продление.

Оригинал декларации (иного документа) с отметками о продлении срока временного ввоза возвращается декларанту.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, водитель, управляющий транспортным средством, ввезенным в Российскую Федерацию на срок не более шести месяцев, должен иметь при себе пассажирскую таможенную декларацию или УКТС с отметками таможенного органа об окончании срока временного ввоза данного транспортного средства на территорию Таможенного союза или о продлении этого срока, заверенными личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. При отсутствии у водителя при себе указанных документов его действия подлежат квалификации по ч. 1 комментируемой статьи.

Управление транспортным средством, ввезенным в Российскую Федерацию на срок более шести месяцев, возможно только при условии его государственной регистрации в органах ГИБДД. В случае управления таким транспортным средством с иностранными государственными регистрационными знаками содеянное следует квалифицировать по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ как управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

4. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, необходимо отличать от управления транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, квалифицируемого по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, и от управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, наказуемого по ч. 1 ст. 12.1 Кодекса. Отличие состоит в том, что обязательным условием привлечения к административной ответственности по рассматриваемой норме является отсутствие у водителя перечисленных в ней документов именно на момент проверки, а не вообще.

5. По ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства (ОСАГО), предусмотренного Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (см. также Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263, которым утверждена форма страхового полиса ОСАГО).

Административная ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения наступает независимо от того, управляет водитель транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании, например в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).

В тех случаях, когда владелец транспортного средства не выполнил обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, действия водителя по управлению данным транспортным средством следует квалифицировать по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.

6. Действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него путевого листа или товарно-транспортных документов в случаях, когда их наличие прямо предусмотрено действующим законодательством, также охватываются составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи. Так, в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлена обязанность водителя при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями иметь при себе путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152.

В силу ст. 8 названного Устава заключение договора перевозки груза должно быть подтверждено специальным перевозочным документом - транспортной накладной, составленной грузоотправителем. Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272.

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе товарно-транспортных документов, следует иметь в виду, что положения ч. 2 комментируемой статьи распространяются только на городские, пригородные и междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом, порядок осуществления которых регулируется приведенными выше нормами российского законодательства, и не касаются перевозок грузов в международном сообщении автомобильным транспортом, принадлежащим как российским, так и иностранным перевозчикам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" международная автомобильная перевозка - это перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно, либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.

Перечень товарно-транспортных и иных документов, требуемых для осуществления международных автомобильных перевозок, которые должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться по требованиям контролирующих органов, определяется международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения. Среди них можно назвать Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в г. Женеве 19 мая 1956 г.), а также Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (заключена в г. Женеве 14 ноября 1975 г.). В случае управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе разрешения на перевозку и иных документов, требуемых в соответствии с указанными Конвенциями, при осуществлении международной перевозки груза по территории Российской Федерации, его действия подлежат квалификации по специальной норме ст. 11.27 КоАП РФ.

7. Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию (ст. 12). Ранее действовавшее Положение о лицензировании данного вида деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 N 637, предусматривало выдачу выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), на каждое транспортное средство, используемое в перевозках. Новым Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280, выдача лицензионных карточек на автотранспортные средства не предусмотрена. Таким образом, в настоящее время лицензионные карточки не относятся к числу документов, которые должны быть в наличии у водителей транспортных средств. В связи с этим Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ из диспозиции ч. 2 комментируемой статьи было исключено положение, предусматривающее административную ответственность за управление транспортным средством без лицензионной карточки. Тем самым была официально отменена фактически не действовавшая норма.

8. Согласно п. п. 1, 2, 3, 7 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление такой деятельности. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством.

Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника ГИБДД.

Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг такси, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление такой деятельности, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 комментируемой статьи.

При применении положений названной части необходимо особенно внимательно рассматривать ситуации, когда лицо занимается перевозкой пассажиров и багажа легковым такси, но соответствующего разрешения на осуществление этого вида деятельности им получено не было. Согласно разъяснению, содержащемуся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2013 г., в данном случае при наличии доказательств, подтверждающих факт занятия упомянутым лицом деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли (предпринимательской деятельностью), его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, тогда как по ч. 2.1 комментируемой статьи квалифицируются только такие действия водителя, который управляет легковым такси в отсутствие у него при себе ранее полученного разрешения, выданного на указанный автомобиль.

Квалификация по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ производится и в том случае, когда водителем легкового такси является индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию таксомоторных услуг от своего имени в соответствии с договором аренды транспортного средства, на основании специального разрешения на занятие такой деятельностью, выданного на имя собственника или иного законного владельца арендованного им автомобиля. Такой вывод следует из содержания ст. 31 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", согласно которой индивидуальный предприниматель, управляющий легковым такси, выступает в качестве фрахтовщика 1 , с которым пассажир (фрахтователь) заключает публичный договор фрахтования в устной форме. Учитывая, что права и обязанности по указанному договору возникают непосредственно у фрахтовщика, т.е. у индивидуального предпринимателя, управляющего такси, то именно он, а не собственник автомашины будет считаться лицом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Следовательно, именно индивидуальный предприниматель должен получить разрешение на занятие такой деятельностью, если он будет перевозить пассажиров на этом автомобиле.

--------------------------------

1 Фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (п. 22 ст. 2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").

Таким образом, квалификация административного правонарушения по ч. 2.1 комментируемой статьи исключает возможность одновременной квалификации содеянного по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку это разные деяния с взаимоисключающими признаками объективной стороны и с разным субъектным составом.

Выбор нормы, подлежащей применению, будет зависеть от того, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие наличие у владельца транспортного средства, используемого для оказания услуг легкового такси, разрешения на занятие этим видом деятельности, выданного уполномоченным органом исполнительной власти. Данное обстоятельство может быть подтверждено, например, справкой органа ГИБДД или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который выдает разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и ведет их реестр. Например, в г. Москве это Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

При отсутствии в материалах дела таких сведений, равно как и при наличии доказательств того, что водитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 комментируемой статьи, занимается деятельностью по перевозке пассажиров легковым транспортным средством без получения соответствующего разрешения (в частности, при наличии в деле признательных объяснений самого водителя и (или) соответствующей информации, полученной от компетентного органа), основания для квалификации его действий по указанной норме отсутствуют.

9. Значительные трудности на практике, связанные с привлечением к административной ответственности по ч. 2.1 анализируемой статьи, вызывает вопрос о том, образует ли состав административного правонарушения перевозка пассажиров и багажа легковым такси, в салоне которого отсутствует оригинал разрешения на занятие такой деятельностью при наличии его копии.

Отвечая на поставленный вопрос, необходимо исходить из положений ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1185-ст, в соответствии с которым копия документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа; заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (подп. 3.1 п. 3).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что копия разрешения на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси может считаться надлежащим документом, при наличии которого в салоне легкового такси водитель не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи, при условии, что данная копия надлежащим образом заверена.

Согласно ч. 1 ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, надлежащим образом заверенной копией документа является нотариально заверенная копия.

Иной порядок заверения копий документов установлен в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утв. Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст. Им, в частности, предусмотрено, что при заверении копии документа ниже реквизита "Подпись" проставляется заверительная надпись "Верно", должность лица, заверившего копию, его личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), дата заверения. Копия документа заверяется печатью, определяемой по усмотрению организации ( п. 3.26 названного ГОСТа). Вместе с тем приведенные положения ГОСТ Р 6.30-2003 носят рекомендательный характер и распространяются лишь на организационно-распорядительные документы, включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации" (класс 0200000), утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299, к числу которых разрешение на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси не относится. Поэтому для целей применения ч. 2.1 комментируемой статьи копия такого разрешения, заверенная в соответствии с указанным ГОСТом, не может считаться надлежащим образом заверенной.

Следовательно, если организация оказывает услуги такси на основании разрешений, выданных на каждый из принадлежащих ей автомобилей, то наличие в салоне такого автомобиля светокопии соответствующего разрешения является правомерным лишь в том случае, если она нотариально заверена.

При наличии в салоне легкового такси незаверенной копии разрешения либо копии разрешения, заверенной организацией-перевозчиком в порядке, определенном ГОСТ Р 6.30-2003, водитель такси может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи.

10. Сфера применения ч. 2.1 комментируемой статьи не касается случаев управления легковым такси водителем с нарушением установленных Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ условий выданного на данный автомобиль разрешения, ограничивающих срок и территорию его действия. Так, если в нарушение требований п. 1.4 ст. 9 указанного Закона водитель оказывает услуги легкового такси на территории одного субъекта Российской Федерации на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти иного субъекта Российской Федерации, его действия надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, так как фактически он занимается предпринимательской деятельностью с нарушением условий, предусмотренных разрешением. При этом сам перевозчик, от имени и в интересах которого действует водитель легкового транспортного средства, состоящий с ним в трудовых или гражданско-правовых отношениях, также может быть привлечен к административной ответственности за данное правонарушение 1 .

--------------------------------

1 Пунктом 1.4 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ установлено два исключения из этого правила, при которых водитель, получивший разрешение на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси в одном субъекте Российской Федерации, вправе оказывать услуги такси на территории других субъектов Российской Федерации. Во-первых, такое возможно в случае, когда пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. Во-вторых, на основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 рассматриваемой статьи, не может быть вменен и в том случае, когда водитель, управляющий легковым такси, имеет при себе разрешение, срок действия которого истек. Содеянное надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности без разрешения, если такое разрешение обязательно, так как в соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное).

11. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, образует передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения либо временного разрешения.

12. Субъектом административных правонарушений являются водители транспортных средств.

13. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

14. При совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, транспортное средство может быть задержано и помещено на специализированную стоянку до устранения причины задержания (ст. 27.13 КоАП РФ).

15. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

16. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 3 комментируемой статьи, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции, участковыми уполномоченными полиции ( ст. 23.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 2, 3 комментируемой статьи в отношении должностных лиц воинской части, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, рассматриваются должностными лицами военной автомобильной инспекции ( ст. 23.77 КоАП РФ).

Дела по ч. 2.1 комментируемой статьи рассматриваются судьями судов общей юрисдикции ( ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями. Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование ( абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) (о понятии административного расследования см. п. 13 комментария к ст. 12.1 КоАП РФ). На практике объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2.1 комментируемой статьи, отсутствует. Поэтому все такие дела рассматриваются мировыми судьями.

Оснований для проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, отнесенных к исключительной компетенции органов ГИБДД, также нет.

17. Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 3 комментируемой статьи, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 данной статьи, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

18. Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

19. Местом совершения административных правонарушений является место их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

20. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что наличие в протоколе об административном правонарушении сведений о месте и времени обнаружения факта передачи права управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, является достаточным для установления события административного правонарушения и виновности лица в его совершении. Выяснения вопроса о том, когда именно такая передача была осуществлена, в данном случае не требуется, поскольку существенного правового значения для правильного разрешения дела указанное обстоятельство не имеет.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ