СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 12.1 Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством


1. Комментируемая статья состоит из двух частей, содержащих самостоятельные составы административных правонарушений, имеющих единый основной объект - безопасность эксплуатации транспортных средств. Под эксплуатацией транспорта понимается использование транспортного средства по прямому назначению как в процессе движения, так и вне его.

В качестве дополнительного объекта правонарушений выступает безопасность дорожного движения - состояние защищенности процесса движения транспортных средств и участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

2. Предметом административных правонарушений являются все виды механических транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в органах Госавтоинспекции.

Механические транспортные средства - это безрельсовые самоходные устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, имеющие двигатель внутреннего сгорания или иной двигатель, а также прицепы (полуприцеп).

К ним относятся указанные в примечании к комментируемой статье:

- автомототранспортные средства, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания, объем которого составляет более 50 куб. см, с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к ним;

- электрические транспортные средства или электромобили, приводимые в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии мощностью более 4 кВт, максимальная конструктивная скорость которых составляет более 50 км/ч.

Однако это могут быть и не указанные в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в органах ГИБДД, оснащенные гибридными силовыми установками, на которых совместно с двигателем внутреннего сгорания объемом более 50 куб. см применяется электродвигатель.

К механическим транспортным средствам не относятся мопеды, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель максимальной мощностью менее 4 кВт, а также велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

В соответствии с подп. "m" п. 1 ст. 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г., ратифицирована Российской Федерацией 7 июня 1974 г.) велосипед с подвесным двигателем означает любое двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 куб. см, и максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч (30 миль/ч).

Транспортные средства, не оборудованные двигателем (велосипеды, транспорт гужевого типа), предметом комментируемых правонарушений являться также не могут.

Действующая с 3 ноября 2013 г. редакция ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусматривает дифференциацию всех транспортных средств, составляющих предмет административных правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, на категории "A", "B", "C", "D", "BE", "CE", "DE" и входящие в них подкатегории "A1", "B1", "C1", "D1", "C1E", "D1E" 1 :

--------------------------------

1 Категории водительских удостоверений представлены в приложении N 5 к комментарию.

1) категория "A" - мотоциклы. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения мотоцикл - это двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт;

2) категория "B" (легковые автомобили):

- автомобили (за исключением транспортных средств категории "A", разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми);

- автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

- автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг.

Определения понятий разрешенной максимальной массы и прицепа см. в п. 1.2 Правил дорожного движения. Определение понятия массы без нагрузки дано в ст. 1 Конвенции о дорожном движении;

3) категория "C" (грузовые автомобили):

- автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

- автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

3) категория "D" (автобусы):

- автомобили категории "D", предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

- автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

5) категория "BE" (автомобили с прицепом):

- автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки;

- автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг;

6) категория "CE" (автомобили с прицепом) - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

7) категория "DE" (автомобили с прицепом) - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы.

К подкатегориям транспортных средств относятся:

1) подкатегория "A1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт;

2) подкатегория "B1" - трициклы и квадрициклы.

Согласно п. п. 2.5, 2.7 ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение" трицикл - это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч; квадрицикл - это четырехколесное транспортное средство, иное, чем легкий квадрицикл, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;

3) подкатегория "C1":

- автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг;

- автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

4) подкатегория "D1":

- автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

- автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

5) подкатегория "C1E" - автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг;

6) подкатегория "D1E" - автомобили подкатегории "D", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг.

К транспортным средствам категорий "B", "C" и подкатегории "C1" приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к категории "N" и входящим в нее подкатегориям "N1", "N2", "N3".

Определение понятия самоходного шасси дано в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877: это шасси транспортного средства категории "N", оснащенное кабиной и двигателем, которое может с ограничениями временно участвовать в дорожном движении.

Классификация транспортных средств по категориям приведена в приложении N 1 к вышеупомянутому Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" 1 .

--------------------------------

1 Категории транспортных средств см. в приложении N 3 к комментарию.

Под действие комментируемой статьи не подпадают три категории транспортных средств, указанные в ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения":

1) категория "Tm" - трамваи;

2) категория "Tb" - троллейбусы;

3) категория "M" - мопеды и легкие квадрициклы.

Мопед - это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики ( п. 1.2 Правил дорожного движения).

В соответствии с приложением N 1 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", ГОСТ Р 52051-2003 и ГОСТ Р 51815-2001 "Государственный стандарт РФ. Квадрициклы. Технические требования":

двухколесный мопед - это двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;

- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

трехколесный мопед - это трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;

- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт;

легкий квадрицикл - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см;

- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;

- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

К категории "M" относятся и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками, для управления которыми необходима проверка знаний Правил дорожного движения, подтвержденная водительским удостоверением категории "М" или любой иной категории либо подкатегории из числа указанных в Законе. Например, это могут быть велосипеды с подвесным двигателем, мокики 1 , скутеры класса "A" (мотороллеры) 2 .

--------------------------------

1 Мокик - это мопед с коробкой передач и без велосипедного привода, у которого запуск двигателя производится кик-стартером или электростартером, а переключение передач осуществляется ножным рычагом слева или левой ручкой на руле.

2 Скутер - разновидность легкого мотоцикла, двигатель которого расположен сзади. Скутеры класса "A" имеют объем двигателя менее 50 куб. см и скорость менее 50 км/ч, а потому приравниваются к мопедам. Также выпускаются макси-скутеры или "гиперскутеры", объем двигателя которых составляет более 50 куб. см, а скорость может достигать 80 - 90 км/ч и выше.

Наряду с транспортными средствами категорий "Tm", "Tb" и "M" нормы комментируемой статьи не распространяются на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины. Согласно п. 2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796, и п. 3 Инструкции о порядке применения данных Правил, утв. Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807, под самоходными машинами понимаются тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796 предусмотрена дифференциация самоходных машин, на управление которыми предоставляется специальное право, на следующие категории:

1) категория "A" - автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее:

I - внедорожные мототранспортные средства (мотовездеходы). В соответствии с ГОСТ Р 52008-2003 "Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные" мотовездеход - это мототранспортное внедорожное четырехколесное транспортное средство с шинами, внутреннее давление которых не более 6,9 кПа, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенное для передвижения одного человека (водителя) вне дорог общего пользования. Мотовездеходы делятся на четыре категории:

а) категория "У" - мотовездеходы универсальные, предназначенные для общего применения;

б) категория "С" - мотовездеходы, предназначенные для соревнований;

в) категория "Х" - мотовездеходы, предназначенные для хозяйственного использования;

г) категория "Д" - мотовездеходы с максимальным рабочим объемом двигателя 90 куб. см, предназначенные для нехозяйственного использования детьми и подростками под контролем взрослых. Категория "Д" включает: мотовездеходы подкатегории "Д-6", предназначенные для использования детьми в возрасте не младше 6 лет, и мотовездеходы подкатегории "Д-12", предназначенные для использования подростками в возрасте не младше 12 лет.

К самоходным машинам категории "AI" относятся мотовездеходы трех категорий: "У", "С" и "Х". В их числе можно назвать квадроциклы, мотосани, мотонарты, снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы и т.п.;

I - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (вездеходы специального назначения, вездеходы и т.п.);

II - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (за исключением относящихся к категории "AIV") (карьерные самосвалы и т.п.);

III - внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (вахтовые автобусы, используемые для перевозки пассажиров в суровых климатических условиях, перронные автобусы, используемые для перевозки пассажиров в аэропортах, и т.п.);

2) категория "B" - гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт (мини-экскаваторы, коммунально-уборочные машины и т.п.);

3) категория "C" - колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт (тракторы, экскаваторы-погрузчики и т.п.);

4) категория "Д" - колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт (тракторы, краны пневмоколесные и т.п.);

5) категория "E" - гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт (бульдозеры, экскаваторы и т.п.);

6) категория "F" - самоходные сельскохозяйственные машины (сельскохозяйственная техника).

В отличие от автомототранспортных средств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, владельцы которых обязаны зарегистрировать их в органах ГИБДД, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежат регистрации в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием данных транспортных средств (органы гостехнадзора). Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Приказом Минсельхозпрода России от 16 января 1995 г. N 785. Органы гостехнадзора также осуществляют допуск к управлению самоходными машинами и производят выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), подтверждающих допуск к управлению самоходными машинами соответствующих категорий.

Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники (ПСТ). Порядок выдачи таких паспортов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации".

3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в невыполнении водителем транспортного средства требований п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", и п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", согласно которым собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.), обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД:

- в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ";

- в течение 10 суток после:

- приобретения транспортных средств;

- выпуска транспортных средств в свободное обращение в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- замены номерных агрегатов;

- возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

О порядке и сроках временного ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации подробно см. комментарий к ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ.

Не подлежат государственной регистрации в органах Госавтоинспекции:

- автомототранспортные средства, участвующие в международном движении (п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения");

- автомототранспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации на срок менее шести месяцев (указанный пункт);

- автомототранспортные средства, имеющие объем двигателя внутреннего сгорания 50 куб. см и менее либо максимальную мощность электродвигателя 4 кВт и менее (п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938);

- трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 2 вышеуказанного Постановления);

- автомототранспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю транспортными средствами, и предназначенные для продажи (абз. 3 п. 3 названного Постановления).

Государственная регистрация транспортного средства - это акт регистрирующего органа, осуществляемый в отношении транспортного средства, заключающийся в допуске транспортного средства к участию в дорожном движении, а также его государственном учете, с выдачей регистрационного документа и присвоением государственного регистрационного знака.

Регистрационные данные указываются в регистрационных документах на транспортное средство, к которым относится свидетельство о регистрации транспортного средства, а также технический паспорт транспортного средства (п. 7 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств").

Образец свидетельства о регистрации транспортного средства приведен в приложении N 3 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001.

К обязательным регистрационным данным транспортного средства, вносимым в свидетельство о государственной регистрации и подлежащим государственному учету, относятся: буквенно-цифровое обозначение государственного регистрационного знака, присваиваемого регистрирующим органом; год выпуска транспортного средства; марка и модель транспортного средства; идентификационный номер (VIN) или номер шасси (кузова, рамы), присвоенные организацией - изготовителем транспортных средств; цвет; мощность двигателя в лошадиных силах и киловаттах; фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица - владельца транспортного средства; наименование регистрирующего органа. В свидетельстве о регистрации указывается также номер паспорта транспортного средства, который владелец получает при приобретении транспортного средства и предъявляет при регистрации в орган ГИБДД.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (заключено в г. Москве 15 августа 2014 г.) паспорт транспортного средства (ПТС) - это паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(-ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним (паспорт, выдаваемый на шасси транспортного средства в случае поставки шасси их потребителям) 1 . Паспорта транспортных средств выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях:

--------------------------------

1 Определение паспорта самоходной машины и других видов техники см.: Там же.

- организациями и индивидуальными предпринимателями - на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 г. и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

- таможенными органами - на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию;

- подразделениями Госавтоинспекции - на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 г., при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке.

Порядок выдачи паспортов транспортных средств регламентирован Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г.

Образец паспорта транспортного средства приведен в приложении N 2 к указанному Приказу.

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001. С 15 октября 2013 г. данные Правила действуют в редакции Приказа МВД России от 7 августа 2013 г. N 605, которым установлен принципиально новый порядок регистрации. Так, если ранее при совершении сделок, направленных на отчуждение зарегистрированных транспортных средств, транспортное средство необходимо было снимать с регистрационного учета и заново ставить на учет, то теперь достаточно лишь изменить регистрационные данные о собственнике транспортного средства, т.е. перерегистрировать его на основании заявления нового собственника, которое может быть подано в любое регистрационное подразделение, находящееся как в пределах, так и за пределами субъекта Российской Федерации, в котором данное транспортное средство или его новый владелец зарегистрированы, в течение 10 суток после совершения соответствующей сделки. Ранее присвоенные транспортному средству регистрационные знаки ныне сохраняются за ним (за исключением государственных регистрационных знаков советского типа, которые после введения в действие ГОСТ Р 50577-93 в 1993 г. не изымались). Замена прежних регистрационных знаков на новые допускается только по заявлению нового владельца.

В случае если в течение 10 суток после приобретения автотранспортного средства его новый владелец не обратился в орган ГИБДД с требованием о перерегистрации транспортного средства, то по истечении указанного срока это вправе сделать прежний владелец. При этом управлять транспортным средством по истечении указанного срока без внесения изменений в его регистрационные документы прежний владелец не вправе. В противном случае он будет нести ответственность по ч. 1 комментируемой статьи.

Следует также учесть, что предусмотренная п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения возможность управления транспортным средством в течение 10 суток после изменения его владельца по совершенной сделке, направленной на отчуждение транспортного средства, до постановки его на учет, распространяется только на приобретателя транспортного средства, например на покупателя по договору купли-продажи.

Показательно в этом отношении дело по жалобе Ч., рассмотренное Верховным Судом РФ.

Постановлением должностного лица ГИБДД, оставленным в силе судебными инстанциями, Ч. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

В жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, Ч. просил об отмене названных постановлений, ссылаясь на то, что автомобиль, которым он управлял, был им продан на основании договора купли-продажи два дня назад, в связи с чем срок регистрации транспортного средства еще не наступил.

Отклоняя приведенный довод, Верховный Суд РФ исходил из того, что согласно представленной Ч. копии договора купли-продажи автомототранспортного средства Ч., именуемый в дальнейшем Продавец, и Я., именуемый в дальнейшем Покупатель, заключили настоящий договор о том, что Продавец продает, а Покупатель покупает автомобиль и осуществляет его постановку на учет.

Принимая во внимание, что Ч. не является покупателем по данному договору, Верховный Суд РФ, руководствуясь п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, сделал вывод о том, что оснований полагать об отсутствии в действиях Ч. состава административного правонарушения не имеется.

Верховный Суд РФ также обратил внимание на то, что автомобиль, которым управлял Ч., был снят с учета еще до заключения договора купли-продажи 1 .

--------------------------------

1 Постановление Верховного Суда РФ от 25 марта 2011 г. N 11-АД11-6.

Несмотря на то что данное Постановление было принято до издания Приказа МВД России от 7 августа 2013 г. N 605, внесшего кардинальные изменения в Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, изложенная в нем позиция не утрачивает своей актуальности и сейчас, но подлежит применению с учетом ныне действующей редакции указанных Правил.

4. В практике Верховного Суда РФ признается также обоснованной квалификация по ч. 1 комментируемой статьи действий водителя по управлению транспортным средством с регистрационными знаками "ТРАНЗИТ", срок действия которых истек (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2006 г.).

В основе такого вывода лежат положения п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 и п. 33 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001, по смыслу которых знаки "ТРАНЗИТ" - это специальные регистрационные знаки временного действия, при получении которых у законного владельца транспортного средства возникает обязанность по его регистрации в установленном порядке в течение срока действия указанных знаков 1 . Невыполнение этой обязанности влечет негативные правовые последствия для водителя, предусмотренные ч. 1 рассматриваемой статьи.

--------------------------------

1 Согласно п. 33.1 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" выдаются на срок 20 суток.

5. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" комментируемая статья дополнена ч. 1.1, устанавливающей административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи.

При решении вопроса о квалификации действий лица по ч. 1.1 анализируемой статьи необходимо руководствоваться положением п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ. В силу названной статьи лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления. Таким образом, по признаку повторности надлежит квалифицировать совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, в период времени, исчисляемый со дня вступления в законную силу предыдущего постановления о назначении административного наказания по ч. 1 данной статьи и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Следовательно, общий срок, в течение которого управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, образует повторность, зависит от того, исполнено ли предыдущее постановление о привлечении к административной ответственности за данное правонарушение. Так, если лицо, привлеченное к административной ответственности по ч. 1 рассматриваемой статьи, добровольно уплатило сумму наложенного на него административного штрафа либо эта сумма была принудительно взыскана с него в рамках исполнительного производства, то повторным будет считаться совершение указанным лицом аналогичного правонарушения в период со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу до даты его фактического исполнения и еще в течение года после этой даты.

Если сумма административного штрафа, наложенного на лицо по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, им не была уплачена и не была взыскана с него в рамках исполнительного производства, то по ч. 1.1 комментируемой статьи необходимо квалифицировать совершение указанным лицом аналогичного правонарушения в течение установленного в ч. 1 ст. 31.9 Кодекса двухгодичного срока давности приведения постановления в исполнение (с учетом предусмотренной данной статьей возможности приостановления или перерыва этого срока) и в течение года после упомянутой даты, т.е. в течение трех лет со дня вступления первоначального постановления в законную силу.

6. Административная ответственность по ч. 2 комментируемой статьи наступает за управление перечисленными в ней видами транспортных средств, не прошедшими государственный технический осмотр или технический осмотр.

Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", исходящим из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим необходимостью осуществления адекватного контроля, установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области.

Названным Законом предусмотрено, что все находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру (ст. 17).

С этим требованием Закона корреспондирует норма п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, в силу которой запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.

До 2011 г. существовал только государственный технический осмотр автомототранспортных средств, организация и проведение которого относились к компетенции органов ГИБДД. С принятием Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наряду с системой государственного технического осмотра была создана система частных операторов технического осмотра, включающая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных профессиональным объединением страховщиков на право проведения технического осмотра. Согласно п. 12 ст. 1 указанного Закона под техническим осмотром понимается проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами. Установлены также порядок и периодичность проведения технического осмотра.

Порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, включая оценку соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности, проводимую в форме технического диагностирования, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств".

По результатам технического осмотра выдается диагностическая карта, которая содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

С вступлением в силу Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" система государственного технического осмотра, проводимого органами государственной власти, сохранена лишь в отношении транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями, автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Порядок и периодичность проведения технического осмотра таких транспортных средств определяются Правительством РФ.

Например, Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2013 г. N 550 утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В целях реализации названного Постановления МВД России издан Приказ от 20 декабря 2013 г. N 997, определяющий Квалификационные требования к должностным лицам военной автомобильной инспекции внутренних войск МВД России, допущенным к проведению технического диагностирования транспортных средств, и Перечень средств технического диагностирования, используемых при проведении технического осмотра транспортных средств воинских частей внутренних войск МВД России.

Порядок проведения технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями Вооруженных Сил РФ, установлен Приказом Минобороны России от 14 ноября 2013 г. N 820.

Технический осмотр транспортных средств, имеющих особенности конструкции и (или) специально оборудованных для решения задач оперативно-розыскной деятельности, проводится в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2013 г. N 348.

7. По сравнению с прежней редакцией ч. 2 комментируемой статьи в ее действующей редакции содержится исчерпывающий перечень видов транспортных средств, управление которыми без прохождения государственного технического осмотра или технического осмотра образует объективную сторону состава административного правонарушения.

В их числе названы транспортные средства, предназначенные только для коммерческой перевозки пассажиров и багажа, и специализированные транспортные средства, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.

Управление легковыми автомобилями или мототранспортными средствами, не прошедшими технический осмотр, не подлежит квалификации по ч. 2 рассматриваемой статьи. Это связано с тем, что в соответствии с Федеральным законом "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, необходима водителю для получения полиса ОСАГО. Полис ОСАГО, в свою очередь, является обязательным документом, при отсутствии которого действия водителя по управлению транспортным средством подлежат квалификации по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.

8. Особое внимание следует обратить на то, что с 15 ноября 2014 г. действует новая редакция примечания к комментируемой статье, в котором с учетом его последующего уточнения, внесенного Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ, существенно расширен перечень транспортных средств, составляющих предмет административных правонарушений, предусмотренных иными статьями гл. 12 КоАП РФ. Так, ранее под действие этой главы не подпадали мототранспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 50 куб. см и максимальной скоростью не более 50 км/ч, не требующие государственной регистрации в органах ГИБДД.

Вместе с тем такой законодательный подход не отвечал сложившейся за последние годы ситуации в стране, связанной с широким распространением мопедов, легких квадрициклов, мокиков, скутеров класса "А" (мотороллеров) и других мототранспортных средств с рабочим объемом двигателя не более 50 куб. см и максимальной скоростью не более 50 км/ч, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, но не требующих государственной регистрации в органах ГИБДД, а также различных внедорожных мототранспортных средств (квадроциклов, мотосаней, снегоходов, болотоходов, снегоболотоходов и т.д.) с аналогичными характеристиками, подлежащих государственной регистрации в органах гостехнадзора.

Более того, до принятия Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ, которым мопеды и легкие квадрициклы были выделены в самостоятельную категорию "М", получать специальное право на управление ими также не требовалось. На практике это приводило к тому, что лица, управлявшие мопедами и иными приравненными к ним транспортными средствами, равно как и внедорожными мототранспортными средствами, не подлежащими государственной регистрации в органах ГИБДД, не могли быть подвергнуты административному наказанию за целый ряд социально значимых правонарушений, представляющих серьезную угрозу безопасности дорожного движения, например за управление транспортным средством в состоянии опьянения ( ст. 12.8 КоАП РФ), за отказ от выполнения законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения ( ст. 12.26 КоАП РФ) и др. Хотя в судебной практике подобные ошибки имелись.

Так, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением заместителя председателя областного суда, Давыдов А.Ю. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за то, что он, управляя квадроциклом "Казума" и имея признаки опьянения, не выполнил законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, Давыдов А.Ю. просил об отмене всех состоявшихся по делу судебных решений, считая их незаконными.

Удовлетворяя жалобу заявителя, Верховный Суд РФ исходил из того, что в ходе рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении Давыдов А.Ю. и его защитник неоднократно указывали на то, что по смыслу п. 1 ст. 12.1 КоАП РФ квадроцикл "Казума" не относится к числу транспортных средств, поскольку рабочий объем его двигателя менее 50 куб. см. Вместе с тем мировой судья доводам Давыдова А.Ю. и его защитника по существу оценки не дал, вопрос о технических характеристиках квадроцикла "Казума" в судебном заседании исследован не был.

Верховный Суд РФ также учел, что к жалобе на постановление мирового судьи, поданной в районный суд, была приложена копия договора купли-продажи автомототранспортного средства, согласно которому Давыдов А.Ю. приобрел в собственность у ООО "Квадро Смарт" автомототранспортное средство "Казума", объем двигателя которого составляет 49,26 куб. см. Однако судья районного суда, указав, что относится к данному доказательству критически, мотивы такого вывода в решении не привел.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, решение судьи районного суда и постановление заместителя председателя областного суда были отменены, а производство по делу прекращено в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые судебные постановления 1 .

--------------------------------

1 Постановление Верховного Суда РФ от 28 марта 2013 г. N 46-АД13-3.

Приведенный пример убедительно доказывает, что прежняя редакция примечания к комментируемой статье выводила из сферы административной ответственности значительное число нарушителей Правил дорожного движения. Тем не менее еще в течение года после введения новых категорий транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, требующее получения водительского удостоверения 1 , и выделения среди них категории "М" (мопеды и легкие квадрициклы) соответствующие изменения в данное примечание не были внесены.

--------------------------------

1 Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами".

Подобная ситуация сохранялась вплоть до принятия Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ, которым положения гл. 12 КоАП РФ, за исключением анализируемой статьи, были распространены на транспортные средства указанной категории, а также на все иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Таким образом, понятием транспортного средства в гл. 12 КоАП РФ (за исключением ст. 12.1) охватываются:

- транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в органах ГИБДД, для управления которыми требуется получение водительского удостоверения. Обязательным условием допуска таких транспортных средств к эксплуатации является наличие паспорта транспортного средства;

- транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в органах гостехнадзора, для управления которыми требуется получение удостоверения тракториста-машиниста. Обязательным условием допуска таких транспортных средств к эксплуатации является паспорт самоходной машины и других видов техники.

По смыслу примечания к комментируемой статье не являются транспортными средствами устройства, не требующие государственной регистрации ни в органах ГИБДД, ни в органах гостехнадзора, для управления которыми не требуется получения специального права и для которых не предусмотрен паспорт транспортного средства, самоходной машины или других видов техники. Например, это могут быть кроссовые мотоциклы типа Irbis, Kawasaki, предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях, для которых не предусмотрен паспорт транспортного средства. В соответствии с документацией на данные мотоциклы они являются спортивным инвентарем и не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования.

Показательно в этом отношении дело З., рассмотренное Верховным Судом РФ.

Постановлением должностного лица, оставленным в силе решением судьи районного суда и вышестоящими судебными инстанциями, З. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ за то, что он управлял мотоциклом AGB37-2 без государственного регистрационного знака, не имея права управления транспортными средствами.

При рассмотрении жалобы З. Верховный Суд РФ исходил из того, что согласно письму врио заместителя начальника Управления МВД России по Тамбовской области эксплуатация кроссового мотоцикла типа AGB37-2 по дорогам общего пользования запрещена, он предназначен исключительно для участия в спортивных соревнованиях, не подлежит постановке на регистрационный учет в органах Госавтоинспекции, паспорт транспортного средства для него не предусмотрен.

На этом основании и принимая во внимание положения примечания к ст. 12.1 КоАП РФ и ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Верховный Суд РФ сделал вывод о том, что мотоцикл, которым управлял З., не является транспортным средством.

При таких обстоятельствах, а также в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность получения права управления устройствами, предназначенными исключительно для спортивных соревнований, Верховный Суд РФ признал, что действия З. по управлению мотоциклом AGB37-2 при отсутствии права управления транспортными средствами не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

С учетом изложенного все состоявшиеся по делу решения были отменены, а производство по делу прекращено в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях З. состава административного правонарушения 1 .

--------------------------------

1 Постановление Верховного Суда РФ от 13 февраля 2015 г. N 13-АД15-1.

9. Субъект рассматриваемых правонарушений - водители транспортных средств независимо от наличия или отсутствия у них права управления транспортными средствами.

10. С субъективной стороны управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, а также транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр или технический осмотр, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

11. До 15 ноября 2014 г. при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, допускалось применение такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как запрет эксплуатации транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежали снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). В настоящее время такая возможность утрачена, поскольку Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении исключена.

12. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел ( ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

13. Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, старшими участковыми уполномоченными полиции, участковыми уполномоченными полиции, а по ч. ч. 1 и 2 анализируемой статьи - также сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание ( ст. 23.3 КоАП РФ).

Должностные лица военной автомобильной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1 КоАП РФ, в отношении должностных лиц воинской части, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны ( ст. 23.77 Кодекса).

Дела по ч. 1.1 анализируемой статьи могут рассматриваться судьями судов общей юрисдикции в случае, если должностное лицо, на рассмотрение которого поступило такое дело, придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, предусмотренного санкцией указанной нормы, которое может быть применено только в судебном порядке, и передаст данное дело на рассмотрение судье ( ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом судья, установив состав административного правонарушения, вправе назначить любое наказание в пределах санкции ч. 1.1 комментируемой статьи.

По общему правилу дела, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматриваются мировыми судьями.

Судьи районных судов рассматривают такие дела лишь в том случае, если по делу проводилось административное расследование ( абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, совершаемых с целью получения сведений, необходимых для составления протокола об административном правонарушении, и требующих значительных временных затрат ( ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).

Объективная необходимость в назначении административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.1 комментируемой статьи, отсутствует. Поэтому в случае передачи такого дела на судебное рассмотрение оно подлежит разрешению мировым судьей.

Оснований для проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 2 анализируемой статьи, отнесенных к исключительной компетенции органов ГИБДД, также нет.

14. Постановления по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами ГИБДД, не могут быть вынесены по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 комментируемой статьи, в случае передачи данного дела на рассмотрение судье не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

15. Днем совершения рассматриваемых правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.

16. Место совершения указанных правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом.


Ольга Викторовна Панкова, кандидат юридических наук, доцент, судья Московского городского суда.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ