СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Допускается установление дифференцированных налоговых ставок


Как и прежде, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • - кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов));
  • - вида объекта налогообложения;
  • - места нахождения объекта налогообложения;
  • - видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Конкретные ставки следует искать в региональных законах по месту нахождения объектов налогообложения.

Например, Закон г. Москвы от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц" установил с 2015 года следующие налоговые ставки:

- в отношении жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:

до 10 млн руб. (включительно) - 0,1%;

свыше 10 до 20 млн руб. (включительно) - 0,15%;

свыше 20 до 50 млн руб. (включительно) - 0,2%;

свыше 50 до 300 млн руб. (включительно) - 0,3%;

  1. - в отношении гаражей и машино-мест - в размере 0,1% кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  2. - в отношении объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, - в размере 0,3% кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  3. - в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., - в размере 2,0% кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  4. - в отношении прочих объектов налогообложения - в размере 0,5% кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Налог рассчитывают для каждого налогоплательщика - физического лица налоговые органы по месту нахождения имущества.

Он определяется за прошедший налоговый период (год), т.е. в 2015 году будет уплачиваться налог за 2014 год, в 2016 году - за 2015 год и т.д.

Традиционно налог определяется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, но новое законодательство предусматривает особый порядок исчисления налога на первом этапе после введения в регионе уплаты налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости (п. п. 8 - 9 ст. 408 НК РФ).

Сумма налога за первые четыре года с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по следующей формуле:

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где:

Н - сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 - сумма налога от кадастровой стоимости объекта за полный год;

Н2 - сумма налога от инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за последний налоговый период определения налоговой базы этим способом;

К - коэффициент, равный:

0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Начиная с пятого налогового периода исчисление суммы налога производится без применения данной формулы.

Глава 32 НК РФ также предусматривает налоговые льготы. Сущность налоговых льгот по обновленному налогу - освобождение от уплаты налога в отношении одного из объектов налогообложения каждого вида, принадлежащих льготнику, при условии, что тот не использует его в предпринимательской деятельности.

Льгота, согласно ст. 407 НК РФ, применяется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

- квартиры или комнаты;

- жилого дома;

- помещения или сооружения, используемого в качестве творческой мастерской, ателье, студии, открытого для посещения негосударственного музея, галереи, библиотеки;

- хозяйственного строения или сооружения площадью до 50 кв. м, расположенного на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

- гаража или машино-места.

Льготы не предоставляются в отношении включаемых органом власти субъекта РФ в перечень зданий и помещений в них, используемых под административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

К сожалению, воспользоваться освобождением от уплаты налога может далеко не каждый.

Базовый список категорий лиц, имеющих право на применение льготы, содержится в п. 1 ст. 407 НК РФ. К этим категориям относятся:

- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

- инвалиды I и II групп инвалидности;

- инвалиды с детства;

- участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

- граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

- физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

- физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

- физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Приведенный перечень сходен с прежним списком льготников, установленным Законом РФ N 2003-1.

Представительные органы муниципальных образований могут устанавливать дополнительные налоговые льготы.

Если налогоплательщик ранее не обращался за предоставлением льготы, в 2015 году (или в любом периоде, когда захочет получить льготу) он может подать в любой налоговый орган по своему выбору (п. 6 ст. 407 НК РФ) заявление по форме, утвержденной письмом ФНС России от 30.06.2015 N БС-4-11/11351@.

Учитывая сходство новых и прежних категорий льготников, чтобы понять, какие именно документы нужно представить, стоит обратиться к Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", если не появится более современный аналогичный акт.

Если льготнику уже была по состоянию на 31 декабря 2014 г. предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ N 2003-1, он вправе не представлять в налоговый орган повторно указанные заявление и документы ( ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"), так как в налоговой инспекции уже имеются необходимые сведения.

В случае наличия у льготника нескольких однородных объектов он также может сообщить в инспекцию, в отношении какого именно одного из них он желает воспользоваться льготой, но вот это уведомление уже необязательно - по умолчанию налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога ( п. 7 ст. 407 НК РФ).

Порядок предоставления федеральных льгот по налогу на имущество физических лиц в случае последовательного (без пересечения периодов владения) наличия нескольких объектов налогообложения в течение одного налогового периода разъяснен п. 5 письма ФНС России от 08.04.2015 N БС-4-11/5919 "О направлении разъяснений по установлению льгот по налогу на имущество физических лиц": в случае наличия нескольких объектов налогообложения в течение одного налогового периода федеральная льгота предоставляется на каждый объект, а в случае пересечения периодов владения льгота предоставляется только по одному объекту налогообложения по выбору налогоплательщика (в период пересечения).

Например, если физическое лицо владело одним объектом налогообложения с 1 января по 15 июня 2014 г., а вторым объектом с 17 июня по 31 декабря 2014 г., то льгота будет предоставлена по двум объектам налогообложения в полном объеме.


Климова М.А., независимый налоговый консультант, кандидат экономических наук.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ