СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Уточненного налогового расчета авансового платежа по налогу на имущество организаций за девять месяцев 2012 года


Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного обществом уточненного налогового расчета авансового платежа по налогу на имущество организаций за девять месяцев 2012 года.

По результатам проверки налоговый орган составил акт и принял решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанным решением обществу доначислено 42 955 руб. налога на имущество и начислено 4 228 руб. 92 коп . пеней за нарушение срока уплаты этого налога.

Основанием для доначисления налога явилось неправомерное, по мнению инспекции, применение налогоплательщиком налоговой льготы, предусмотренной в соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ.

Как указал налоговый орган, общество документально не подтвердило принадлежность спорного льготируемого имущества - нежилого здания к высокому классу "A" ("A+", "A++") энергетической эффективности.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия оставило без изменения решение налогового органа.

Посчитав решение инспекции незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.

Кассационная инстанция эти судебные акты отменила.

Как было установлено судами, общество построило и ввело в эксплуатацию нежилое двухэтажное здание. Согласно проектной документацией разд. 10 (1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" здание в соответствии со СНиП 23-02-2003 относится к высокому классу (класс "B") энергетической эффективности.

Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождены организации в отношении вновь вводимых объектов: имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической модернизации организаций и использования эффективности.

Указанная льгота введена в целях стимулирования современного энергоэффективного оборудования и производства энергоэффективных товаров, предусматривает освобождение организации от уплаты налога в течение трех лет со дня постановки на учет указанных объектов.

В целях реализации п. 21 ст. 381 НК РФ Правительство РФ Постановлением от 16.04.2012 N 308 утвердило Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности (документ действовал в проверенном инспекцией периоде). В этом Перечне тип спорного объекта недвижимости не поименован.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 также утвержден Перечень видов товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. В этом Перечне объектов подпадающий под понятие объекта "высокий класс энергетической эффективности" спорный тип объекта также отсутствует.

Таким образом, из смысла названной льготы следует, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты, в том числе такие как результаты осуществленных инвестиционных проектов.

Ссылка общества на Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности на ч. 1 ст. 11 названного Закона и на Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18, как на правовое обоснование правомерности применения спорной льготы к такому объекту, как нежилое здание (возведенный объект торговли), кассационной инстанцией не принята.

Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Приведенные нормативные правовые акты приняты не в целях налогообложения, а в совершенно иных целях - регулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В нормах законодательства о налогах и сборах, в том числе в спорной норме о налоговой льготе, отсутствуют ссылки на эти нормативные правовые акты. В целях использования спорной налоговой льготы Правительством РФ приняты иные нормативные акты, которыми и надлежит руководствоваться при ее применении в целях налогообложения имущества организаций.

При вынесении судебного акта кассационная инстанция приняла во внимание и довод инспекции об отсутствии у заявителя энергетического паспорта на спорный имущественный объект, что вообще исключает право на заявленную льготу, как никаким документом не подтвержденную.

В силу ст. 15 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергетический паспорт как документ, свидетельствующий об объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, об определении показателей энергетической эффективности, определении потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др., составляется по результатам энергетического обследования и передается заказчику. Кроме этого, энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Требования к энергетическому паспорту, составленному как по результатам обязательного энергетического обследования, так и на основании проектной документации, утверждены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 N 182 (действовал на момент возникновения спорных правоотношений).

В данном случае в материалах дела отсутствует энергетический паспорт спорного здания, составленный на основании проектной документации или на основании обязательного энергетического обследования и соответствующий требованиям названного нормативного акта. Не может быть признана в качестве такового документа графа проектной документации, в которой для спорного здания предусмотрен класс ("B") энергетической эффективности.

Таким образом, ни по праву, ни по факту общество не доказало обоснованность применения им льготы по налогу на заявленное имущество, в силу чего у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным.

См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2014 N А26-707/2014 ( Определением Верховного Суда РФ от 06.02.2015 N 307-КГ14-7982 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства указанного Постановления).

Кроме этого, освобождаются от налогообложения:

  1. - судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;
  2. - организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  3. - организации - в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
    • имущество расположено во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
    • имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.
    • Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах указанных территорий (акваторий), так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абз. 1 - 3 п. 24 ст. 381 НК РФ в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года;
  4. - организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Пункт 25 ст. 381 НК РФ, начиная с налогового периода с 2015 года, предусматривает еще одну льготу: налог не уплачивают организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • - реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • - передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Климова М.А., независимый налоговый консультант, кандидат экономических наук.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ