СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Торговый центр, размещенный в здании, являющемся объектом культурного наследия, включен в качестве объекта торговли в перечень


На основании пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно- деловых центров, торговых центров (комплексов), офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, критерии которых установлены п. п. 3 - 5 ст. 378.2 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. Поэтому если законом соответствующего субъекта РФ установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, определен и официально опубликован перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в порядке, установленном ст. 378.2 НК РФ, то определение налоговой базы в качестве кадастровой стоимости производится исключительно в отношении указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества, включенных в перечень.

Подпунктом 3 п. 4 ст. 374 НК РФ установлено, что не признаются объектами налогообложения объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке.

Поэтому если здание - объект культурного наследия включено в указанный перечень для целей налогообложения в рамках ст. 378.2 НК РФ в качестве объекта торговли, то в силу пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ налог на имущество организаций в отношении не признаваемого объектом налогообложения здания не исчисляется.

Также независимо от включения в перечень объектов недвижимого имущества не облагаются налогом правомерно учтенные на балансе организации в качестве товаров или вложений во внеоборотные активы объекты недвижимого имущества (см. письмо ФНС России от 06.06.2014 N БС-4-11/10837@).

Когда налог все же определяется от кадастровой стоимости объекта, следует исходить из того, что согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).

Следовательно, если в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций определяется кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания, самостоятельное налогообложение таких основных средств по их среднегодовой стоимости не осуществляется - п. 1 ст. 375 НК РФ к таким объектам не применяется (см. письма Минфина России от 04.03.2014 N 03-05-05-01/9272, от 26.05.2014 N 03-05-05-01/25079, от 15.07.2014 N 03-05-05-01/34473).

Что касается налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ объектов жилого фонда, то в 2015 году такой практики пока нет ни в одном субъекте РФ, однако первые разъяснения Минфин России уже дает.

Учтенные в государственном кадастре недвижимости жилые дома и жилые помещения, в отношении которых определена кадастровая стоимость, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, не будут включаться в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый субъектом РФ ежегодно (действительно, перечень согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ составляют только объекты коммерческой недвижимости), а облагать их налогом на имущество организаций нужно в случае, когда законом соответствующего субъекта РФ будут установлены соответствующие особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости таких объектов (см. письма Минфина России от 02.04.2015 N 03-05-05-01/18421, от 06.05.2015 N 03-05-05-01/25946, от 28.05.2015 N 03-05-05-01/30895, от 04.06.2015 N 03-05-05-01/32455 и др.).

В то же время необходимо понимать, о какой именно жилой недвижимости идет речь и как толковать тот факт, что жилые дома и жилые помещения облагаются налогом от кадастровой стоимости, только если они не учитываются на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В свою очередь, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В частности, законодатель установил следующие исключения:

  • - имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (п. 1 ст. 378 НК РФ);
  • - имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд (п. 2 ст. 378 НК РФ);
  • - имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера (ст. 378.1 НК РФ);
  • - объекты налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, подлежат налогообложению у собственника, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ ( пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Других случаев, когда бы объектами налогообложения для российских организаций было имущество, не учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, законом не предусмотрено.

Статья 378.2 НК РФ предусматривает лишь особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, но не вводит новых объектов налогообложения. При этом налоговая база в силу ст. 53 НК РФ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. То есть налоговая база определяется только при наличии объекта налогообложения.

Пункт 1 ст. 378.2 НК РФ прямо указывает: "Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения". То есть применяются все положения п. 1 ст. 378.2 НК РФ только в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если нет объекта, нет и налоговой базы, следовательно отсутствуют особенности ее определения и ст. 378.2 НК РФ неприменима.

Объектами налогообложения, как мы показали выше, может быть либо имущество, учтенное на балансе в качестве основных средств; либо имущество, не состоящее на балансе собственника, но облагаемое налогом у него в силу п. 12 ст. 378.2 НК РФ (например, основные средства, переданные по договору лизинга, балансодержателем которых является лизингополучатель); либо имущество, переданное в доверительное управление, составляющее паевой инвестиционный фонд или переданное по концессионному соглашению. Другое имущество объектом налогообложения не является.

В пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ определено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества применяется в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, но только если они признаются объектами налогообложения. Следовательно, это могут быть объекты:

  1. - переданные по договору лизинга, балансодержателем которых является лизингополучатель;
  2. - переданные в доверительное управление;
  3. - составляющее паевой инвестиционный фонд;
  4. - переданные по концессионному соглашению.

Ныне действующая редакция НК РФ не предусматривает налогообложение налогом на имущество жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организации в качестве товара, объектов незавершенного капитального строительства и т.п.

Другие особенности определения налоговой базы в отношении имущества, которому посвящена ст. 378.2 НК РФ, заключаются в следующем.

В случае если в соответствии с законодательством РФ определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

При этом согласно п. 6.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и п. 6.1 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, в отношении каждого из объектов недвижимого имущества, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость, организации должны заполнять отдельный разд. 3 налоговой декларации ( разд. 3 налогового расчета по авансовому платежу). Таким образом, заполнение разд. 3 форм налоговой отчетности производится пообъектно и потому не предполагает возможности суммирования кадастровых стоимостей объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости.

Кроме этого, в каждом разд. 3 форм налоговой отчетности по налогу должен быть указан по строке с кодом 014 или строке с кодом 015 соответственно кадастровый номер здания (строения сооружения) или кадастровый номер помещения (в случае заполнения разд. 3 в отношении помещения, по которому проведен кадастровый учет).

Следовательно, в случае наличия у организации нескольких помещений в одном объекте коммерческой недвижимости, в отношении которых проведен кадастровый учет, при условии включения объекта в утвержденный органом исполнительной власти субъекта РФ перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, в отношении каждого объекта необходимо заполнять отдельный разд. 3 форм налоговой отчетности по налогу с указанием в строках с кодами 015 соответствующих кадастровых номеров помещений, а в строках с кодами 020 и 025 налоговой декларации (строках 020 и 030 налогового расчета по авансовому платежу) соответственно кадастровых стоимостей каждого из помещений и не облагаемых налогом кадастровых стоимостей (в случае если по соответствующему объекту организация имеет право на льготу по налогу). Таким образом, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, в графе 020 разд. 3 форм налоговой отчетности по налогу указывается доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания (см. письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21488).

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 382 НК РФ, с учетом следующих особенностей:

  1. - сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
  2. - в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в общем порядке (исходя из среднегодовой стоимости объекта);
  3. - объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Налог (авансовые платежи по налогу) уплачивается в бюджет по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.

По общему правилу объект недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта ( пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Принимая во внимание данное правило, Минфин России разъяснил ситуацию с уплатой налога арендатором такого объекта, который произвел улучшения предмета аренды (см., например, письма Минфина России от 19.02.2014 N 03-05-05-01/6958, от 01.04.2014 N 03-05-05-01/14322, от 03.09.2014 N 03-05-05-01/44118).

По мнению ведомства, если организацией-арендатором произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется в соответствии со ст. 378.2 НК РФ исходя из кадастровой стоимости, то налоговая база в отношении учтенных на балансе арендатора капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, т.е. как среднегодовая стоимость такого имущества.

При этом Минфин России ссылается на мотивировочную часть решения ВАС РФ от 27.01.2012 N 16291/11, где указано, что до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, поэтому на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств. Суд характеризует данные вложения как произведенные арендатором за счет собственных средств, а не за счет средств, предоставленных арендодателем. Коллегия судей ВАС РФ подтвердила правильность данной позиции ( Определение от 26.03.2012 N ВАС-2715/12).


Климова М.А., независимый налоговый консультант, кандидат экономических наук.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ