СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Образование сегодня - это плацдарм, на котором разворачивается битва за души


Был конец XIX века, шла война.время было тяжелое. Положение на фронте - катастрофическое: не хватало продовольствия, боеприпасов, медикаментов. Император обращается к своим министрам: «Господа, Россия в опасности, нам нужно изыскать средства для поддержания фронта. Кто может помочь?» Он оглядывает министра финансов, переводит взгляд на министра железных дорог.

Первым, спустя непродолжительное время, поднимается пожилой, интеллигентного вида человек: «Ваше Высочество, возьмите от Просвещения: не до того уж теперь, после.». Царь не дал ему договорить, сказал с уважением, но твердо и громко:

«Никогда! Не смейте! Вы не имеете права оставить Россию без будущего!»

Вот это, на мой взгляд, есть правильная государственная политика.

Сегодня о значимости образования и важности роли учителя в образовательном процессе говорят и президент, и премьер, и депутаты, и чиновники разного уровня. Все понимают, как высока цена вопроса! Так или иначе, но с системой образования связан каждый житель России. Каждый день учебного года на занятия и на работу приходят 40 миллионов 361 тысяча человек. Плюс еще 8 млн. из числа этих детей занимаются в домах творчества, кружках, секциях. Каждый из нас является чьим-то учеником. Так что, говорю совершенно без всякого пафоса, забота об образовании - это забота о будущем всей России!

Образование сегодня - это плацдарм, на котором разворачивается битва за души и сердца людей. Именно оно выполняет самую важную общественную функцию - формирует в человеке национальное самосознание, его духовность и нравственность, государственную идентичность. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить вектор этого совершенствования, то есть определить образовательную стратегию.

Это понимают и те, кто стоит у руля власти. Издаются и обсуждаются новые законы в области образования. Именно поэтому Образование названо приоритетным направлением в развитии России, а 2010 год - Годом учителя, введен новый «Закон об образовании», принят «План модернизации образования» и намечен ряд мер, повышаю щих престиж профессии учителя. Мероприятий немало, но будет ли результат? Всё ли учтено в Законе?

Мне кажется, что нашим законодателям нужно непременно учитывать менталитет граждан нашей страны и не копировать все подряд в законодательстве западных стран.

«Закон об образовании» сохраняет за нами основные права:

1.Статья 5, гл.1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

2.Статья 5, гл. 2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социальноэкономических условий для получения образования.

3.Статья 5, гл.3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Все кажется благополучным, но вызывает тревогу непонятное и потому весьма подозрительное сочетание слов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ там же, в главе 4, статье 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений. Я уверена, что там, где закон перестает быть ясным и понятным, открываются лазейки для нечистых на руку дельцов от коррупции и начинаются проблемы современной юриспруденции. Да, закон гарантирует бесплатное получение знаний, но тут же обещает дополнительные образовательные услуги, видимо, тем, у кого есть чем платить за них. Что получается: у кого больше денег, тот получит лучшее образование. А если у меня папа не березовский, а мама учительница, то что - бесплатно только в ПТУ? Это ведь чистой воды дискриминация!

Уважаемые юристы, вы должны сказать свое веское слово, иначе эти псевдореформы ведут к целенаправленному снижению качества и количества образования и будут иметь результатом ускоренную деградацию отечественной науки и промышленности, снижение качества человеческого материала, резкое повышение уровня бедности, преступности, социального расслоения. Следствием будет продолжающееся снижение качества и продолжительности жизни, численности населения, что в конце концов приведет к гибели страны.

Конечно, государство пытается установить контроль за исполнением законов в сфере образования, об этом гласит ст.38 «Закона об образовании», но приведет ли это к улучшению положения?..

Много всего произошло за время последней Реформы в школе

Все сдают странный, не имеющий русских корней Единый Государственный Экзамен, у которого плюсов несколько, а минусов - целая пунктирная линия; появились «Новые Образовательные Стандарты », только авторами их почему-то являются профессора ВЭШ (Высшей Экономической Школы), видимо, пока физики спорили с лириками, свято место осталось пусто, и его заняли экономисты; при вузах открылись бакалавриат и магистратура - разрушение основ и образования, и науки, и промышленности! «Бакалавр» - это просто недообразованный человек! А в развитых странах именно наш уровень полного высшего образования, безо всяких урезаний, является сегодня МАССОВЫМ. Фактически было сказано: «БАКАЛАВРИАТ» НУЖЕН ТЕМ, КОМУ НЕ НУЖНА РАЗВИТАЯ И СИЛЬНАЯ РОССИЯ! И особенно вас удивит последнее слово в бухгалтерской науке - « подушевое финансирование»: теперь зарплату учителям высчитывают (вы не поверите!) ученико-днями!

Но главным лицом в школе, какой бы чудесной она ни становилась, был, есть и будет УЧИТЕЛЬ.

Согласитесь, от учительского качественного труда зависит успешность всего образовательного процесса. Поэтому, мне кажется, залогом качественного образования является обеспечение социальных гарантий учителей. «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ» - так гласит старая советская мудрость, значит, каковы кадры, таково и все.

Вывод напрашивается сам: общество должно позаботиться об учителях, а они воспитают нам общество! Ведь, как говорил К. Д. Ушинский, только характер может образовать характер.

Государство и семья практически полностью сложили с себя функции воспитания детей, заботясь лишь о том, чтобы прокормить, одеть, обуть.

Сегодня от учителя в первую очередь, и я это постараюсь доказать, зависит судьба не только нашей великой Родины, но и всей цивилизации, и сохранение человека на планете.

Человечество подошло к порогу, за которым как никогда важны и нужны и высокая нравственность, и крепкие знания, и новый менталитет, и традиционная система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную Ответственность, и зависит это будущее.

Вот "УЧИТЕЛЬ" - тот, кто передает эстафету знаний, культуры

Особенно в "минуты роковые" (а чтобы понять, что эти минуты пришли, посмотрите программу «Новости»), - так вот, Учитель превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы.

Многие ли задумывались над тем, как могло случиться, что за полтора десятилетия после окончания самой страшной войны, которую знало человечество, после трех десятков миллионов жертв и ужасающей разрухи, после репрессий 30-х годов, унесших жизни лу чших представителей русской интеллигенции, Советский Союз сделался второй державой мира? Во всяком случае, в области науки и техники? Как такое могло произойти? Ответ однозначен. Основную причину я вижу в том, что в Советском Союзе была создана лучшая в мире учебная система. Она охватывала все уровни образования, все слои населения. И, что совсем немаловажно, эта система утверждала престиж учителя и образованности! Были созданы условия для передачи эстафеты знаний, эстафеты культуры. А корни этой системы были заложены еще в дореволюционные годы в системе земских школ, гимназий, университетов...

Мы должны отчетливо представить себе, что нет для нации более важной задачи, чем развитие системы образования и воспитания и передача эстафеты следующим поколениям. Особенно в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и все мировое сообщество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему "УЧИТЕЛЬ", сделается лидером XXI века!

Еще раз повторю: не та нация выиграет битву цивилизаций, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям.

Но вот отношение к учителю в современном обществе формируется по примеру отношения государства к учителю. Несмотря на все высокопарные слова о том, что учительству оказывается всемерная поддержка, сегодня учитель - один из самых бесправных его членов.

Необходимо повысить значимость труда учителя, поскольку низкая общественная оценка этого труда по таким факторам, как большая загруженность учебной и воспитательной работой, недостаточность свободного времени, низкая оплата труда понижают его социальный престиж.

Повышение социальной ценности труда учителя обеспечило бы удержание в школе и приток добросовестных, ответственных, высокообразованных, творческих учителей.

«Заработная плата , -говорил Джонни Тилмон, - это мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии». Увы, сегодня труд учителя оценивается чуть выше прожиточного минимума. Как можно требовать от голодного человека выполнения миссии высокого назначения?! Поймите, не может один и тот же человек одновременно говорить о том, что « красотой спасется мир» и думать, из чего приготовить ужин своим собственным детям?! Те, кто сегодня называются бандитами и против кого направлена контртеррористическая операция, на что в свою очередь выделяются огромные государственные деньги, - это несчастные люди, которые, я уверена, не стали бы таковыми, если бы прочитали в свое время Толстого и Достоевского, но не сделали этого только потому, что не встретился им на пути Его Величество Учитель.

« Как много в мире людей, которым никто не помог пробудиться» - пишет Антуан де ент Экзюпери. Главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им нипочем.

Все это - болезни общества, и их можно излечить лишь воздав должное УЧИТЕЛЮ. Для этого необходимо решить острейшие проблемы современной юриспруденции в области образования. Это очень важно, так как педагог не только учит и дает знания, он выполняет и нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь — вот что сегодня особенно значимо, хотя и требует времени, сил, полной самоотдачи.

Если мы, юристы, сегодня осознаем всю сложность ситуации и создадим закон, который даст учителям почувствовать собственную значимость и общественную нужность своего труда, то тогда есть надежда, что не увидим мы более « ни одной слезинки ребенка», а только свет горящей свечи в душах учеников!

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля, - Высшим достоинством человечества С танут когда-нибудь учителя.


Гарбаковой Лейлы Магомедовны Института прокуратуры МГЮА





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ