СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Преемственность в юридическом образовании


Развитие юридического образования нуждается в изучении исторического опыта становления системы юридических школ в целом, а также ведущих правовых школ, в частности. Сложно переоценить значение юридического образования, так как одной из важнейших его функций является формирование юридического самосознание, не только профессиональных юристов, но и боль шинства обывателей. А юридическое, правовое сознание является одним из столпов и также показателем, развития культуры и общества в целом. Как весьма точно подметил судья Американского Верховного суда, профессор Гарвардского университета и просто видный политический деятель Феликс Франкфуртер: « В конечном счете, какие юристы, такое и право. А право и юристы такие, какими делают их юридическое образование». Этапы развития юридического образования напрямую связаны с историческими этапами политического развития. Это свойственно всем странам в мире. И Россия не исключение.

Волею судеб основателями юридического образования в России можно назвать Петра первого и М. Ломоносова. Указом императора было ускорено создание Академии наук, среди трех факультетов которой был и юридический. А М. Ломоносов и его научная школа заложили методологические основы для развития высшего юридического образования в России. В эту же эпоху был открыт и Московский университет, ставший наравне с Академией наук одним из важных центров науки и образования в то время. Создание этих учебных заведений стало переломным моментом, изменившим положение юриспруденции и отношение к ней в обществе. Так как до второй половины 18го века ситуацию вполне можно было назвать плачевной.

В допетровскую эпоху право рассматривалось исключительно как государственная монополия. Естественно это не способствовало развитию юриспруденции как самостоятельной науки. Она носила сугубо прикладной характер и больше напоминала ремесло, так как носителями правовых знаний и умений были только те люди, кто был задействован в процессе судопроизводства. Обучение так же проходило на практике. Юристами в те времена можно было назвать: дьяков, подьячих, казначеев, стряпчих, ходотаев. Деятельность в данных должностях и на такой работе была чисто механическим подбором и переписыванием соответствующих цитат из правовых актов. Получается на тот момент сферу работы с законами вряд ли можно было назвать интеллектуальной и вполне естественно, что «никто из дворян.не желал подвергнуть себя игу работы в бесконечной переписке громад бумажных.. »

Развитие образования в России всегда было государственным делом. Открытие во второй половине 18го начале 19го века ряда университетов в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и конечно же Москве, позволяло обозначить общую политическую направленность образования на научный поиск, освоение новых методов и поиск новых философских концепций и подходяще модели образования.

Если говорить об истории развитии Российского юридического образования, то выделяют 3 периода:

  • С середины 18го века до 1835 года. То есть до первого Общего устава императорских российских университетов. Это этап зарождения и становления российского университетского образования. Он характерен, почти слепым копированием достижений западной науки и слишком сильным акцентом на теоретическую, философскую сторону права. Словно в противовес тем принципам образования, что существовали до этого периода. Как и предъидущая модель образования, эта была несколько однобокой.
  • 1835-1863. Период между первым и выходом второго Общего устава императорских российских университетов 1863г. Устав 1835г. создал необходимую обстановку для усвоения позитивного правопонимания в России. Так что данный этап был ориентирован на преподавание норм действующего права. Обозначилась четко выраженная тенденция отхода от абстрактности и философской направленности науки и ее движение в сторону государственных и социальных потребностей. Именно на этом этапе изменилось общественное отношение к юриспруденции. Повысилась социальная значимость профессии, а соответственно и интерес к ней.
  • В период с1863 по 1917 годы произошел ряд исторических событий отразившийся на системе юридического образования. Консервативный поворот во внутренней политике, систематизация Российского законодательства, критика естественно - правовой теории и усиление значимости идей исторической школы права, чья идеология весьма импонировала самодержавию, повлекли выход Общего устава императорских российских университетов 1884года. Это выразилось в усилении утилитаризма в подготовке юристов, в переходе к догматической модели образования. Данная модель просуществовала до 1917 года как наиболее оптимальная и устойчивая.

Как уже было сказано выше, Московский университет, был одним из главных центров развития науки тех времен. Для его открытия было положено много стараний. И определенно, одной из главных движущих сил, создавших это учебное заведение выступила деятельность Михаила Васильевича Ломоносова. Этот великий ученый, будучи ярым сторонником развития отечественной науки и образования, разработал проект Московского государственного университета. Михаил Васильевич верил в то, что положение народа можно улучшить, повышая уровень культуры и образования в обществе, связывая психологическое и нравственное состояние человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни. Он ратовал за доступность образования, даже высшего в независимости от сословной принадлежности. Настаивал на том, чтобы образование было именно научным, систематическим, методологическим, светским. В университетах Ломоносов видел не просто образовательные учреждения, а оплот науки.

Именно таким оплотом Московский университет, а в последствии МГУ и стал для Российской империи, Советского союза, Российской Федерации.

У истоков первого российского парламента — Государственной Думы, стояли либеральные профессора и выпускники Юридического факультета, трое из них стали председателями Государственной Думы: С.А. Муромцев — 1-й, Ф.А. Головин — 2-й и Н.А. Хомяков — 3-й. Всего же в состав Государственной Думы четырех созывов 1906-1917 гг. было избрано около 80 юристов Московского университета, некоторые из них: В.А. Виноградов, Ф.А. Головин, А.В. Еропкин, Е.П. Ковалевский, А.А. Коняхин, Н.Н. Кутлер, В.Н. Львов, И.Я.

Сагателян, кн. Д.Н. Святополк-Мирский, кн. Д.Д. Урусов, Х. Хасмамедов, Г.А. Шечков и Н.П. Шубинский — работали по два созыва, а М.С. Аджемов, Н.Н. Львов, А.З. Танцов, Н.А. Хомяков были депутатами три срока.

После Октябрьского переворота 1917 г. началась коренная ломка всей «буржуазной» системы высшего образования — так называемая советизация, в ходе которой Юридический факультет претерпел несколько реорганизаций, а в 1931 г. и вовсе прекратил свое существование. Так, 23 декабря 1918 г. Постановлением Наркомпроса РСФСР Юридический факультет Первого Московского государственного университета был упразднен «ввиду совершенной устарелости учебных планов», в 1919 г. на его месте открыли Факультет общественных наук (ФОН) с правовым отделением, в 1925 г. на базе ФОН был создан Факультет советского права (ФСП), который в 1931 г. был ликвидирован, а на базе его открыты Институт советского права при Наркомате юстиции и Институт советского строительства при ВЦИК. Вместе с ФСП ненужным оказалось университетское юридическое образование, а подготовкой юристов-практиков занялись ведомственные институты.

Ныне существующий Юридический факультет воссоздан в структуре МГУ 7 марта 1942 г., когда только завершилось одно из тяжелейших сражений Великой Отечественной войны — битва за Москву. Кафедра была создана 7 марта 1942 года и первоначально называлась «Кафедра земельного и колхозного права».Это название кафедра носила до 1989 года. В марте 1989 года она была переименована в кафедру сельскохозяйственного права и правовой охраны окружающей среды, в декабре 1989 — в кафедру экологического и земельного права. Такое название кафедра сохранила до сегодняшнего дня . работы, которые заложили теоретический фундамент экологического права и земельного права как отраслей юридической науки, сформировали научные и учебнометодические основы преподавания соответствующих учебных дисциплин и, на этой базе — развития экологического и земельного права как самостоятельных отраслей права и законодательства.

Считаю необходимым отметить, что хоть косвенно, но у истоков становления нашей Академии, стоял Московский Государственный Университет, в лице своих выпускников и преподавателей. Ведь главным показателем уровня учебного заведения является не число филиалов и количество студентов, а качество их подготовки, престиж преподавательского состава. И нашему учебному заведению выпала честь, на момент своего становления видеть в рядах своего преподавательского состава такие юридические умы своего времени, как М.С. Строгович, Е.А. Лукашева, В.С. Нерсесянц.


Заика К.Ю.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ