Развитие юридического образования нуждается в изучении исторического опыта становления системы юридических школ в целом, а также ведущих правовых школ, в частности. Сложно переоценить значение юридического образования, так как одной из важнейших его функций является формирование юридического самосознание, не только профессиональных юристов, но и боль шинства обывателей. А юридическое, правовое сознание является одним из столпов и также показателем, развития культуры и общества в целом. Как весьма точно подметил судья Американского Верховного суда, профессор Гарвардского университета и просто видный политический деятель Феликс Франкфуртер: « В конечном счете, какие юристы, такое и право. А право и юристы такие, какими делают их юридическое образование». Этапы развития юридического образования напрямую связаны с историческими этапами политического развития. Это свойственно всем странам в мире. И Россия не исключение.
Волею судеб основателями юридического образования в России можно назвать Петра первого и М. Ломоносова. Указом императора было ускорено создание Академии наук, среди трех факультетов которой был и юридический. А М. Ломоносов и его научная школа заложили методологические основы для развития высшего юридического образования в России. В эту же эпоху был открыт и Московский университет, ставший наравне с Академией наук одним из важных центров науки и образования в то время. Создание этих учебных заведений стало переломным моментом, изменившим положение юриспруденции и отношение к ней в обществе. Так как до второй половины 18го века ситуацию вполне можно было назвать плачевной.
В допетровскую эпоху право рассматривалось исключительно как государственная монополия. Естественно это не способствовало развитию юриспруденции как самостоятельной науки. Она носила сугубо прикладной характер и больше напоминала ремесло, так как носителями правовых знаний и умений были только те люди, кто был задействован в процессе судопроизводства. Обучение так же проходило на практике. Юристами в те времена можно было назвать: дьяков, подьячих, казначеев, стряпчих, ходотаев. Деятельность в данных должностях и на такой работе была чисто механическим подбором и переписыванием соответствующих цитат из правовых актов. Получается на тот момент сферу работы с законами вряд ли можно было назвать интеллектуальной и вполне естественно, что «никто из дворян.не желал подвергнуть себя игу работы в бесконечной переписке громад бумажных.. »
Развитие образования в России всегда было государственным делом. Открытие во второй половине 18го начале 19го века ряда университетов в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и конечно же Москве, позволяло обозначить общую политическую направленность образования на научный поиск, освоение новых методов и поиск новых философских концепций и подходяще модели образования.
Если говорить об истории развитии Российского юридического образования, то выделяют 3 периода:
С середины 18го века до 1835 года. То есть до первого Общего устава императорских российских университетов. Это этап зарождения и становления российского университетского образования. Он характерен, почти слепым копированием достижений западной науки и слишком сильным акцентом на теоретическую, философскую сторону права. Словно в противовес тем принципам образования, что существовали до этого периода. Как и предъидущая модель образования, эта была несколько однобокой.
1835-1863. Период между первым и выходом второго Общего устава императорских российских университетов 1863г. Устав 1835г. создал необходимую обстановку для усвоения позитивного правопонимания в России. Так что данный этап был ориентирован на преподавание норм действующего права. Обозначилась четко выраженная тенденция отхода от абстрактности и философской направленности науки и ее движение в сторону государственных и социальных потребностей. Именно на этом этапе изменилось общественное отношение к юриспруденции. Повысилась социальная значимость профессии, а соответственно и интерес к ней.
В период с1863 по 1917 годы произошел ряд исторических событий отразившийся на системе юридического образования. Консервативный поворот во внутренней политике, систематизация Российского законодательства, критика естественно - правовой теории и усиление значимости идей исторической школы права, чья идеология весьма импонировала самодержавию, повлекли выход Общего устава императорских российских университетов 1884года. Это выразилось в усилении утилитаризма в подготовке юристов, в переходе к догматической модели образования. Данная модель просуществовала до 1917 года как наиболее оптимальная и устойчивая.
Как уже было сказано выше, Московский университет, был одним из главных центров развития науки тех времен. Для его открытия было положено много стараний. И определенно, одной из главных движущих сил, создавших это учебное заведение выступила деятельность Михаила Васильевича Ломоносова. Этот великий ученый, будучи ярым сторонником развития отечественной науки и образования, разработал проект Московского государственного университета. Михаил Васильевич верил в то, что положение народа можно улучшить, повышая уровень культуры и образования в обществе, связывая психологическое и нравственное состояние человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни. Он ратовал за доступность образования, даже высшего в независимости от сословной принадлежности. Настаивал на том, чтобы образование было именно научным, систематическим, методологическим, светским. В университетах Ломоносов видел не просто образовательные учреждения, а оплот науки.
Именно таким оплотом Московский университет, а в последствии МГУ и стал для Российской империи, Советского союза, Российской Федерации.
У истоков первого российского парламента — Государственной Думы, стояли либеральные профессора и выпускники Юридического факультета, трое из них стали председателями Государственной Думы: С.А. Муромцев — 1-й, Ф.А. Головин — 2-й и Н.А. Хомяков — 3-й. Всего же в состав Государственной Думы четырех созывов 1906-1917 гг. было избрано около 80 юристов Московского университета, некоторые из них: В.А. Виноградов, Ф.А. Головин, А.В. Еропкин, Е.П. Ковалевский, А.А. Коняхин, Н.Н. Кутлер, В.Н. Львов, И.Я.
Сагателян, кн. Д.Н. Святополк-Мирский, кн. Д.Д. Урусов, Х. Хасмамедов, Г.А. Шечков и Н.П. Шубинский — работали по два созыва, а М.С. Аджемов, Н.Н. Львов, А.З. Танцов, Н.А. Хомяков были депутатами три срока.
После Октябрьского переворота 1917 г. началась коренная ломка всей «буржуазной» системы высшего образования — так называемая советизация, в ходе которой Юридический факультет претерпел несколько реорганизаций, а в 1931 г. и вовсе прекратил свое существование. Так, 23 декабря 1918 г. Постановлением Наркомпроса РСФСР Юридический факультет Первого Московского государственного университета был упразднен «ввиду совершенной устарелости учебных планов», в 1919 г. на его месте открыли Факультет общественных наук (ФОН) с правовым отделением, в 1925 г. на базе ФОН был создан Факультет советского права (ФСП), который в 1931 г. был ликвидирован, а на базе его открыты Институт советского права при Наркомате юстиции и Институт советского строительства при ВЦИК. Вместе с ФСП ненужным оказалось университетское юридическое образование, а подготовкой юристов-практиков занялись ведомственные институты.
Ныне существующий Юридический факультет воссоздан в структуре МГУ 7 марта 1942 г., когда только завершилось одно из тяжелейших сражений Великой Отечественной войны — битва за Москву. Кафедра была создана 7 марта 1942 года и первоначально называлась «Кафедра земельного и колхозного права».Это название кафедра носила до 1989 года. В марте 1989 года она была переименована в кафедру сельскохозяйственного права и правовой охраны окружающей среды, в декабре 1989 — в кафедру экологического и земельного права. Такое название кафедра сохранила до сегодняшнего дня . работы, которые заложили теоретический фундамент экологического права и земельного права как отраслей юридической науки, сформировали научные и учебнометодические основы преподавания соответствующих учебных дисциплин и, на этой базе — развития экологического и земельного права как самостоятельных отраслей права и законодательства.
Считаю необходимым отметить, что хоть косвенно, но у истоков становления нашей Академии, стоял Московский Государственный Университет, в лице своих выпускников и преподавателей. Ведь главным показателем уровня учебного заведения является не число филиалов и количество студентов, а качество их подготовки, престиж преподавательского состава. И нашему учебному заведению выпала честь, на момент своего становления видеть в рядах своего преподавательского состава такие юридические умы своего времени, как М.С. Строгович, Е.А. Лукашева, В.С. Нерсесянц.
Заика К.Ю.
императорский российский университет, устав императорский российский, московский государственный университет, общий устав императорский, втора половина 18го, выход общий устав, юридический образование россия, развитие юридический образование, дума созыв 1906, государственный дума созыв, устав императорский российский университет, общий устав императорский российский, выход общий устав императорский, дума либеральный профессор выпускник, государственный дума либеральный профессор, факультет трое сталь председатель, юридический факультет трое сталь, выпускник юридический факультет трое, профессор выпускник юридический факультет, трое сталь председатель государственный,