СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Ораторское мастерство. искусство выступать влиять вдохновлять и убеждать. А. Ф. Кони о достижении мастерства ораторского искусства


В холодной аудитории собрались люди: рабфаковцы, интеллигентные дамы и старики, случайно забредшие матросы. Скучающая и озябшая публика ожидала лектора, который, судя по расклеенным плакатам, должен был читать лекцию об И. С. Тургеневе. Вошедший в зал лектор представлял собой невысокого хромающего старика, который тихим голосом поздоровался с аудиторией. Он был не похож на остальных профессоров, читавших в те же годы лекции «для народа» с одинаковой игривой манерой и имевших обыкновение начинать лекцию с незатейливой шутки. Сев за большой стол, он спокойно начал свою речь о былых временах, о героях, которые никогда не жили... Слова лектора оказывали удивительное воздействие: столь разнообразная аудитория внимала каждому слову оратора. То была высокохудожественная, красивая литературная речь и в то же время понятная и доступная для каждого. Совершалось то, к чему и стремился лектор, — аудитория думала и чувствовала вместе с ним, захваченная великой и волшебной силой слова.

Тем лектором был Анатолий Федорович Кони - судебный и общественный деятель, сенатор, член Государственного совета, тонкий ценитель искусств и литературы, плодовитый публицист и доктор уголовного права, профессор и член Академии наук . Безусловно, фигура видная и значимая в истории России. Для меня эта личность открывается с другой грани: А. Ф. Кони известен еще и как великий судебный оратор, о чем свидетельствуют воспоминания его современников, его труды, в которых мы можем ознакомиться с содержанием его речей, а также найти ценные указания о том, как правильно с точки зрения содержания и формы излагать свои мысли, готовиться к выступлениям, как держать себя на публике.

Профессия юриста, на мой взгляд, обязывает владеть умением выступать публично, грамотно и красиво говорить, логично и последовательно выражать свои мысли, защищать и аргументировать свою позицию в дискуссиях, прениях, спорах. Качество содержания и формы речи судебного оратора - обвинителя или защитника - и вовсе, пусть и косвенно, порой определяет исход судебного разбирательства.

Но как овладеть мастерством ораторского искусства? Как стать красноречивым? Как научиться вызывать интерес у публики и приковывать ее внимание?

Такие же вопросы задавали А. Ф. Кони во время беседы воспитанники выпускного класса Училища правоведения в конце 1870-х гг. на что А. Ф. Кони отвечал: красноречие - частью дар, данный от рождения, частью способность, приобретенная путем надлежащего воспитания и образования, поэтому каких- либо указаний для того, чтобы обрести красноречие, дать невозможно. «Иное дело уметь говорить публично, т. е. быть оратором. Это уменье достигается выполнением ряда требований, лишь при наличности которых можно его достигнуть. Этих требований или условий, по моим наблюдениям и личному опыту, три: нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами.. Наконец, сказал я, нужно не лгать.»

Первое напутствие, которое дает нам А. Ф. Кони - это знание предмета своей речи. Для того чтобы рассказывать о чем-либо, необходимо тщательно и досконально это изучить, во всех подробностях и деталях. Особенно это относится к судебному оратору: изучение дела (пусть даже и многотомное) во всех его частях, его тщательный анализ, изучение вещественных доказательств и показаний свидетелей - основа всех аргументов со стороны защиты или обвинения. Изучив предмет, Кони призывает нас определить для себя все положительные и отрицательные качества предмета. Независимо от того, какую бы позицию вы не отстаивали, всегда полезно знать заранее аргументы оппонента и быть готовым достойно держать удар.

Следующее требование: знание своего родного языка и умение им владеть. Русский язык - богатый, живой, выразительный, могучий. Обогащайте, совершенствуйте свою устную речь, читая великих русских классиков, в то же время оберегайте ее от различного рода «сора». Не стоит забывать и о том, что слишком перегруженная речь, употребление сложных конструкций и оборотов тяжело для восприятия публикой - «нужна легкая форма, в которой сверкает пламень мысли и искренность чувства».

Наконец, третье правило: не лгите. Кони говорит о том, что в жизни русского человека есть три вида лжи: «он говорит не то, что думает,- это ложь по отношению к другим; он думает не то, что чувствует,- это ложь самому себе, и, наконец, он впадает в ложь, так сказать, в квадрате: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует.» Любой из этих видов лжи в речи оратора лишает ее силы убеждения и интереса публики, которая всегда тонко чувствует

отношение говорящего к предмету своего выступления. Устное слово по отношению к слову письменному имеет большое преимущество - оно живое, оно несет в себе чувство, которое связывает говорящего и слушающего. Если же оратор сам не верит тому, о чем вещает, то его слово теряет эту особую животворную силу и речь его уже не способна оказать влияние, заставить слушателей поверить говорящему. Неискренние громкие слова и напыщенные фразы теряют свое содержание и уступают перед простыми, но произнесенными от чистого сердца.

Таковы основные правила, которым должен следовать тот, кто хочет научиться говорить и быть услышанным, тот, кто хочет словом своим влиять и убеждать.


Ризванович Л. C.Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной Прокуратуры РФ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ