СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационные технологии в юридическом образовании: основа для модернизационного прорыва


В технологиях - будущее Д.А. Медведев

Необходимость модернизации различных сфер общественной жизни в современной России ставит на повестку дня подготовку высококлассных специалистов. Но, на сегодняшний день, быть таким специалистом - значит быть в центре всех новых технологий.

Появление новых информационных технологий всегда являются толчком для дополнения и расширения традиционных форм организации образовательного процесса. Существуют новые формы организации образования, основанные на использовании ПК, мультимедийных учебников и средств коммуникаций, представляющих собой качественно новую технологию обучения. Интерактивное обучение с помощью ПК проводиться без отрыва от работы и практически без выездов с места проживания обучаемых, что особенно важно для людей с ограниченными возможностями (инвалидов), которые смогут обучаться в домашних условиях.

Всему этому в какой-то степени мы обязаны болонскому процессу. Существует множество мнений говорящих в пользу или в противовес основным позициям этого процесса, каждое из которых имеет право на жизнь. Так, Александр Логунов считает, что: «включение в болонский процесс позволит нам продвинуться в самой образовательной культуре от традиций века девятнадцатого к системе века двадцать первого, в которой каждый человек имеет право распоряжаться собой, своим временем и нести за это ответственность.

Россия являясь участником болонского процесса, нередко оказывается перед выбором: развивать и поддерживать собственную национальную систему образования, или «слиться» с политикой ЕС. Анализируя текущую политику государства в сфере реформирования юридического образования в нашей стране, следует сделать вывод о том, что Россия выбрала некую универсальную модель поведения, что подтверждает переход на бакалаврскую систему образования и издания указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». В этом указе имеется достаточно много указаний на преобразование, повышения качества и «наведения порядка» в структуре юридического образования. Как и в любом другом юридическом акте там присутствует множество «плюсов» и «минусов». Например, одним из таких минусов является то, что право на оказание юридических услуг предлагается сохранить лишь за адвокатами, поверенными и нотариусами, это может привести к «адвокатской монополии».

По поводу внедрения инноваций и реформирования юридического образования, хотелось бы предложить следующие нововведения в учебный процесс юридических ВУЗов и факультетов.

Нововведения в учебный процесс юридических ВУЗов и факультетов

    • Необходимо поднять качество нашего образования путем внедрения новой образовательной технологии, напрямую связанной с использованием спутниковых систем. Это позволит оперативно передавать контент от преподавателя учащемуся в любом конце света. Выход за пределы территории может дать нам новое понимание образования - повседневность и вседоступность. Но и здесь не обойдется без проблемы. Простота технологии и достойный уровень компьютерной грамотности - вот реальный залог повышения качества юридического образования.
    • Повышение качества знаний посредством обучающих компьютерных программ, все это послужит получению, закреплению знаний и умений каждым индивидуально.
    • Экзамены, зачеты и различные срезы - это утомительное действо, по окончанию которого истощаются силы, как преподавателей, так и учащихся. Перевод контроля знаний по основным предметам в электронный вид позволит уменьшить нервозность и волнение, а также исключить боязнь преподавателя которые зачастую не позволяют некоторым студентам нормально показать свои знания. Причем, проверку знаний можно проводить через столь популярные социальные сети, например, vkontakte, odnoklassniki, twitter, и другие.
    • Во многом поможет и метод «говорящих голов»: телемосты, видеоинтервью, записи конференций и семинарских занятий на видео. Это позволит научить будущих юристов-профессионалов свободно держать себя перед аудиторией, телекамерой, четко и грамотно излагать мысли. Также надо поддержать мысль о трансляции защиты ВКР в интернете.
    • Введение в учебный процесс новых электронных технологий. Например, «Microsoft Kinect», при помощи которого можно будет вести преподавание таких учебных дисциплин, как: судебной медицины, путем демонстрации вскрытия виртуального трупа в учебном классе; криминалистики - имитация рабочей ситуации эксперта-криминалиста на выезде, и других.
    • Произвести электронную многоуровневую библиотеку, включающую в себя: перечень внутривузовской литературы «внутренний читальный зал», и перечень дополнительной литературы различных библиотек (таких как: электронной библиотеки диссертаций Российской Государственной библиотеки; центральной библиотеки образовательных ресурсов и т.д.) «внешний читальный зал», что позволило бы систематизировать необходимую литературу для комфортного обучения в один источник и изолировать обучающихся от огромного количества коммерческих и других сайтов.
    • Создание единой для всех ВУЗов электронной базы «вопрос-ответ», суть которой состоит в том, что обучающийся может задать любой вопрос который ему непонятен по той или иной дисциплине не только своему преподавателю в ВУЗе, но и «светилам наук» нашей страны, которые находятся во главе этой базы.
    • Создать единое виртуальное профессиональное сообщество студентов- юристов, которое им позволит: общаться между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

Следует также обратить внимание на то, что при внедрении компьютеризации и различных видов контроля знаний (например, тестирования), обучающийся теряет возможность проявления спонтанности и креативности в непредвиденных (критичных) ситуациях. Ярким примером этого может послужить цитата из книги Ритцера: «Пилоты, ведущие современный компьютеризированный самолет (как «Боинг 777» или «Аэробус 380»), тоже контролируются и вследствие этого дисквалифицируются. Вместо того , чтобы вести самолет «по наитию» и время от времени пользоваться старомодным автопилотом при выполнении наиболее простых маневров, современным пилотам можно нажать несколько кнопок и откинуться в кресле, пока самолет движется к пункту прибытия и садится на заранее определенную посадочную полосу».

Однако, помимо внедрения инноваций, модернизации и реформирования образования, следует так же обращать внимание на работу в сфере общественной морали и взглядов государственного руководящего субъекта на нашу образовательную систему в целом и частности. Режет душу факт, когда руководитель от образования высказался следующим образом: «Мы должны ориентироваться на средних учеников, нам больше нужны люди, способные пользоваться уже созданными технологиями...». Такая позиция будет крайне негативно отражаться на реализации совершенствования образования. Так же кроме этого, необходимо совершенствовать общественную мораль и ее взгляды. Примером того, какой должна быть эта мораль можно выделить японское всеобъемлющее движение «КАЙЦЕН» (постоянное совершенствование во всех областях и на всех уровнях).

Принципами японское всеобъемлющее движение «КАЙЦЕН» (постоянное совершенствование во всех областях и на всех уровнях)

  • завтра быть лучше, чем сегодня;
  • серьезное отношение к мелочам;
  • устанавливать все более высокие стандарты и соблюдать их.

Глобальная конкуренция существует везде. У России неплохие шансы для достижения ведущих позиций в сфере образования. Юридическое образование, являясь гуманитарным по сути, давно нуждается во внедрении новых технологий. Россия исторически недавно занимала ведущую роль по качеству образования в мире, но и сегодня мы удерживаем 4 место в этой системе.


Нестерова Т.В.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ