СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


В условиях совершенствования механизма защиты прав человека проблема соблюдения гарантий прав и свобод, обеспечения достоинства


В ходе уголовного судопроизводства, в процессе которого затрагиваются практически все конституционные права и свободы человека, соответствующим государственным органам в пределах их полномочий предоставляется право применять меры принуждения к лицам, не исполняющим требования уголовнопроцессуального закона, или для предупреждения такого неисполнения. Заключение под стражу относится к мерам государственного принуждения, которые в наибольшей степени ограничивают права и свободы граждан, включая право на свободу и личную неприкосновенность. Мера пресечения может быть избрана по возбужденному уголовному делу, применяется только к обвиняемому и л '''ишь''' в исключительных случаях к подозреваемому, в связи, с чем, процессуальное законодательство устанавливает особые гарантии законности и обоснованности избрания данной меры пресечения.

  • Во-первых, заключение под стражу избирается только по судебному решению. Это принципиальное положение получило статус конституционной нормы и почти 10 лет пробивало себе дорогу в практику, начав действовать с 1 июля 2002г.
  • Во-вторых, заключение под стражу избирается при невозможности применения другой, более мягкой меры пресечения. «Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства не должно быть общим правилом» - гласит ст.9 Пакта о гражданских и политических правах. Согласно п.6.1 Токийских правил «предварительное заключение под стражу используется в судопроизводстве по уголовным делам как крайняя мера при условии должного учета интересов расследования предполагаемого правонарушения и защиты общества и жертвы».
  • В-третьих, специальным условием избрания заключения под стражу является обвинение (подозрение) в совершении преступления средней тяжести, тяжких или особо тяжких. Данное условие нуждается в ограничительном толковании. Заключение под стражу может применяться только тогда, когда реально возможно назначение наказания в виде лишения свободы.

Сегодня, к сожалению, суды все охотнее избирают подследственным исключительную меру пресечения и не спешат ее изменять вплоть до постановления приговора. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2007 году судами окончено рассмотрение 205 012 уголовных дел с мерой пресечения в виде заключения под стражу, в 2008 году - уже 232 584 дела. Увеличение таких дел за один год составило примерно 12,5 процентов. Как говорил быв'''ши'''й глава ФСИН Ю.И. Калинин: «У нас изл'''ишн'''е часто помещают людей под стражу. В прошлом году, из зала суда было освобождено 65 тысяч человек, около двух тысяч из них - из-за отсутствия состава преступления. То есть, они содержались под стражей просто так. И никто за это не понес ответственности. Что касается остальных, им вынесли наказания, не связанные с лишением свободы. Это значит, что люди не совершали опасных преступлений, стало быть, не представляли для общества никакой угрозы»

Европейский суд многократно подчеркивал, что основания содержания под стражей лица должны быть конкретными, реальными и обоснованными, т.е. подтверждаться достоверными сведениями. В случае вынесения решения суды должны указывать конкретные обстоятельства, составляющие эти основания, а также доказательства, подтверждающие наличие этих обстоятельств (Кляхин против России. Постановление ЕСПЧ от 30 ноября 2004г.

Дознаватель и следователь, возбуждая перед судом ходатайство об избрании меры пресечения, лишь только указывают суду на основания избрания данной меры пресечения указанные в ч.1 ст. 97 УПК РФ, не представляя суду никаких фактических доказательств либо обоснований осуществления обвиняемым (подозреваемым) действий указанных в вышеуказанной статье, тогда как в ч.1 ст.108 говорится: «При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение», а не возможные домыслы, предположения следователя или дознавателя, не подкрепленные фактическими доказательствами, в связи с чем становится актуальным вопрос: « А откуда должен взять судья доказательства, на основании которых он принимает постановление об избрании меры пресечения, если дознаватель и следователь возбуждая перед судом ходатайство об избрании таковой, на практике никаких фактических доказательств необходимости избрания меры пресечения не указывают, а лишь ссылаются на возможность наступления последствий указанных в ч.1 ст. 97 УПК РФ».

Пункт 2 ч.1 ст.97 указывает в качестве одного из оснований избрания меры пресечения то, что обвиняемый может продолжать заниматься преступной деятельностью. Опасность совершения обвиняемым других, новых преступлений справедливо оспаривается, как основание для избрания меры пресечения. Ограничение личной свободы обвиняемого «несоизмеримо с вероятным злом совершения им новых преступлений, уже потому, что последние могут не наступить». Вывод о возможности совершения других преступлений противоречит презумпции невиновности, которая предполагает невиновность даже в прошлых преступлениях, не говоря уже о будущих.

Буртасова А.В. МосУ МВД России




МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ