СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Суд присяжных в Чечне


На настоящий момент суд присяжных в Российской Федерации действует уже несколько лет. Судами присяжных и Кассационной палатой Верховного суда РФ наработан значительный массив практики, в котором отразилась спорность и неоднозначность трактовок судами некоторых норм действующего уголовно-процессуального законодательства, регулирующего деятельность суда присяжных. Кроме того, результаты рассмотрения уголовных дел судами присяжных вызывают как среди практиков, так и среди теоретиков уголовного процесса неоднозначную оценку. Высказываются критические замечания и в отношении законодательства, регламентирующего работу суда присяжных. Возращение к такой форме правосудия как суд присяжных произошел уже в наше время. С этого времени идёт жаркий спор об обоснованности этого преобразования, и о перспективах развития суда присяжных в России. С 1991 года в Российской Федерации началась судебная реформа, одним из направлений которой являлась возрождение суда присяжных в нашей стране. В России данный институт действовал с 1864 по 1922 годы.

16 июля 1993 года, когда были приняты Закон РФ № 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовнопроцессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" и Постановление Верховного Совета РФ № 5451/1-1 о порядке введения в действие этого закона, фактом современной российской правовой действительности стал суд присяжных. Этими нормативными актами было положено начало возрождению суда присяжных, известного пореформенному русскому уголовному процессу.

Чечня стала последним российским регионом, где заработал этот судебный институт. Официально суд присяжных начал функционировать в республике с 1 января 2010 года. В ноябре 2009 года Конституционный суд (КС) разъяснил, что введение судов присяжных на всей территории России, которое было обязательным условием прекращения действия моратория на смертную казнь (Конституция гарантирует человеку, которому грозит высшая мера наказания, право требовать суда присяжных), «не создает возможность назначения этой высшей меры наказания». Отсутствие присяжных в судах Чечни было официальным залогом существования моратория на казнь. После решения КС препятствие для процессов с заседателями в республике исчезло.

Сразу же были сформированы списки присяжных заседателей. В основной список вошли 6040 кандидатов, в запасной — 1200 человек. Как известно, Чечня была единственным регионом в РФ, где вплоть до прошлого года не действовали суды присяжных, предусмотренные Конституцией РФ. Задержка была во многом вызвана чисто организационными моментами, возникали проблемы с формированием коллегии присяжных, а также необходимо было соблюдать равенство прав и обязанностей разных народов. Хотелось бы подчеркнуть, что суд присяжных способствует преодолению корпоративной замкнутости судебной власти, изменению отношения судей к непрофессиональному элементу в правосудии не только в самом суде присяжных, но и в иных правовых формах. Распределение судебной власти между двумя независимыми друг от друга её субъектами позволяет персонифицировать ответственность профессионального судьи за законность рассмотрения дела, исключив при этом опасность единоличного произвола с его стороны.

Особое место суда присяжных в системе сочетания единоличных и коллегиальных начал в отправлении правосудия по уголовным делам определяется его потенциальной способностью оказывать влияние на всю систему правосудия, тем самым повышая качество всей юрисдикционной деятельности и дающая обвиняемому возможность в предусмотренных законом случаях апеллировать к независимой коллегии непрофессиональных судей. Практика деятельности присяжных судов не наработана, она должна развиваться. После того как ввели институт суда присяжных резко увеличилось число оправдательных приговоров, поскольку работники следственных органов и прокуроры не были готовы к нюансам деятельности данного института, неумело доказывали обвинение в условиях состязательности. Однако не стоит упускать из вида и непрофессиональность присяжных заседателей, которые порой принимают решение, полагаясь на чувства и эмоции. На сегодняшний день все больше уголовных дел рассматриваются коллегиально. По моему мнению, необходимо еще больше расширить перечень дел, которые могут рассматриваться судами присяжных для развития данного института в нашей стране. Увеличение количества судов присяжных не является решением проблемы. Наиболее эффективным является развитие судом присяжных в плане профессиональности и принятия правильных решений.

Полиенко Н.А. ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»




МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ