СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Современные проблемы обеспечения безопасности свидетелей в уголовном судопроизводстве и пути их решения


Свидетель как участник уголовного судопроизводства играет важнейшую роль в решении одной из приоритетных задач уголовного процесса - установлении истины и восстановлении картины преступления.

В России ежегодно около десяти миллионов человек выступают в качестве свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения либо отказа от дачи правдивых показаний. Названные обстоятельства побуждают многих лиц уклоняться от свидетельствования любыми способами, что самым негативным образом сказывается на ходе расследования уголовных дел. Поэтому обеспечение безопасности участников процесса и их близких - одно из важнейших условий достижения целей и задач процессуальной деятельности по уголовным делам, выступающее в качестве наиболее эффективного средства противодействия преступности и получения доказательственной информации о событии преступления.

В целях выработки единой системы мер по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, а также их родственников и близких Постановлением Правительства РФ была официально утверждена программа «Обеспечение безопасности потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».

С 6 сентября 2008 года в соответствии с Указом Президента РФ Дмитрия Медведева в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ). По данным УОГЗ, сотрудники МВД РФ в 2009-2010 годах взяли под государственную защиту около 1500 свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства.

Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (ЦОГЗ) ГУВД был создан и в Саратовской области. Так, по данным пресс-службы ГУВД Саратовской области в прошедшем 2010 году при защите свидетелей Центр использовал 70 мер безопасности. Оперативникам удалось обеспечить неприкосновенность 45 человек .

Самыми распространенными способами предлагаемой защиты остаются личная охрана, охрана жилища и обеспечение конфиденциальности информации. В том, что эти меры применяются редко и работают плохо, представители МВД и Генпрокуратуры выделили три основные группы проблем технические, бюрократические и кадровые.

Так, в судах нет специальных помещений и аппаратуры для изменения голоса. Поэтому допрос свидетелей проводится в импровизированных условиях, которые не позволяют решить вопросы обеспечения безопасности этих лиц.

Чтобы получить деньги на защиту, оперативники должны собрать и предоставить в специальное подразделение своего ведомства целый пакет документов, включая финансово-экономическое обоснование применения выбранной меры безопасности, аргументирующие документы и прочее. При этом они легко могут получить немотивированный отказ, а при положительном ответе деньги из бюджета придут в лучшем случае через месяц, хотя применение многих мер безопасности носит, как правило, безотлагательный характер.

Проблема еще и в том, что практически в каждом силовом ведомстве существует свое подразделение, осуществляющее защиту свидетелей и потерпевших, да еще и не одно. Например, в МВД на это есть специальное управление, но помимо него в этом министерстве защиту еще могут осуществлять подразделение собственной безопасности и командиры внутренних войск. Единой же службы, курирующей вопросы защиты по всей правоохранительной системе, нет. В результате, нуждающийся в защите человек на этапе следствия и судебного процесса может передаваться «из рук в руки». Также возможна и конкуренция разных ведомств при защите фигурантов.

В связи с этим предлагаем:

  • во-первых, закрепить в уголовно-процессуальном законодательстве порядок принятия решения о применении и отмене мер безопасности и мер социальной поддержки свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
  • во-вторых, обеспечить соответствующей материальной базой правоохранительные органы;
  • в-третьих, упростить процедуру получения свидетелями всех необходимых, для его безопасности, способов защиты;
  • в-четвертых, необходимо создать единую для всех правоохранительных органов государственную службу защиты свидетелей и иных участников.

Видится, что рассматриваемая проблема имеет принципиальное значение для обеспечения конституционного порядка в Российской Федерации, поскольку многие права человека, предусмотренные Основным законом страны, могут быть нарушены, если не будет обеспечена безопасность участников уголовного судопроизводства.

Кустова Екатерина Михайловна, СГЮА




МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ