СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемные вопросы проверки сообщения о преступлении


Для уточнения наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела проводится обязательная проверка сообщения о преступлении. Проверка сообщения о преступлении представляет собой его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении государственных органов или должностных лиц, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение. Можно выделить две группы проблем проверки сообщения о преступлении.

Самой распространенной проблемой в правоприменительной деятельности является недостаточность сроков, установленных УПК РФ, что обусловлено спецификой состава преступления, обстоятельств произошедшего, субъекта преступления, характеристикой иных участников складывающихся общественных отношений. Например, при совершении кражи из грузового автомобиля ТМЦ водитель не может достоверно сказать, какое имущество похитили, в каком объеме, какой ущерб причинен и кому. Ответы на такие запросы приходят порой через 3-4 месяца .

В таких случаях следователь, дознаватель зачастую вынуждены выносить необоснованное и незаконное решение (т.к. сроки проверки истекли). В последствии эти решения могут быть отменены прокурором, руководителем следственного органа и возвращены для проведения дополнительной проверки, что будет отнимать время сотрудника, а порой влечет привлечение его кответственности .

Чтобы этого не происходило, Анашкин О.А. предлагает исключить из ч. 1 и ч. 3 ст. 144 УПК РФ, трех и десяти суточный срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, а также отменить ст. 148 УПК РФ. При этом он предлагает возбуждать уголовные дела по всем сообщениям о преступлении, после чего, проводить дознание и предварительное следствие и при установлении оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ, уголовное дело прекращать.

Мы данную поз'''ици'''ю не поддерживаем и считаем, что в ст.144 УПК РФ необходимо внести изменения и предусмотреть возможность продления срока проверки сверх 30 суток до получения ответа на запрос, заключения специального исследования, а также получения результатов ревизии и документальной проверки. Также считаем целесообразным внести изменения в ч. ст. 146 УПК РФ, предусмотрев необходимость немедленного принятия решения о возбуждении уголовного дела в момент установления основания.

Вторую группу проблем составляют вопросы регламентации способов осуществления доследственной проверки. Согласно положений УПК РФ достаточные данные, необходимые для принятия решения о возбуждении уголовного дела, возможно установить из заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142), рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 143), постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования (ст. 140), результатов документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов (ст. 144 ч.3), данные предоставленные редакцией СМИ (ст. 144 ч. 2), ответов на поручения и запросы (ст. 21 ч. 4), протокола осмотра места происшествия (ст.176 ч.2), протокола освидетельствования (ст.179 ч. 1), протокола осмотра трупа (ст. 178 ч. 4). Возможными способами проверки выступают также выработанные практикой: истребование предметов и документов, получение объяснения, производство специальных исследований и привлечение к их проведению специалистов.

Отсутствие детальной регламентации в УПК РФ способов доследственной проверки приводит к отсутствию единой процедуры проведения проверочных действий, невозможности установления оснований для возбуждения уголовного дела, утрате будущих вещественных доказательств, а порой и к нарушению прав и законных интересов участников уголовного процесса .

Для решения данных проблем мы предлагаем:

  1. закрепить в УПК РФ право должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительную проверку сообщений о преступлениях, получать объяснения от заявителей, очевидцев и иных осведомленных о совершенном преступлении частных лиц и должностных лиц на предмет собирания недостающих сведений о преступлении;
  2. внести изменения в УПК РФ и разрешить до возбуждения уголовного дела помимо имеющихся производство всех следственных действий, необходимых для сбора доказательственной базы на первоначальном этапе, а именно, помимо вышеуказанных: допрос свидетелей, потерпевших, изъятия образцов для сравнительного исследования и производство судебной экспертизы.

Таким образом, можно сделать вывод, что проверка сообщений о преступлениях, являясь важной составляющей стадии возбуждения уголовного дела, несомненно, нуждается в детальном урегулировании нормами уголовнопроцессуального права. Необходимо, чтобы ее способы и средства были едиными на всей территории РФ, а сама проверка имела четко определенный порядок проведения и форму закрепления результатов. Только в этом случае можно будет признать стадию возбуждения уголовного дела полностью соответствующей своему назначению и отвечающей стоящим перед ней задачам.

Рубцова Ю.С. МосУ МВД РФ




МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ