СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Вопросы формирования коллегии присяжных заседателей


В 1991 году в России произошли коренные изменения во всех сферах жизни общества. Связаны они были в первую очередь с распадом Советского Союза и выделением нового суверенного государства - Российской Федерации. Судебная система также не могла не отреагировать на данные изменения. Одним из составляющих элементов новой системы стал суд с участием представителей народа - суд присяжных.

Нельзя сказать, чтобы этот институт судебной власти был и является идеальным, как с точки зрения правового регулирования, так и с точки зрения правоприменения. Актуальность предложенной темы состоит в том, что в настоящее время, исходя из уголовно-процессуального законодательства и судебной практики, рассмотрение уголовного дела коллегией присяжных заседателей, в которой участие хотя бы одного заседателя является недопустимым, в любом случае влечет отмену вынесенного с участием коллегии присяжных заседателей приговора и направление уголовного дела на новое рассмотрение, а это, в свою очередь, выливается, с одной стороны, в расходование бюджетных средств, а с другой, что не менее важно, в увеличение сроков рассмотрения уголовного дела. Помимо этого, возникают проблемы другого рода. Так, в некоторых случаях для того, чтобы сформировать коллегию из 12 основных и двух-четырех запасных присяжных заседателей, работникам суда приходилось вызывать по 500 кандидатов в присяжные заседатели на первое заседание. Реально в суд приходит всего 20-30 человек.

В связи с изложенным, в литературе сформировался ряд точек зрения, целью авторов которых стало совершенствование процедуры отбора коллегии присяжных заседателей.

  • Например, высказано мнение о том, что составленные списки кандидатов в присяжные заседатели должны более широко публиковаться в средствах массовой информации. Некоторые идеальным вариантом считают введение ценза «благонадежности» для лиц, подлежащих включению в списки присяжных заседателей по аналогии с тем, который существовал в дореволюционной России.
  • Ряд исследователей указывают на необходимость проведения государственными органами проверок кандидатов в присяжные заседатели. Например, для проверки сведений о кандидатах в присяжные заседатели целесообразно «наведение справок, направление запросов, а также поручений в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности».
  • Кроме того, высказано мнение, что облегчить составление предварительных списков кандидатов в присяжные заседатели поможет вручение последним за несколько часов перед приглашением их в зал судебного заседания анкет с вопросами, ответы на которые помогут исключить из числа присяжных заседателей лиц, не имеющих права участвовать в отправлении правосудия в качестве представителей народа. Также высказана позиция о необходимости создания комиссии по составлению списков присяжных заседателей в каждом субъекте РФ.
  • Еще одной мерой, направленной на повышение качества стадии формирования коллегии присяжных заседателей может быть введение уголовной ответственности за заведомо ложные объяснения на стадии формировании коллегии присяжных заседателей в судебном заседании.

Исходя из изложенного, можно заключить, что проблема формирования коллегии присяжных заседателей многогранна. Она может быть рассмотрена с точки зрения организации процесса составления списков, а в последствии формирования коллегии присяжных заседателей, психологической, предполагающей исследование желания и возможности граждан быть привлеченными в качестве присяжных заседателей, социально-экономической, определяющей состав лиц, привлекаемых к отправлению правосудия и т. д.

В результате проведенного исследования можно выдвинуть следующие предложения о совершенствовании порядка формирования состава присяжных заседателей: во-первых, создание специальной комиссии субъекта РФ с соответствующими полномочиями, в обязанности которой будет входить составление списков присяжных заседателей в каждом субъекте РФ, во-вторых, введение ценза благонадежности, который будет характеризоваться элементами выборности кандидатов в присяжные заседатели от предприятий, разнообразных общественных организаций; в-третьих, внесение изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части проведения проверок сведений о кандидатах в присяжные заседатели; в-четвертых, введение для кандидатов в присяжные заседатели обязанности прохождения тестирований, собеседований с участием специалистов: психиатра, психолога, нарколога и др. в целях определения степени готовности потенциальных присяжных заседателей и их способности к принятию по делу справедливого и обоснованного решения, в- пятых, внесение изменений в УК РФ, устанавливающих ответственность кандидата в присяжные заседатели за предоставление заведомо ложной информации о себе.

Хлуднев А.А. Забайкальский государственный гуманитарно- педагогичесекий университет им. Н.Г. Чернышевского




МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ