В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 67 от 20 декабря 2006 г. даются разъяснения арбитражным судам по вопросам, возникшим в судебной практике при применении федеральных законов от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон), и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению.
Каковы особенности признания юридического лица «недействующим»?
Согласно статье 21.1 Закона о регистрации, если юр. лицо не представляло отчетность о своей деятельности (согласно законодательству РФ о налогах и сборах) и не осуществляло операции ни по каким банковским счетам в течении последних 12 месяцев, то данное юр. лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, или являющимся недействующим юр. лицом.
Такое юр. лицо можно исключить из государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, но при этом нужно учитывать, что данная норма является специальным основанием прекращения юр. лица, не связанным с его ликвидацией. В связи с этим не подлежит применению п.4 ст. 61 ГК РФ о производстве дела о банкротстве в случае нехватки имущества юр. лица для удовлетворения требований кредиторов.
Недействующее юр. лицо может быть исключено из гос. реестра юридических лиц при условии, что оно имеет задолженности по сборам, налогам, пеням, сборам и санкция перед бюджетами разных уровней. Уполномоченные органы по делам о банкротстве могут принять решение об обращении в арб. суд для признания должника банкротом в случае наличия вероятности погашения задолженности по обязательным платежам.
Что необходимо проверить суду перед принятием заявления уполномоч. органа о признании должника банкротом?
Перед принятием заявления о признании банкротом юр. лица, суд должен проверить, не признано ли юр. лицо недействующим и осуществлялось ли его исключение из Единого гос. реестра юр. лиц. Это не проверяется в случае, если по закону к данному юр. лицу не может применяться процедура исключения из реестра.
О невозможности исключения юр. лица из реестра должны быть представлены в административном порядке налоговым органом доказательства.
Каков порядок работы с заявлением налогового органа о ликвидации или признании банкротом юр. лица, обладающего признаками недействующего?
Если юр. лицо обладает признаками недействующего юр. лица, то заявление о принудительной ликвидации или о признании юр. лица банкротом, поданное в арбитражный суд, возвращается заявителю. Исключением являются случаи, когда из-за поступления возражений согласно п. 4 си. 21.1 Закона о регистрации, решение об исключении недейств. юр. лица из гос. реестра юр. лиц не принято или было признано недействительным в судебном порядке.
Если в ходе производства дела о принудительной ликвидации (банкротство) юр. лица выясняется, что юр. лицо признано недействующим, то согласно п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ работа по делу прекращается.
Каковы особенности предоставления уполномоченным органом доказательств, подтверждающих наличие у юр. лица имущества, за счет которого вероятно погашение задолженности по обязательным платежам?
Подавая заявление о признании банкротом должника, уполномоченный орган должен представить доказательства существования имущества, объем которго достаточен: для покрытия расходов по делу о банкротстве; для погашения задолженности по обязательным платежам и денеж. обязательствам перед публичным образованием.
В качестве доказательств рассматриваются:
- - ответы на запросы от соответствующих органов об учтенных транспортных средствах, зарегестрированных прав на недвиж. имущество;
- - другие документы, полученные в ходе поиска имущества на которое может быть наложено взыскание налоговым органом или судебными приставами.
Если право на имущество не оформлено на должника, то уполномоч. орган может доказать, что оно принадлежит должнику и что на имущество можно наложить взыскание.
Так же, взыскание может быть наложено на имущество лиц, имеющих субсидиарную ответственность по обязат-вам должника, или при оспаривание сделок юр. лица, являющегося должником.
При отсутствии данных доказательств, заявление о возбуждении дела о банкротстве возвращается заявителю.
Данные положения не отменяют возможность регистрирующего органа инициировать исключение недействующего юр. лица из Единого гос. реестра юр.лиц.
Каков порядок работы суда с момента принятия заявления и до вынесения решения о признании должника банкротом?
В период рассмотрения заявления уполномоч. органа о признании банкротом юр. лица, суды должны проверять законность и обоснованность требований уполномоч. органа о уплате обязательных платежей, и остается ли возможность в установ. законодательством порядке взыскать обязательные платежи.
Доказывать названные обстоятельства должен уполномоченный орган, подавший заявление о признании должника банкротом.
Если обстоятельства не доказаны или имущество должника не покрывает расходы по делу о банкротстве, и не потупало заявлений о готовности нести расходы по делу от иных кредиторов, производство по делу прекращается. После этого данное юр. лицо подлежит исключению из государственного реестра юр.лиц.
При каком условии принятое заявление о признании должника банкротом может быть возвращено заявителю?
Даже при задолженности юр. лицом обязательных платежей в бюджеты всех уровней, регистрирующий орган применяет процедуру исключения из гос. реестра. Поэтому, в случае если сумма затрат на проведение процедуры банкротства превышает размер суммы взыскания уполномоченного органа с юр.лица и нет возможности взыскать её с имущества юр.лица, заявление о признании банкротом арбитражный суд возвращает заявителю.
С кого взимаются расходы по делу о банкротстве в случае его прекращения?
Если прекращено производство по делу о банкротстве, понесенные расходы возмещаются из средств финансирования деятельности уполномоч. органа при проведении процедур банкротства.
Составитель
Воробьева Мария
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 4365