СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Краудсорсинг как эффективная экономическая технология

Термин «краудсорсинг» был введен в 2006 г. писателем Джеффом Хау (Jeff Howe) и редактором журнала Wired Марком Робинсоном (Mark Robinson). Он образован от английских слов crowd - толпа и sourcing - использование ресурсов, и означает передачу определенных производственных функций неопределенному кругу лиц и не предполагает заключение трудового договора [1]. Проще говоря, это использование потенциала огромного количества людей для решения различных задач, которые возникают при ведении бизнеса.

Краудсорсинг знаком человечеству давно. Обсуждение конституции или пенсионной реформы, высказывание идей по поводу реформирования системы образования, предложения относительно названия улицы или города - все это примеры краудсорсинга. Акции от компаний, в рамках которых пользователи могут получить приз, рассказав об использовании ее продуктов или сформулировав идею рекламы нового товара, - это наиболее яркие и хорошо знакомые идеи краудсорсинга. По сути, маркетологи компаний, предлагающих призы, используют идеи толпы для построения рекламной стратегии [2].

Основная идея краудсорсинга - это снижение затрат компании, но при этом еще и получение доступа к огромному человеческому потенциалу. Например, чтобы разработать логотип, компании необходимо обратиться в специализированную рекламную фирму. Однако стоимость подобных услуг высока, а если такие услуги нужны крупным компаниям или корпорациям, то суммы получаются в разы больше. Чтобы уменьшить такие расходы, крупные корпорации разработали технологию, когда на обсуждение огромной аудитории выносится какая-либо проблема и за скромное вознаграждение корпорация получает множество различных вариантов, которые впоследствии и используются в самой корпорации.

Несмотря на схожесть с понятием «аутсорсинг» (передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или про-

изводственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области), в краудсорсинг могут быть вовлечены не только эксперты и профессионалы, но и обычные пользователи Интернета, небезразличные к будущему страны, готовые поделиться собственным мнением и интересными идеями. Участники проекта не только сами предлагают инновационные решения, но и развивают и усовершенствуют предложения друг друга.

Наиболее простым примером краудсорсинга является американская компания по производству футболок Threadless. Ее представители еженедельно проводят онлайн-конкурс среди профессиональных художников и любителей на лучший дизайн рисунка. Победители конкурса получают денежное вознаграждение и свое имя на этикетке, однако, как выяснилось, далеко не это является основным мотивом для участников. Гораздо важнее желание увидеть свою идею реализованной и признанной остальными. Таким образом, краудсорсинг обеспечивает компании существенную экономию средств на штатных сотрудниках и дает доступ к неисчерпаемому источнику новых творческих идей. В то же время дизайнеры и обычные люди получают возможность реализовать себя.

Появление краудсорсинга обусловлено самим течением времени. Приоритеты использования ресурсов в трудовых отношениях кардинально изменились: «В XIX в. на первом месте были вещи, на втором - деньги, на третьем - люди. Соответственно, и основной схемой трудовых отношений был инсорсинг, когда использовались только собственные ресурсы. Во второй половине XX в. ситуация поменялась: уровень технологий повысился до такой степени, что для создания вещей нужны были только деньги. А люди сами шли туда, где были деньги и технологии. В этот период активно внедряется аутсорсинг. Ну, а сегодня, в XXI в., на первый план выходит человеческий ресурс. Вещи мы умеем делать любые, стоимость денег резко упала в силу многих причин. Г лавным становится вопрос: откуда взять людей?» [3]. Именно краудсорсинг может стать средством реализации экономических, социальных и иных гражданских инициатив: среди толпы людей всегда найдутся такие, кого можно привлечь к какому-либо проекту, - эксперты в своем деле.

Использование краудсорсинга не предполагает серьезных затрат, а результаты от его применения, как показывает практика, превышают понесенные затраты. Поэтому причина заключается в том, чтобы использовать результаты краудсорсинга и увеличивать качество бизнеса, его доходность.

Схема проста: фирма выкладывает в Сети задание, в реализации которого могут принять участие все желающие. Таким заданием может быть все что угодно.

Во-первых, мозговой штурм на любую тему (скажем, название для нового продукта, слоган для рекламной кампании или идея по улучшению качества обслуживания).

Во-вторых, краудсорсинг можно применять как способ сбора данных для маркетингового исследования, в целях изучения спроса, конкурентной среды, лояльности потребителей к какому-то продукту.

Третье применение - создание реального продукта, например, рекламного ролика, концепции продвижения или дизайна товара [4].

Краудсорсинг - это прогрессивный метод организации труда и решения бизнес-задач, однако использовать его стоит с осторожностью, помня обо всех его преимуществах и недостатках.

Преимуществом краудсорсинга является повышение производительности труда при минимизации трудовых и научно-исследовательские расходов. Используя Интернет для получения отзывов от активных пользователей, клиенты могут снизить количество времени, потраченное для сбора данных в рамках формальной фокус-группы или направления исследований. Привлекая клиентов в маркетинг, брендинг и продакт-про- цессы развития, менеджеры могут сократить расходы на персонал и риски, связанные с неопределенностью спроса на рынке.

Толпа не является наемным работником, поэтому руководство не может полностью контролировать ход ее работы. Это основной недостаток краудсорсинга.

Чем еще полезен бизнесу краудсорсинг? К разработке проекта привлекается больше людей по меньшей цене, чем если бы им занималась одна фирма, специализирующаяся на оказании таких услуг. Тем самым демонстрируется прозрачность бизнеса и готовность к сотрудничеству, повышается лояльность к бренду. Фирма-заказчик почти ничем не рискует, ведь от неудачных решений всегда можно отказаться.

Одной краудсорсинговой технологии недостаточно для реализации проекта по поиску инновационных решений - для отбора поступивших предложений необходим серьезный анализ со стороны экспертов заказчика, что трудоемко и не всегда эффективно с точки зрения соответствия результата затраченным на его получение усилиям.

Платформой для краудсорсинговых проектов являются социальные сети, способные практически мгновенно обеспечить массовое участие в любом начинании, однако в большинстве случаев основным ограничением таких проектов является их же достоинство - неорганизованное и непрофессиональное сообщество людей. Правда, это ограничение нельзя считать недостатком, если решается задача получения обратной связи от максимально широкой аудитории. Имеются краудсорсинговые проекты, объединяющие специалистов в узкой области знаний (например сообщества, разрабатывающие программные продукты с открытым кодом) [5].

Краудсорсинговые проекты в различных сферах бизнеса уже достаточно успешно работают за рубежом. В России применение краудсорсинга несколько иное, чем на Западе. Знают о нем не многие, а те, кто знает, относятся с недоверием. Часто краудсорсингом пытаются пользоваться небольшие фирмы, у которых просто нет денег на оплату услуг профессиональных агентств. Намного реже к ресурсу «толпы» прибегают успешные компании, причем результаты подобных акций гораздо скромнее, чем на Западе. Краудсорсинговые технологии в бизнесе пытается использовать Сбербанк, в частности, для разработки своей программы развития, однако и в этом случае большой вал предложений не гарантирует их высокое качество.

В нашей стране существует две специально разработанных платформы для реализации таких проектов: WikiVote! и Witology, специализирующаяся на разработке синтеллектуальных краудсорсинговых решений.

Специализированная система рейтингов, доступ к подробной информации о каждом участнике, систематизированные критерии отбора идей и рыночные механизмы их оценки на определенных этапах - все это помогает выделить действительно лучшие идеи и наиболее толковых участников из всех остальных.

Сейчас самая успешная экономическая модель - это экономика знаний. Краудсорсинг как раз и является технологией не «производства» знаний, но их систематизации, поиска путей использования и разработки механизмов внедрения в жизнь [6].

В Рунете есть тысячи талантливых людей, которых интересует творческая работа, позволяющая «размять мозги». Краудсорсинг дает им такую возможность, поэтому, однозначно, потенциал у этого метода есть. Однако далеко не все компании готовы экспериментировать, многим необходим постоянный контакт с рекламным агентством. Поэтому сегодня о краудсорсинге можно говорить только как о зарождающемся методе, находящемся в стадии проб и ошибок.

Библиографический список

Хау Д. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса : [пер.с англ.]. М. : Изд-во «Альпина Паблишер», 2012.

Михайлов А. Краудсорсинг - недорогой инструмент развития малого бизнеса. Режим доступа : http://www.pro-biznes.com.

Буров В. Краудсорсинг. Мудрость толпы. Ч. 2. Режим доступа : http://www.brainity.ru/society/trends/11051.

Режим доступа : http://businessoptimizing.ru/crowdsourcing.html.

От краудсорсинга к ноосорсингу. Режим доступа : http://www.osp.ru /os/2012/01/13012255.

Режим доступа : http://crowd21.fom.ru/book/node/complex/165.




О. В. Стрельченко Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (Шахты)


Актуальные исследования в экономике фирмы [Текст] : материалы I Летней школы аспирантов и магистрантов (Екатеринбург, 3-7 сентября 2012 г.) / [отв. за вып. Э. В. Пешина, В. Ж. Дубровский, С. Н. Смирных]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - 174 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601