СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Современные тенденции развития черной металлургии. Особенности экспортно ориентированных предприятий черной металлургии

В статье выделены современные тенденции развития рынков черной металлургии в мире и в России и сформулированы задачи развития российских предприятий отрасли с целью укрепления их позиций на мировых рынках. Определение особенностей экспортно ориентированных предприятий черной металлургии России позволяет выявить их отличие от предприятий других стран. Даны рекомендации по организации деятельности российских экспортно ориентированных предприятий черной металлургии с целью укрепления их позиций в мировом производстве и продаже сталей и проката.

Черная металлургия служит основой развития мировой экономики на протяжении нескольких столетий. Согласно данным ежегодных статистических отчетов Международного института чугуна и стали (IISI), около 30% отлитого металла расходуется в машиностроении, включая тяжелое машиностроение, судо-, авиа, автомобилестроение и т.д.; еще 25% - в строительстве, включая промышленное и гражданское строительство.

При мировом производстве стали в размере 1,41 млрд т в 2010 г. на долю России приходится 4,8-5% мирового объема, что позволяет сохранять 4-е место в мире, уступая только Китаю, Японии и США.

Черная металлургия занимает ведущие позиции в экономике нашей страны. На ее долю приходится 4,5% ВВП (1 786 млрд р.), около 15% промышленного производства, 6,2% основных фондов. Предприятия отрасли обеспечивают до 6% налоговых поступлений в консолидированный бюджет России.

Более того, черная металлургия занимает стратегические позиции в нашем регионе. Уральская металлургическая база является самой крупной в России, на ее долю приходится 43% выплавляемой с год стали и 42% общего объема выпуска проката России. Металлургическое производство Свердловской области составляет 46-49% общего объема произведенных в области товаров и услуг: в 2011 г. выпуск продукции черной металлургии составил 573 млрд р.

Особенностью черной металлургии России в целом и Свердловской области в частности является то, что более 30% оборота отрасли отправляется на экспорт, более 90% предприятий отрасли - экспортно ориентированные. Черная металлургия обеспечивает более 8% общероссийского объема валютной выручки.

Развитие отрасли и каждого отдельного предприятия черной металлургии существенно влияет на экономический климат нашей области, России и мирового хозяйствования в целом, обеспечивая бюджеты всех уровней поступлениями, население - рабочими местами и социальными гарантиями, экономику - инвестициями.

Особое значение развитие черной металлургии имеет в Свердловской области, где почти половина ВВП приходится на металлургическую промышленность. Исследование и анализ мировых тенденций развития черной металлургии позволит отечественным предприятиям разработать программу мероприятий по повышению конкурентоспособности российской продукции и сохранению, а в некоторых случаях и укреплению своих позиций на внешних ранках.

Целью проекта является определение современных тенденций развития рынков черной металлургии в мире и в России, а следовательно, и определение и формулирование задач развития российских предприятий отрасли с целью укрепления их позиций на мировых рынках.

В 2010 г. мировой рынок черной металлургии практически вышел из кризиса, и мировое производство достигло рекордного уровня в раз-

В настоящее время 16 крупнейших стран - производителей стали. по данным Мировой ассоциации стали на 2010 г.. обеспечивают 84,5% мирового производства (рис. 1 ).

В конце 90-х гг. ХХ в. и первом 10-летии XXI в. в глобальной металлургии началась реорганизация, которая привела к изменению структуры рынка металлов. Можно выделить основные элементы данной реорганизации.

Консолидация активов, которая привела к образованию крупных региональных и международных компаний, таких как ArcelorMittal (выпуск продукции составляет 97 млн т в 2011 г.), POSCO (39.1 млн т), Tata Steel (23.8 млн т), Evraz (16.8 млн т) (рис. 2).

ArcelorMittal

Hebei Group

Boasteel Group DPOSCO

Wuhan Group

Nippon Steel D Shagang Group

Shougang Group

JFE

¦ Ansteel Group

Shandong Group

Tata Steel

US Steel

Gerdau

Nucor

D ThyssenKrupp

Evraz

Maanshan

Benxi

Hyndai steel

Riva Group

Valin Group

SeverStal

Metinvest

China Steel Corp

Прочие

Рис. 2. Структура мирового производства стали в 2011 г.

Переориентация большей части металлургических компаний на производство высокотехнической продукции

Модернизация и постройка новых металлургических мощностей, особенно в Китае, Турции, Индии и странах СНГ.

Реорганизация отрасли позволила снизить процент неиспользуемых мощностей. К 2010 г. средняя загруженность мощностей в черной металлургии достигла 80%.

Из анализа динамики и структуры рынка очевидно, что формируются новые центры производства - это страны Дальнего Востока во главе с Китаем. Черная металлургия Китая будет развиваться и дальше, только умеренными темпами, так как потребление металлопродукции на душу населения в Китае достаточно низко. Проблема китайский металлургии состоит в том, что производственные мощности позволяют выпускать только полуфабрикат, а всю высокотехническую продукцию страна вынуждена завозить из Японии, США, ЕС. Следовательно, китайская черная металлургия в ближайшее время не сможет стать единственным центром мирового металлургического производства.

Нужно отметить, что в таких странах и регионах. как Бразилия, Южная Америка, СНГ. сохраняется низкий уровень издержек производства. Поэтому экспорт из этих стан будет сохранять и увеличивать свою долю на мировом рынке в ближайшие годы.

За последние 10 лет наблюдает расширение географии поставок каждого отдельного предприятия черной металлургии. До 2000 г. большинство предприятия черной металлургии были ориентированы на один территориальный рынок сбыта: российские предприятия обеспечивали внутренний спрос и рынок стран СНГ, заводы Германии, Испании и Италии были ориентированы на спрос в Западной Европе. По этой причине в каждом регионе производится весь сортамент стального проката и конечная цена на прокат значительно отличалась в зависимости от региона продажи. Значительная дельта цен на прокат послужила одной из причин освоения новых рынков. На протяжении последних 10 лет производители все больше осваивают новые рынки сбыта, чем ужесточают конкуренцию на мировом рынке и уравнивают конечные цены на металлопрокат. В результате появляется понятие «средняя мировая цена» на определенный сортамент, ее диапазон постоянно стремится к минимуму.

Консолидация активов в отрасли привела к тому, что 43% продукции выпускается крупнейшими 20 компаниями, которые представляют объединения предприятий с полным циклом производства, разбросанных по всему миру и общими центрами управления. Данные структуры имеют возможность оптимизировать деятельность согласно конъюнктуре рынков отдельных регионов, уровня спроса и т.д. Консолидированные центры продаж и закупок позволяют снизить издержки по закупу материалов и сырья благодаря крупным партиям, стабильности поставок, гарантии платежа. а также максимизировать уровень прибыли.

При этом постепенно, но бесповоротно уходят с рынка средние и мелкие предприятия, не обладающие полным производственным циклом. Их производственные мощности либо выкупаются крупными игроками рынка при условии высокой рентабельности данного производства в комплексе ТНК, либо идут под снос, в лом.

В развитых странах наблюдается тенденция выноса металлургических предприятий за границы населенных пунктов в соответствии с ужесточенными требованиями комиссии по окружающей среде. В основном это касается устаревших и выработанных производственных мощностей, поэтому собственники данных активов зачастую предпочитают закрыть предприятие, очистить участок и продать.

В 2005-2011 г. наблюдается сокращение спроса на крупносортный прокат и резкий рост спроса на арматурную и проволочную сталь, что связано в первую очередь с изменением технологий глобального строительства. Все это привело к сокращению производства крупносортного проката, закрытию станов и заводов (особенно в Европе) и постройке новых мелкосортных станов (в странах СНГ, ЕС и Китае).

Кроме того. нужно отметить, что только высокоразвитые страны обладают производственными мощностями. позволяющими выпускать высокотехническую продукцию черной металлургии. В условиях роста спроса на высокотехническую продукцию и резкого спада на продукцию чернового передела компании вынуждены инвестировать в высокотехническое оборудование нового поколения, модернизировать старые производственные мощности, чтобы сохранить свою долю на рынке и соответствовать современным требованиям к продукции черной металлургии.

Более 85% предприятий черной металлургии России считаются экспортно ориентированными, т.е. более 40% объема продаж данных предприятий приходится на внешние рынки, на экспорт.

В России нет механизма субсидирования данных предприятий за счет федеральных средств, в отличие от предприятий Китая и Южной Америки. Согласно нормам Налогового кодекса РФ единственная привилегия состоит в том, что ставка НДС на экспорт составляет 0%.

Следовательно, экспортно ориентированные предприятия черной металлургии России находятся в более жестких условиях, чем предприятия других стран. Осложняет их положение морально и физически устаревший производственный фонд.

Более того, для организации и ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) любое предприятие должно ввести в собственную структуру дополнительную административную единицу - отдел ВЭД, который включает в себя финансового работника, бухгалтера, специалиста по продажам, юриста со знанием международных норм торговли и законодательства, что. в свою очередь. увеличивает расходы предприятия.

Каждое экспортно ориентированное предприятие принимает на себя как внутрироссийские, так и международные риски. С целью оптимизации рисков предприятия вынуждены вести сделки в различных валютах и расширять географию поставок, т.е. постоянно осваивать новые рынки сбыта. Более того, предприятия вынуждены вести постоянный мониторинг и изучать конъюнктуру мирового рынка, что невозможно без привлечения специалистов по международному маркетингу.




О. А. Семёновых Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Актуальные исследования в экономике фирмы [Текст] : материалы I Летней школы аспирантов и магистрантов (Екатеринбург, 3-7 сентября 2012 г.) / [отв. за вып. Э. В. Пешина, В. Ж. Дубровский, С. Н. Смирных]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - 174 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601