СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Методика управления издержками при многономенклатурном производстве

Рассматривается методический подход к управлению издержками на предприятии при многономенклатурном производстве. Особое внимание уделяется разнесению накладных расходов предприятия по видам продукции. Анализируется поведение показателей финансовой привлекательности товаров в составе всей многономенклатурной производственной программы. Предлагаемая методика позволяет оградить предприятие от тех нежелательных последствий, к которым может привести отсутствие эффективного управления издержками при производстве продукции.

Существует большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль. Для каждого способа наиболее важным фактором являются издержки, которым в реальной практике менеджеры предприятий не уделяют должного внимания. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек и их взаимозависимости, особенно тогда, когда речь идет о многономенклатурном производстве. Принципиальным является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные издержки и в дальнейшем научиться ими управлять.

Эффективное управление издержками предполагает следующие преимущества предприятия и его продукции на рынке: производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен; наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции; возможность использования гибкого ценообразования; предоставление объективных данных для создания бюджета предприятия; принятие обоснованных и эффективных управленческих решений.

Цель исследовательского проекта - разработать методику управления издержками для предприятия с многономенклатурным производством.

В качестве анализируемого предприятия рассмотрим один из молочных заводов Челябинской области. Для удовлетворения спроса потенциальных покупателей молзавод выпускает более сорока видов молочной продукции. Широта и глубина товарного ассортимента предприятия велика и разнообразна. Но проанализировать детально структуру всего товарного ассортимента сложно и нецелесообразно. Поэтому необходимо избавиться от излишней детализации для понимания основных (значимых) факторов, влияющих на процесс управления, и рассмотреть базовые усредненные данные по ассортиментным группам. Далее можно проанализировать каждый вид молочной продукции отдельно.

Произведем консолидацию данных по всем ассортиментным группам (табл. 1).

Т аб л иц а 1

Усредненные данные по ассорттментным группам

Ассортиментная группа Объем реализации, кг Цена реализации за 1 кг Прямые переменные издержки, р./кг

Молоко 928 210 22,77 10,00

Сливки 27 457 50,80 23,48

Кисломолочные продукты 663 704 25,02 10,55

Сметана 168 412 76,36 31,48

Творог 85 056 115,83 47,70

Масло 84 300 163,14 116,10

Молоко сгущенное 2 020 53,75 33,96

Йогурт 1 765 68,00 29,04

СОМ 113 600 75,00 60,97

Для управленческого учета на предприятии разработана следующая система классификации затрат. В состав прямых переменных издержек входят расходы в денежном выражении на сырье, пищевые продукты, упаковку и зарплату основным рабочим. Общецеховые и общезаводские расходы составляют косвенные издержки. Общезаводские затраты разделены на управленческие и коммерческие расходы.

Все косвенные затраты на заводе распределяются по ассортименту пропорционально количеству выработанной продукции.

Распределение расходов молзавода по видам выпускаемой продукции, а также расчет финансовых показателей, таких как точка безубыточности (порог рентабельности) [3. С. 41], вклад на покрытие [3. С. 48], запас финансовой прочности [3. С. 58] и операционный рычаг (леверидж) [3. С. 59] приведены в табл. 2. Без предварительного расчета показателей не должно приниматься решение о производстве какой-либо продукции.

В целом объем продаж на анализируемом молзаводе находится выше уровня безубыточности, а продажа отдельных продуктов также приносит прибыль. Предприятию следует стремиться к увеличению объемов продаж продуктов, имеющих высокий коэффициент вклада на покрытие (сливки, сметана, творог, масло и йогурт). Коэффициент вклада на покрытие этих продуктов значительно больше (27, 32-68, 13), чем средневзвешенный коэффициент по предприятию (19, 87).

Т аб л иц а 2

Таблица распределения расходов предприятия по видам продукции

Показатель Молоко Сливки Кисломолочные

продукты Сметана Творог Масло Молоко

сгущенное Йогурт СОМ ИТОГО

Объем реализации, кг 928 210 27 457 663 704 168 412 85 056 84 300 2 020 1 765 113 600

Цена реализации, за 1кг 22,77 50,80 25,02 76,36 115,83 163,14 53,75 68,00 75,00

Прямые издержки 9 284 029 644 555 6 999 814 5 302 014 4 056 799 9 787 424 68 598 51 248 6 926 045 43 120 526

Косвенные издержки 6 970 470 206 191 4 984 140 1 264 704 638 735 633 058 15 169 13 254 853 089 15 578 809

- общецеховые расходы 2 261 289 66 890 1 616 904 410 282 207 212 205 370 4 921 4 300 276 750 5 053 919

- общезаводские расходы 4 709 181 139 300 3 367 236 854 421 431 523 427 688 10 248 8 955 576 338 10 524 890

Общие затраты 16 254 499 850 746 11 983 954 6 566 718 4 695 534 10 420 482 83 767 64 502 7 779 134 58 699 335

Сумма реализации 21 134 187 1 394 816 16 604 368 12 860 101 9 851 752 13 752 500 108 580 120 020 8 520 000 84 346 323

Прибыль до налогообложения 4 879 688 544 070 4620 414 6 293 383 5 156 218 3 332 018 24 813 55 518 740 866 25 646 988

Рентабельность продаж, % 23,09% 39,01% 27,83% 48,94% 52,34% 24,23% 22,85% 46,26% 8,70% 30,41%

Точка безубыточности, кг 545 989 7 546 344 419 28 181 9 375 13 459 766 340 60 799

Вклад на покрытие 12,77 27,32 14,47 44,88 68,13 47,04 19,79 38,96 14,03 19,87

Запас финансовой прочности 41,18% 72,52% 48,11% 83,27% 88,98% 84,03% 62,06% 80,73% 46,48% 51,27%

Операционный рычаг 2,43 1,38 2,08 1,20 1,12 1,19 1,61 1,24 2,15 1,61

Относительно низкий уровень постоянных затрат в целом по предприятию (26,5% от совокупных затрат) и достаточный запас финансовой прочности определяют среднее для предприятия значение операционного рычага (1,61). Это означает, что увеличение выручки на 1% при сложившейся структуре продаж даст заводу 1,61% увеличения прибыли.

Выше были описаны и рассчитаны показатели, которые рекомендуется использовать для оценки финансовой привлекательности товаров. Однако финансовые показатели, рассчитанные для одного продукта и те же финансовые показатели, рассчитанные для всех изделий предприятия в многономенклатурном производстве, существенно отличаются.

Рассмотрим поведение точки безубыточности для случая, когда предприятие выпускает только один вид продукции и в случае многономенклатурного производства. В первом случае следует говорить о так называемой классической точке безубыточности.

При определении понимания классической точки безубыточности [1; 2; 3] предполагается, что постоянные издержки должны быть зафиксированы и только тогда эту точку можно рассчитать. Это может быть верно, если предприятие выпускает только один вид продукции. А если предприятие выпускает два вида и более? Значит, постоянные издержки распределяются по какой-то методике, принятой на этом предприятии. Следовательно, разнесение постоянных издержек распределяется на каждый вид продукции, и, как правило, величина этих издержек на каждый вид продукции зависит от ее удельного веса в общей номенклатуре.

Поэтому для точки безубыточности в случае многономенклатурного производства был введен термин - динамическая точка безубыточности [2], которая рассчитывается в составе всей производственной программы предприятия. Так как на точку безубыточности отдельного продукта в составе предприятия оказывает влияние изменение объема реализации других видов продукции, то расчет должен производиться по всем видам продукции одновременно.

Алгоритм определения динамических точек безубыточности для всей продукции предприятия в многономенклатурном производстве:

Рассчитать классические точки безубыточности для всех продуктов предприятия при многономенклатурном производстве.

Если значения точек безубыточности каждого продукта равны его объемам реализации, то найденные точки безубыточности являются динамическими точками безубыточности каждого продукта предприятия при многономенклатурном производстве. Иначе необходимо перейти к шагу 3.

Сделать корректировку объема реализации для каждого продукта из всей номенклатуры. Для этого необходимо положить равным объем реализации продукта точке безубыточности, найденной на шаге 1. После чего произвести перерасчет переменных издержек, так как объем реализации каждого вида изделия изменился, и общезаводских и общецеховых расходов, а также изменилась база каждого продукта, по которой распределяются эти постоянные издержки. Перейти к шагу 1 с учетом изменения переменных и косвенных издержек.

Несмотря на обилие взаимосвязанных параметров - возможно только одно единообразное решение для всех видов продукции многономенклатурного производства.

С помощью данного алгоритма определим точки безубыточности для каждого вида продукции в составе всего молочного завода в целом.

Сравним рассчитанные динамические точки безубыточности для каждого продукта с фактическим объемом реализации на молочном заводе (табл. 3).

Т аб л иц а 3

Анализ отклонений полученной точки безубыточности при нулевой рентабельности каждого продукта с объемом реализации

Ассортиментная группа Количество выработанной продукции, кг Точка безубыточности, кг Отклонение от объема реализации, кг Отклонение от объема реализации, %

Молоко 928 210 1 220 271 292 061 +31,5

Сливки 27 457 - -27 457 -100

Кисломолочные продукты 663 704 - -663 704 -100

Сметана 168 412 - -168 412 -100

Творог 85 056 - -85 056 -100

Масло 84 300 - -84 300 -100

Молоко сгущенное 2 020 - -2 020 -100

Йогурт 1 765 - -1 765 -100

СОМ 113 600 - -113 600 -100

Получается, что завод может производить только молоко на уровне точки безубыточности (1 220 271,19 кг), покрывая при этом все свои издержки. При превышении данного уровня предприятие начнет получать прибыль от каждого дополнительно проданного килограмма молока. У остальных ассортиментных групп динамические точки безубыточности находятся на нулевом уровне. Это говорит о том, что на предприятии не уделяется должного внимания квалифицированному разнесению накладных расходов по видам продукции или существуют значительные перекосы в определении ее себестоимости. Поэтому было принято решение

об уточнении того, в какой степени элементы косвенных затрат связаны с производством конкретной ассортиментной группы. После чего появилась необходимость в корректировке разнесения накладных расходов, а именно:

общецеховые расходы распределяются пропорционально количеству выработанной продукции;

30,00% Сливки; 0,25%

Структура распределения общезаводских расходов по каждому виду продукции

В таком случае распределение затрат и все соответствующие финансовые показатели при запланированном объеме реализации поменяют свои значения. Причем, при поиске нулевой точки рентабельности для всех продуктов при изменении распределения накладных расходов изменится и точка их безубыточности (табл. 4).

Т аблица 4

Анализ отклонений полученной точки безубыточности при нулевой рентабельности каждого продукта с объемом реализации при изменении базы и соотношений распределения накладных расходов

Ассортиментная группа Количество выработанной продукции, кг Точка безубыточности, кг Отклонение от объема реализации, кг Отклонение от объема реализации, %

Молоко 928 210 611 679 316 531 34

Сливки 27 457 1 180 26 277 96

Кисломолочные продукты 663 704 334 215 329 489 50

Сметана 168 412 25 088 143 324 85

Творог 85 056 15 844 69 212 81

Масло 84 300 12 526 71 774 85

Молоко сгущенное 2 020 1 782 238 12

Йогурт 1 765 775 990 56

СОМ 113 600 2 921 110 679 97

Таким образом, принятие решения об изменении методики разнесения накладных издержек дало в итоге совершенно иной результат, который говорит, что предприятию необходимо пересмотреть цены на отдельные продукты, дать новую оценку результатам деятельности завода в целом.

Однако необходимо отметить, что не существует идеальной базы распределения накладных расходов, но существует более корректная база распределения для каждого предприятия.

Библиографический список

Савчук В. П. Управление финансами предприятия. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Пикуза В. И. Автоматизация и моделирование бизнес-процессов в Excel. Режим доступа : http://www.management.com.ua.

Управление издержками предприятия. Режим доступа : http://www.carana.ru.




Е. С. Рассадина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Актуальные исследования в экономике фирмы [Текст] : материалы I Летней школы аспирантов и магистрантов (Екатеринбург, 3-7 сентября 2012 г.) / [отв. за вып. Э. В. Пешина, В. Ж. Дубровский, С. Н. Смирных]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - 174 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601