СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования и управления в неконкурентных отраслях промышленности

В статье исследуются вопросы внутрифирменного и стратегического планирования, особенности их применения в компаниях металлургической отрасли. Предложены варианты стратегической деятельности предприятий на основе комплексного стратегического анализа положения предприятия.

Значимость стратегического планирования развития производства в компаниях металлургической отрасли обусловлена в высокой потребностью в адаптации к постоянно меняющейся конъюнктуре межотраслевого рынка, необходимостью повышения конкурентоспособности и роста конкурентных преимуществ. Планирование стратегии на предприятии основывается на определенных инструментах, применение которых не позволяет учитывать особенности отрасли, в которой функционирует предприятие. Нужна разработка рациональных инструментов стратегического планирования, которая основывается на использовании отраслевых особенностей деятельности компании, способствующих определению долгосрочного направления развития.

Вопросы формирования инструментов стратегического планирования с учетом отраслевых особенностей развития предприятия недостаточно проработаны, что определяет актуальность темы исследования.

Цель исследования - анализ методических основ и разработка практических рекомендаций по формированию инструментов стратегического планирования в металлургической отрасли. Для этого необходимо: определить отраслевые особенности формирования стратегического планирования в отрасли, систематизировать инструменты стратегического планирования в отрасли, определить особенности стратегического

планирования на различных уровнях производства в отрасли, разработать инструменты стратегического планирования.

Предмет исследования - инструменты стратегического планирования.

Объект исследования - компании металлургической отрасли.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования в металлургической отрасли предложенных вариантов стратегической деятельности предприятий.

Металлургическая промышленность, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.

Несмотря на адаптацию металлургической промышленности к рыночным условиям, технико-технологический уровень и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительными.

Анализ возможных направлений решения имеющихся проблем обусловливает необходимость разработки единой стратегии развития металлургической промышленности, направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений и предусматривающей развитие сотрудничества между структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями.

Деятельность в области внутрифирменного планирования, как и любая другая управленческая деятельность, должна строиться на основании определенных принципов. Соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Эффективным и устойчивым источником воздействия на спрос является маркетинговая деятельность современного промышленного предприятия. Одним из новых способов снижения степени неопределенности в процессе планирования деятельности современного промышленного предприятия являются контрактные отношения [1].

Наиболее существенным препятствием плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на исследования - организация подразделения планирования и привлечение дополнительного персонала [2].

Структурные изменения, которые переживает российская экономика, рыночная институциональная среда, находящаяся в стадии становления, отсутствие в промышленном бизнесе навыков стратегических разработок и адаптированных в отраслевой среде методов и механизмов управления конкурентоспособностью требуют проведения исследований с целью их разработки и практической апробации.

Анализ отрасли и конкуренции предполагает получение ответов на следующие вопросы:

каковы основные экономические черты отрасли; какие конкурентные силы действуют в отрасли и какова мощность каждой из них;

что движет изменениями в отрасли и какое влияние они на нее оказывают;

какие предприятия в отрасли имеют сильные и слабые конкурентные позиции;

какие стратегические действия могут предпринять отраслевые конкуренты;

какова привлекательность отрасли с точки зрения перспектив получения прибыли?

К основным показателям, характеризующим отрасль промышленности, следует отнести [3]:

размер рынка; масштаб конкуренции (региональная, национальная, международная или глобальная);

стадию роста рынка и развития отрасли;

число конкурентов в отрасли и их относительную величину;

количество покупателей;

степень интеграции производителей;

барьеры на входе-выходе;

темп изменений продукции и технологии;

возможность использования эффекта масштаба в ресурсном обеспечении, производстве, маркетинге;

степень загрузки производственных мощностей; эффективность производства и продаж; среднюю норму прибыли в отрасли;

капиталоемкость, требуемую для эффективной работы в отрасли. Для успешного прогнозирования действий конкурента необходимо систематизировать его текущую ситуацию, определить сильные и слабые стороны, оценить стратегическое положение.

Исходя из специфики отрасли нужно выделить 2-3 главных фактора и использовать их в качестве краеугольных камней программы достижения конкурентоспособности предприятием.

В ходе исследования определены факторы, затрудняющие развитие металлургической отрасли: внутриотраслевые; внешние.

В рамках внутриотраслевых факторов проявились следующие: высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов на ряде предприятий;

неконкурентность многих видов используемого рудного сырья и ограниченность ряда видов сырьевых ресурсов;

нарушение ранее действовавшего механизма воспроизводства рудно-сырьевой базы металлургической промышленности;

повышенные, по сравнению с показателями зарубежных предприятий-аналогов, удельные расходы сырья, материальных и энергоресурсов в натуральном выражении на производство однотипных видов металлопродукции;

низкий уровень производительности труда;

недостаточное внимание к проблемам охраны окружающей среды на ряде производств, что обусловливает сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферу и водные бассейны;

низкая восприимчивость предприятий к внедрению инноваций, прежде всего отечественных;

резкое обострение проблемы обеспечения предприятий квалифицированными кадрами.

Для анализа внутренних факторов конкурентоспособности предприятия в комплекс показателей дополнительно введены: динамика продаж; доля на рынке;

объем возврата продукции потребителем или объем принятых претензий к объему продаж;

уровень платежеспособности;

основные бизнес-процессы; эффективность исполнения.

К внешним факторам, определяющим уровень конкурентоспособности предприятия, в которые входят факторы макросреды, относятся:

недостаточная востребованность металлопродукции на внутреннем рынке вследствие его низкой емкости, прежде всего отраслей машиностроения и металлообработки;

высокие объемы российского импорта машин, оборудования, механизмов;

низкая восприимчивость внешних рынков к российской металлопродукции высоких переделов;

резкое усиление экспансии Китая и других стран Азиатского региона на мировых рынках металлопродукции.

Таким образом, основной системной проблемой металлургической промышленности, ограничивающей ее развитие, является недостаточный внутренний спрос на металлопродукцию и неполное соответствие технического уровня производства обеспечению перспективного выпуска конкурентоспособной продукции, что не отвечает целям и задачам высокоэффективного развития отрасли.

Стратегический анализ требует понимания того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Точная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.

Библиографический список:

Менеджмент организации : современные технологии : учеб. пособие / под ред. М. Г. Кузнецова. И. Ю. Солдатова. Ростов Н/Д : Феникс, 2002.

Большаков А. С. Менеджмент : стратегия успеха. СПб. : Литера, 2001.

Рынок, маркетинг, менеджмент : учеб. пособие / [А. И. Саввинский и др.]. 2-е изд. М. : Дашков и К°, 2005.




А. Н. Комарова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Актуальные исследования в экономике фирмы [Текст] : материалы I Летней школы аспирантов и магистрантов (Екатеринбург, 3-7 сентября 2012 г.) / [отв. за вып. Э. В. Пешина, В. Ж. Дубровский, С. Н. Смирных]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - 174 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601